Путешествие по лингвистике

  • Мероприятия
  • docx
  • 22.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие. Можно использовать во время проведения декады русского языка.
Иконка файла материала путешествие по лингвистике.docx

ГКОУ РД «Дарада-Мурадинский лицей

Гергебильского района»

 

 

 

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Путешествие по лингвистике» 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Зайналова Патимат Ахмедовна

 

2024г.

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛИНГВИСТИКЕ»

(для учащихся 5- 6 классов)

 

   Цели мероприятия:

·         выявить знания учащихся по различным разделам лингвистики;

·         формировать умение работать в группе;

·         развивать интерес к русскому языку;

·         воспитывать любовь к родному языку

 

   Задачи:

·        привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка;

·        формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях;

·        показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о предметах;

·        совершенствовать навыки речевого высказывания;

·        развивать память, внимание, логику и интеллект в целом;

    Оборудование:

·        раздаточный материал

·        мультимедийный проектор

·        презентация

 

Ход мероприятия

 

Вступительное слово учителя.

 

- Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в страну «Лингвистика», где много загадочного, неизвестного и интересного.

 

- Я предлагаю вам игру соревнование «Путешествие по лингвистике», где будут предложены вашему вниманию всевозможные задания, которые выявят ваши знания по русскому языку.

 

-Предлагаю разделиться на 2 команды

(Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитана и придумывают название.

Ведущие совместно с учителем проводят викторину, помощники подсчитывают набранные командами баллы.)

 

 

       ФОНЕТИКА и ГРАФИКА

 

1.       Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Фонетика)

2.       На какие группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные)

3.       Сколько букв в русском алфавите? (33)

4.       Сколько гласных букв в русском алфавите? (10 гл.)

5.       Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

6.       Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

7.       Какими бывают согласные звуки? (Звонкие-глухие, парные-непарные, твердые-мягкие)

8.       Какие буквы не дают звука? (Ъ и Ь знаки)

9.       Какие буквы дают 2 звука и в каких случаях? (Е, Е, Ю, Я)

10.   Назовите всегда твердые согласные? (Ж, Ш, Ц)

11.   Назовите всегда мягкие согласные? (Ч, Щ, Й)

12.   Назовите сонорные звуки (Л, М, Н, Р, Й)

13.   В каких словах звуков столько же, сколько букв?                                      

 Ночь, въезд, ясень, лён, съёмка, известно, ёлка (Въезд, ясень, съемка, лен)

14. Сколько раз встречается в предложении звук Ш ?                                

 Не то хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (4 раза)

15. Нарисуйте фонетический портрет слов: солью, возьму, леска, просьба.

                                «Фонетический салат»

Приготовление салата

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,

3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,

4 - в слове 4 слога.

        Для приготовления салата хозяйка взяла …………, ………, ……….., ……...

(помидоры, морковь, перец, лук)

  «Фонетический компот»

Приготовление компота

В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты:

в названии плодов звуков больше, чем букв.  Какие фрукты взяла хозяйка? (Яблоки)

 

ЛЕКСИКА

 

1.       Что изучает лексика? (Слово и его лексическое значение)

2.       Что такое слово? (Наименьшая единица языка)

3.       Какие слова называются многозначными? (Слова, у которых два или более лексических значений)

4.       Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)

5.       Как называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (Омонимы)

6.       Как называются слова разные по звучанию и написанию, но одинаковые по смыслу? (Синонимы)

7.         Что такое метафора? (Скрытое сравнение, которое построено на сходстве или контрасте явлений)

8.       Что такое олицетворение? (Литературный прием, в котором неодушевленному предмету приписываются свойства живых существ)

 

МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

1.     Что изучает морфемика? (Раздел науки, изучающий части слова)

2.       Что такое морфема? (Наименьшая значимая часть слова)

3.       Назовите части слова (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

4.       Морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка)

5.       Часть слова, в которой заключено лексическое значение слова? (Корень)

6.       Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные)

7.       Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? (Суффикс)

8.       Какая часть слова служит для образования форм слова? (Окончание)

9.       Часть слова без окончания? (Основа)

 

 

МОРФОЛОГИЯ

 

1.       Что изучает морфология? (Части речи)

2.       Сколько частей речи? (10)

3.       Назовите самостоятельные части речи (Имя сущ., имя прилаг., имя числит., глагол, наречие, местоимение)

4.       Назовите служебные части речи (Предлог, частица, союз)

5.       Часть речи, которая указывает, но не называет? (Местоимение)

6.       Часть речи, которая обозначает действие? (Глагол)

7.       Часть речи, которая обозначает признак предмета? (Прилагательное)

8.       Часть речи, которая служит для связи слов в предложении? (Предлог)

9.       Часть речи, которая показывает количество? (Числительное)

 

 

ФРАЗЕОЛОИЯ

1.       Какие сочетания слов называются фразеологизмами? (Устойчивые сочетания слов)

2.       Где найти разъяснение значений фразеологизмов? (Фразеологический словарь)

3.       В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два).

«Одним словом»

 

- Читаю фразеологизм, учащиеся должны подобрать синоним.

 

1.       Трудиться до седьмого пота – усердно;

2.       Не успел глазом моргнуть – мгновенно;

3.       Яблоку негде упасть – тесно;

4.       Бежать со всех ног – быстро;

5.       Из рук вон – плохо;

6.       Быть наверху блаженства – наслаждаться;

7.       Держать пари – спорить;

8.       В двух шагах – близко;

9.       И след простыл – исчез;

10.   Молоть ерунду – вздор;

11.   Сражаться, не щадя живота – смело;

12.   Крокодиловы слезы – притворные

 

 

«Окончи фразеологизм»

 

1. Золотые… (руки).                   1. Спустя…(рукава).

2. Изо дня… (в день)                  2. Не сводить…(глаз)

3. Ломать…(голову)                   3. Медвежья…(услуга)

4. Лакомый…(кусочек)             4. Зарубить…(на носу)

5. От нечего…(делать)             5. От всего…(сердца)

6. Лицом…(к лицу)                    6. Битком…(набито)

7. Калачом…(не заманишь)     7. Как рукой…(сняло)

8. Прикусить…(язык)                8. Мастер…(на все руки)

9. Не долго…( думая)                9. Ни жив…(ни мертв)

 

 

«Фразеологизмы – антонимы»

 

- Попытайтесь подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям:

1.        Приносить пользу (наносить вред)

2.        Набраться сил (выбиться из сил)

3.        Набраться терпения (выбиться из терпения)

4.        Попасть в беду (выбраться из беды)

5.        Заключить договор (расторгнуть договор)

6.        Не давать покоя (оставить в покое)

7.        Выйти из себя (взять себя в руки)

8.        Вступить в строй (выйти из строя)

9.        Открыть счет (закрыть счет)

10.   Одержать победу (потерпеть поражение)

11.   Лишиться чувств (прийти в чувство)

12.   Потерять сознание (прийти в сознание)

13.   Обратить внимание (оставить без внимания)

14.   Войти в доверие (выйти из доверия)

15.   Сдержать слово (нарушить слово)

                             

                                        СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ     

 

 

1.     Что изучает синтаксис? (Словосочетание, предложение)

2.   Что такое предложение? (Слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и грамматически и выражают законченную мысль)

3.       Что такое словосочетание? ( Сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически)

4.       Назовите виды предложений по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

5.       Назовите виды предложений по интонации? (Восклицательные, невосклицательные)

6.       Назовите виды предложений по наличию грамматических основ? (Простые, сложные)

7.       Какие предложения называются распространенными? (Предложения, которые содержат помимо главных членов хотя бы один второстепенный член предложения)

8.       Какие предложения называются нераспространенными? (Предложения, которые состоят только из главных членов)

9.       Назовите главные и второстепенные члены предложения (Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)

10.   Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания)

11.   Что такое прямая речь? (Передача слов какого-либо лица без изменений)

12.   Объясните расстановку знаков препинания при прямой речи? (Прямая речь пишется в кавычках и с большой буквы. Перед прямой речью ставится тире, а после- двоеточие)

 

 

 

ОРФОГРАФИЯ и ОРФОЭПИЯ

 

 

Расставьте ударения в следующих словах

1 команда

Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить, банты

орты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить, банты)

      2 команда

Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать, торты

     арфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать,  звонят, созвонимся, черпать, торты)

Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо

 

Чудес__ный, мес__ность, чу__ствовать, уча__ствовать, тер__ас__а, пьес__а, драм__а, ал__юминий, метал__ический, гостин__ая, прекрас__ный, трос__ник, вкус__ный, ис__кус__ный, ис__кус__твенный, юн__ый.

 

(Чудесный, местность, чувствовать, участвовать, терраса, пьеса, драма, алюминий, металлический, гостиная, прекрасный, тростник, вкусный, искусный, искусственный, юный).

 

Подведение итогов

Победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники команды получают оценку «5».

Спасибо всем, кто участвовал в мероприятии! Все молодцы! Вы доказали, что вы умницы и умники!