Конспекта урока русского языка
Тема: Урок развития речи. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой стиль речи.
Цель: создать условия для знакомства со стилями речи, подробно рассмотреть официально-деловой стиль речи;
Задачи:
образовательная: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.;
развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-заполнение таблицы
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Термины и понятия: официально-деловой стиль
Оборудование: раздаточные карточки
Этапы урока |
Ход урока (деятельность учителя и учащихся) |
Формирование УУД |
|||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний
|
Организационный момент. - Добрый день, мои друзья! Перед вами снова я. Очень рада видеть всех. Ждет сегодня вас успех. А еще скажу я вам: Улыбнитесь всем друзьям. Соберитесь, подтянитесь И тихонечко садитесь.
Мотивация к началу урока.
Поэтическая минутка. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема? Нужно
ясно понимать, Сформулируйте теперь тему урока. Запишите в тетради дату, тему. |
Познавательные УУД: Научатся – обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов |
|||||||||||||||
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
1. Словарная работа. Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ? Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова? Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова?
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль. 2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает). 3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль. 2. Постановка учебной задачи Какое определение подходит для нашего урока? Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания. А что такое цель высказывания? -разговор друзей -объяснение нового материала -ответ на уроке -пересказ художественного произведения -написание сочинения или изложения -написание заявления… Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи. 2. Постановка учебной задачи - В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный) Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
1) Работа с текстами (читает учитель) Разговорный стиль Поделиться
впечатленьем
Определите стиль речи (разговорный стиль). Где употребляется данный стиль? С какой целью употребляется данный стиль речи? Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…
Заполняют таблицу. Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола). В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано. Пришло письмишко мне. Гляжу - из лагеря, от Мишки. «ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», - написано в письмишке. «Лук лижет?! Что за чудеса? Наверно, шутит, плут…» Читаю дальше: «ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ. НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…» Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьезно болен. Вернется — надо полечить: заставить правила учить
Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.
Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь
2. Научный стиль Стиль логичный, объективный, Можем
мы всегда узнать Ученики: Научный! Заполняют таблицу Запишите предложение.
Стиль – это сложившаяся система речевых средств. - Может ли это предложение использоваться в научном тексте? (в учебнике по русскому языку) - Назовите слова, которые относятся к научным терминам. - Выполните синтаксический разбор предложения.
Официально – деловой стиль.
Документ в законную силу вступает. В
установленном порядке оформлен кредит. Выпишите из данных предложений 2 любых словосочетания и разберите их. -Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.
Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль? Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка. Учитель: А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации) 2.Физкультминутка
|
||||||||||||||||
ΙΙΙ. Применение знаний |
Эксперимент!
1.) Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)
Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.
- Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет! - Да? А где? - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь? - Не знаю, а во сколько? - Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала. 2 Сказка о курочке Рябе – реклама. ( пишут все) Внимание! Только на этой неделе! Каждому деду с бабкой по яйцу! Да не золотому, а простому, чтобы жить-поживать да курочку Рябу беречь.
Проверка |
||||||||||||||||
ΙV. Домашнее задание |
Подобрать небольшие тексты разных стилей, оформить на альбомном листе. |
||||||||||||||||
V. Итоги урока.
Рефлексия |
Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена! Давайте подведем итог нашему уроку: - Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д. - Что нового вы сегодня узнали? Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки. Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Предлагаю вам оценить свою работу. |
Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Название стиля речи |
Где употребляется данный стиль |
С какой целью употребляется данный стиль речи |
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи |
Разговорный стиль |
|
|
|
Научный |
|
|
|
Официально-деловой |
|
|
|
Название стиля речи |
Где употребляется данный стиль |
С какой целью употребляется данный стиль речи |
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи |
Разговорный стиль |
|
|
|
Научный |
|
|
|
Официально-деловой |
|
|
|
Лист Успеха
Этапы работы |
Моя самооценка |
1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы) |
|
2. Заполнение таблицы «Стили речи» |
|
3.Творческая работа |
|
Итого: |
|
Лист Успеха
Этапы работы |
Моя самооценка |
1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы) |
|
2. Заполнение таблицы «Стили речи» |
|
3.Творческая работа |
|
Итого: |
|
Двадцать четвёртое ноября
Классная работа
_____________________________________________
1. Разбор словосочетаний
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название стиля речи |
Где употребляется данный стиль |
С какой целью употребляется данный стиль речи |
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи |
Разговорный стиль |
|
|
|
Научный |
|
|
|
Официально-деловой |
|
|
|
Орфографическая работа
________________________________________________________________
2. Синтаксический разбор предложения
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Творческая работа
Объявление
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реклама
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.