Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика +1
2 кл—3 кл
22.12.2018
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
Урок русского языка в 3 классе.doc
Урок русского языка в 3 классе Тема: «Род имен существительных» Цель: формировать представление о категории рода имени существительных. Задачи. Обучающие: познакомить учащихся с категорией рода имен существительных, учить  классифицировать имена существительные в зависимости от рода, закреплять знания об  имени существительном как части речи, умение выделять окончания имен  существительных, повторить правописание словарных слов. Развивающие: создать условия для развития наблюдательности, памяти, логического и  ассоциативного мышления. Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник «Русский язык. 3 класс»,  рабочая тетрадь к учебнику, заготовки памяток для детей, красные и желтые квадратики  для рефлексии.  1. Орг.момент. Ход урока: ­ Сегодня на уроке вы узнаете новые сведения о русском языке, которые в дальнейшем  пригодятся вам при изучении новых тем. Вам придется сегодня работать с  одноклассниками в парах, поэтому будьте взаимовежливы, помогайте друг другу.  Запишите дату. 2. Формулирование темы урока. ­ Мы продолжаем путешествовать по стране Морфологии. Как называют жителей этой  страны? (части речи) ­ О какой части речи мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если разгадаете загадку: Давно живу я в мире этом.  Даю названия предметам. (имя существительное) ­ Ну что ж, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным. Как  вы думаете, мы все уже знаем об этой части речи?  ­ Русский язык очень богатый и хранит еще много нераскрытых вами тайн. Сегодня мы  раскроем еще одну «тайну» имени существительного. 3. Актуализация знаний. ­ Но прежде чем узнать новое, давайте вспомним, что мы уже знаем об имени  существительном. Дома вы должны были повторить правила. Сейчас мы проверим ваши  знания. На доске будут появляться задания теста. Вы выбираете правильный ответ и рисуете в тетради фигуру, которая стоит рядом с этим ответом. А потом вы сможете себя  проверить. Слайды 2­6. 1) Что такое имя существительное?   ∆ часть слова ○  часть речи 2) Что обозначает имя существительное?   признак предмета ○ ∆ предмет □  действие предмета 3) На какие вопросы отвечает? ∆ кто? что?  ○ □  какой? какая?  что делать? что сделать? Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос  4)  «кто?»: ∆ неодушевленные  ○  одушевленные Ключ:  ∆∆ ○ ○ ­ Встаньте, у кого все правильно.  Молодцы!  ­ А теперь повторим словарные слова. Прочитайте слова на доске. Что объединяет все эти  слова? (это имена существительные, это словарные слова). Слайд 7.   Лимон, конфета, морковь, молоко, яблоко, горох, капуста, малина, природа,  помидор. ­ Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Природа, все остальные называют продукты питания). ­ Записываем эти слова, ставим ударение. ­ Разделите оставшиеся слова на группы (овощи, фрукты, не растительные продукты; слова из 2 слогов и из 3 слогов; по ударению). 4. Постановка проблемы. ­ А на какие еще группы можно разделить эти слова? Не знаете? А я вот так разделила: Лимон Конфета Молоко Горох Помидор Морковь Капуста Малина Яблоко ­ Можете определить, по какому признаку я их разделила? Нет? А почему не можете? (недостаточно знаем об имени существительном). ­ Именно этот секрет нам и предстоит раскрыть. ­ А теперь «присвойте» каждое из слов  в первом столбике.  Составьте такое  словосочетание, как будто этот предмет ваш.  Мой лимон и т.п. Моя конфета… Мое яблоко… ­ А вот теперь подумайте, про кого  мы говорим «он» или «она»? (про мальчиков говорим  «он», про девочек «она»). А к каким словам в списке можно подставить эти слова? (в первом столбике «он», во  втором «она»). ­ А в третьем? (оно) ­ Вы сейчас подобрали волшебные слова, которые помогут вам не путать слова в  столбиках. Эти волшебные слова помогают нам определять еще один – новый для нас –  признак имени существительного. А какой вы узнаете, если найдете спрятавшееся слово.  Какое слово мы убрали во время словарной работы? (природа). ­ Это новое словарное слово. Что оно обозначает? Что такое «природа»? (природа – это  мир, не созданный людьми) ­ Произнесите это слово и определите орфограмму. Запишите это слово, выделите  орфограмму, поставьте ударение. Придумайте предложение с этим словом.  Самое удачное предложение записывается с комментированием.  ­ А теперь посмотрите внимательно на это слово и найдите, какое слово в нем спряталось.  (Род). ­ Именно это слово называет новый признак – род имен существительных. И сегодня вы  научитесь определять его.  Физминутка для глаз. ­ Природа Земли богата и прекрасна. Много в природе чудесных  созданий. Одно из таких  ярких и прекрасных творений природы – бабочки. Давайте мысленно перенесемся на  цветущий луг и понаблюдаем глазками за летающими бабочками.  5. Открытие нового знания. ­ Возвращаемся в класс и продолжаем нашу работу. Перед вам лежат листочки­памятки.  теперь вы можете дать им название. Как называется тема урока? (род имен  существительных). ­ Запишем на верхней линии сокращенно. Сейчас вы составите памятку, которая поможет  вам запомнить признаки рода имен существительных. Вспомните, какие слова мы  подставляли к словам на доске в словосочетаниях? (он мой, она моя, оно мое). ­  Про кого мы можем сказать «он мой»? (про мужчину). ­ Слова, к которым можно подставить «он мой» относятся к мужскому роду. Давайте  нарисуем мордашку мальчика в первом кружочке. А под ним подпишем «м.р.». Что  обозначают эти буквы? (мужской род) ­ Какие слова у нас во втором столбике? Какие волшебные слова к ним подходят?  (она  моя) ­ Эти слова относятся к женскому роду. Превратите кружочек во втором столбике в  личико девочки и подпишите «ж.р.» ­ женский род. ­ Какие волшебные слова подошли к словам в третьем столбике? (оно мое). ­ Оно – это не он и не она. Что­то среднее. Поэтому это «средний род». Оставим кружочек  пустым и подпишем «с.р.». ­ Какие вы молодцы! А теперь давайте откроем правило на с. 52. Прочитайте. Мы сделали  правильный вывод?  ­ А теперь в наших словарных словах давайте выделим окончания и определим род  каждого слова. Дети по цепочке подставляют слова­помощники к словам в тетради и определяют  род всех существительных, выделяют окончания. ­ А теперь посмотрите на род и окончания – какой вывод вы можете сделать об окончаниях слов мужского рода? (нулевые окончания) ­ А теперь посмотрите в правило, какие еще слова могут быть мужского рода. есть ли у них окончания? (бывают слова мужского рода с окончаниями –а, ­я) ­ Дополним в памятке – в первом столбике. Такая же работа проводится с окончаниями существительных женского и среднего  рода.   ­ Ну, вот и записали алгоритм определения рода имен существительных. Подведем итог.  Кто может по памятке рассказать правило? 6. Первичное закрепление. Слайд 8. ­ Сейчас проверим, как вы поняли. Поиграем? Нужно распределить картинки по  столбикам, в зависимости от рода названий изображенных предметов. Можете  подглядывать в памятку и пользоваться словами­помощниками. ­ А теперь поработайте в парах. Помните, что нужно помогать друг другу и уметь  договариваться, но при этом не мешать другим – работаем быстро и тихо. Задание  сложное, но есмли будете помогать друг другу, то справитесь легко! Р.Т. с. 22, упр. 4 (+ словарь с. 133).  ­ Некоторые слова надо проверять по словарю. Будьте внимательны! Вам поможет  орфографический словарь на с. 133 в учебнике. А также подглядывайте в памятку. Учитель контролирует выполнение работы и по необходимости оказывает помощь. В  конце осуществляется фронтальная проверка. ­Потренировались? А теперь самостоятельная работа. Упражнение 3, с. 52. Вам нужно  распределить слова в 3 столбика. А те, кто справится быстро – допишут еще по 2 любых  слова в каждый столбик. Кто выполнит задание, поднимет руку. Учитель осуществляет индивидуальную оценку выполненной работы, контроль за  слабыми учениками, удостоверяясь, что они правильно поняли задание. 7. Обобщение по теме. ­ Итак, какую же новую тайну мы узнали об имени существительном? (имена  существительные могут относиться к мужскому, среднему или женскому роду) ­ Сейчас я проверю, как вы запомнили слова, которые помогут вам определить род имени  существительного. Я буду читать вам стихотворение, а вы договаривать пропущенные  слова – слова­помощники. Женский род, запомню я И скажу… она моя. Я запомню род мужской и опять скажу… он мой. Средний род… оно мое. Это правило твое! 8. Итог урока. Рефлексия. ­ Ну что же, наше путешествие подошло к концу. Заканчивается урок и мы можем подвести итоги. Кто считает, что запомнил новое правило, поднимите руку? ­ Легко ли было работать на уроке? Что было самым легким, самым трудным, когда было  особенно интересно? ­ Если вам понравилось, все было понятно и легко, поднимите и покажите желтый   квадратик – цвет солнца, радости, тепла. ­ если вам было трудно или вы не уверены, что все поняли, поднимите красный квадратик – привлекающий внимание сигнал.

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018