Конспект урока по технологии на тему "Производство текстильного материала" (5 класс, технология)
Оценка 4.7

Конспект урока по технологии на тему "Производство текстильного материала" (5 класс, технология)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
технология
5 кл
05.01.2017
Конспект урока по технологии на тему "Производство текстильного материала" (5 класс, технология)
На уроке я использовала методы, побуждающие внутреннюю мотивацию учащихся - предложила провести исследование, самостоятельно изучая строение ткани. Совместно с учащимися мы обсуждали план действий. Для изучения новой темы я выбрала такие методы и приемы, где дети сами обучали друг друга, то есть, чтоб наблюдалось взаимообучение. На уроке я создавала ситуацию успеха. Успех - переживание состояния радости. (похвалить, поблагодарить, подбодрить). Урок способствовал развитию у учащихся интеллектуальной активности - способность к самореализации, творчество. Образовательный продукт на уроке ярко выражен - урок своей цели достиг. Сделано то, что было запланировано. На уроке была проведена рефлексия - обратная связь с учащимися. С задачами, поставленными перед классом, справились полностью. Считаю, урок достиг своей цели.
открытый урок Задеренко.docx

Тема: Производство текстильных материалов.

                                                                   Ход урока

1.      Орг. Момент.

Итак, друзья, внимание – прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

Вы готовы наблюдать, выводы делать и рассуждать?

Урок технологии нас ждет впереди

К новым знаниям надо идти!

 

Добрый день, поприветствуйте гостей.

Дежурные проверьте готовность к уроку.

 

2.      Мотивация к учебной деятельности.

 Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем.

А сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей.

И как бы нам позавидовал первобытный человек. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.

А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды, без пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?

Ответ:  НЕТ

А знаете почему? Потому, что не хватает знаний. Но это можно исправить.

Я вам предлагаю подготовиться к такой ситуации и узнать хотя бы как изготовить одежду и из чего.

Волшебный конверт

Девочки, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, внимательно прослушайте описание и ответьте на вопрос, что же это?

Описание.

История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного. Ее делали из крапивы, конопли. Она защищает человека от холода и морозов.

Что это?

Ответ: ткань

Откройте конверты, посмотрите. Правильно.

Теперь обратите внимание на стенд. Что вы видите?

Ответ: швейные изделия

Из чего их изготавливают?

Ответ: из ткани

Как вы думаете, как производят текстильные материалы?

Затруднение!

Не знаем

И так, скажите, о чем же пойдет речь на нашем уроке?

Ответ: о производстве текстильных материалов.

Как мы озвучим тему сегодняшнего урока?

Ответ: Производство текстильных материалов.

 

Какую цель поставим на уроке?

Ответ: какие бывают ткани. Как и из чего получают ткань.

3.      Активизация знаний.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение».

Посмотрите в словаре, и скажите, что изучает этот раздел.

Ответ: это наука, которая изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Из чего же состоит ткань?

Чтобы увидеть – проведем исследование!

Рассмотрите с помощью лупы образцы ткани, растяните их в разных направлениях.

Что вы видите?

Ответ: ткань состоит из нитей.

То есть из пряжи. Посмотрите в словаре понятие пряжа.

Ответ: это скрученная нить из любого сырья, предназначенная для производства тканей, трикотажа, швейных ниток.

А теперь, продолжим исследование.

Вытяните нить и разорвите ее. Что вы увидели?

Ответ: у нитки на конце маленькие пушистые ворсинки.

 

Эти ворсинки называются волокном.

По своему происхождению все текстильные волокна делятся на две группы: натуральные и химические .

Натуральные бывают растительного и животного происхождения. Химические волокна делятся на искусственные и синтетические (о них мы узнаем в старших классах)

Скажите, как вы понимаете словосочетание волокна растительного происхождения?

Ответ: волокна, которые получают из растений.

Для производства растительных волокон чаще всего используют растения хлопок и лен.

Сами ткани разные.

Чем же они отличаются друг от друга?

(смотрят образцы хлопка и льна)

Ответ:

Гладкие и ворсистые

Легкие и тяжелые

Теплые и прохладные

Плотные и редкие.

Но раз их называют тканями, значит,  все-таки они чем-то похожи? Верно?

Проведем исследование.

Возьмите ткани, и посмотрите на нее через лупу. Чем они похожи? Что вы увидели общего?

Ответ: нити переплетены между собой.

Кто же их переплел?

Ну, конечно, же ткацкий станок!

(видеофильм)

Управляет  прядильным оборудованием – оператор прядильного производства

      Посмотрим в словаре понятие ткань и прядение

Ответ:

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи

Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Ткач обслуживает одновременно 48-56 ткацких станков и знает их устройство

Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы.

Проведем исследование.

На образцах, которые лежат у вас на столах, я обозначила направление основы. Но вы должны это делать самостоятельно.

Есть три способа:

По кромке

По растяжению

По звуку

А сейчас попробуем определить нити основы сами.

Ответ:

Основа – прямая, не растягивается, звонкая

Уток – извивается, растягивается, глухая

Вывод:

основа – нить, идущая вдоль ткани

уток – нить, идущая поперек ткани

кромка – не осыпающийся край ткани

ткань имеет две стороны!

Как определить лицевую сторону ткани?

Подготовленные образцы прикреплены разными сторонами.

Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?

Ответ:

Часть лоскутков прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной

Как вы определили?

Ответ:

лицевая сторона яркая, гладкая, без узелков

изнаночная сторона  – матовая, не блестит, с ворсинками

4.      Закрепление знаний.

А теперь давайте подведем итог урока. За каждое правильно выполненное задание группа получает катушку ниток!

Группа, набравшая большое количество катушек является победителем и получает «5»

Задание 1

Разложить последовательно карточки:

 Растение – волокно – пряжа – ткань – изделие

Задание 2

Вставьте буквы, получатся понятия из материаловедения

В- -ок-о              волокно

Т- -нь                  ткань

О-д-л-а                отделка

Т-х-о- - ги-           технология

- сн- ва                  основа

Х-о- - к                 хлопок

Ут-к                      уток

- к- ч- с- - о           ткачество

Л-н                        лен

П-яж-                   пряжа

 

 

Задание 3

Метаграмма.

С буквы В – можно получить ткань  (волокно)

С буквы О – по ткани вдоль кромки идет нить (основы)

С буквы У – основу переплетает  (уток)

С буквы Ж – результат прядения  (пряжа)

 

Назовите  основные профессии на ткацкой и прядильной фабриках?

Ответ:

Оператор прядильного производства

Ткач

5.      Рефлексия.

Итак, наш урок подошел к концу, давайте попытаемся понять, что же дал нам сегодняшний урок?

При помощи исследования мы сами получили знания. Познакомились с новыми понятиями. Узнали, как изготавливают ткань.

А теперь поделитесь мнениями об уроке.

Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать свое мнение.

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научилась

- меня удивило…

- мне захотелось…

Девочки, когда вы подрастете, вам придется в море профессий выбрать одну. Ведь все работы хороши, почетны и нужны!

Но мне бы хотелось, чтобы вы запомнили, что есть на свете труд текстильщиков, чье призвание одевать людей!

Урок окончен! До свидания!


 

Тема: Производство текстильных материалов

Тема: Производство текстильных материалов

Откройте конверты, посмотрите.

Откройте конверты, посмотрите.

А теперь, продолжим исследование

А теперь, продолжим исследование

Управляет прядильным оборудованием – оператор прядильного производства

Управляет прядильным оборудованием – оператор прядильного производства

Ответ: Часть лоскутков прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной

Ответ: Часть лоскутков прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной

Задание 3 Метаграмма. С буквы

Задание 3 Метаграмма. С буквы
Скачать файл