Тема: Производство текстильных материалов.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Итак, друзья, внимание – прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
Вы готовы наблюдать, выводы делать и рассуждать?
Урок технологии нас ждет впереди
К новым знаниям надо идти!
Добрый день, поприветствуйте гостей.
Дежурные проверьте готовность к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем.
А сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей.
И как бы нам позавидовал первобытный человек. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.
А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды, без пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: НЕТ
А знаете почему? Потому, что не хватает знаний. Но это можно исправить.
Я вам предлагаю подготовиться к такой ситуации и узнать хотя бы как изготовить одежду и из чего.
Волшебный конверт
Девочки, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, внимательно прослушайте описание и ответьте на вопрос, что же это?
Описание.
История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного. Ее делали из крапивы, конопли. Она защищает человека от холода и морозов.
Что это?
Ответ: ткань
Откройте конверты, посмотрите. Правильно.
Теперь обратите внимание на стенд. Что вы видите?
Ответ: швейные изделия
Из чего их изготавливают?
Ответ: из ткани
Как вы думаете, как производят текстильные материалы?
Затруднение!
Не знаем
И так, скажите, о чем же пойдет речь на нашем уроке?
Ответ: о производстве текстильных материалов.
Как мы озвучим тему сегодняшнего урока?
Ответ: Производство текстильных материалов.
Какую цель поставим на уроке?
Ответ: какие бывают ткани. Как и из чего получают ткань.
3. Активизация знаний.
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение».
Посмотрите в словаре, и скажите, что изучает этот раздел.
Ответ: это наука, которая изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Из чего же состоит ткань?
Чтобы увидеть – проведем исследование!
Рассмотрите с помощью лупы образцы ткани, растяните их в разных направлениях.
Что вы видите?
Ответ: ткань состоит из нитей.
То есть из пряжи. Посмотрите в словаре понятие пряжа.
Ответ: это скрученная нить из любого сырья, предназначенная для производства тканей, трикотажа, швейных ниток.
А теперь, продолжим исследование.
Вытяните нить и разорвите ее. Что вы увидели?
Ответ: у нитки на конце маленькие пушистые ворсинки.
Эти ворсинки называются волокном.
По своему происхождению все текстильные волокна делятся на две группы: натуральные и химические .
Натуральные бывают растительного и животного происхождения. Химические волокна делятся на искусственные и синтетические (о них мы узнаем в старших классах)
Скажите, как вы понимаете словосочетание волокна растительного происхождения?
Ответ: волокна, которые получают из растений.
Для производства растительных волокон чаще всего используют растения хлопок и лен.
Сами ткани разные.
Чем же они отличаются друг от друга?
(смотрят образцы хлопка и льна)
Ответ:
Гладкие и ворсистые
Легкие и тяжелые
Теплые и прохладные
Плотные и редкие.
Но раз их называют тканями, значит, все-таки они чем-то похожи? Верно?
Проведем исследование.
Возьмите ткани, и посмотрите на нее через лупу. Чем они похожи? Что вы увидели общего?
Ответ: нити переплетены между собой.
Кто же их переплел?
Ну, конечно, же ткацкий станок!
(видеофильм)
Управляет прядильным оборудованием – оператор прядильного производства
Посмотрим в словаре понятие ткань и прядение
Ответ:
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи
Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.
Ткач обслуживает одновременно 48-56 ткацких станков и знает их устройство
Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы.
Проведем исследование.
На образцах, которые лежат у вас на столах, я обозначила направление основы. Но вы должны это делать самостоятельно.
Есть три способа:
По кромке
По растяжению
По звуку
А сейчас попробуем определить нити основы сами.
Ответ:
Основа – прямая, не растягивается, звонкая
Уток – извивается, растягивается, глухая
Вывод:
основа – нить, идущая вдоль ткани
уток – нить, идущая поперек ткани
кромка – не осыпающийся край ткани
ткань имеет две стороны!
Как определить лицевую сторону ткани?
Подготовленные образцы прикреплены разными сторонами.
Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?
Ответ:
Часть лоскутков прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной
Как вы определили?
Ответ:
лицевая сторона яркая, гладкая, без узелков
изнаночная сторона – матовая, не блестит, с ворсинками
4. Закрепление знаний.
А теперь давайте подведем итог урока. За каждое правильно выполненное задание группа получает катушку ниток!
Группа, набравшая большое количество катушек является победителем и получает «5»
Задание 1
Разложить последовательно карточки:
Растение – волокно – пряжа – ткань – изделие
Задание 2
Вставьте буквы, получатся понятия из материаловедения
В- -ок-о волокно
Т- -нь ткань
О-д-л-а отделка
Т-х-о- - ги- технология
- сн- ва основа
Х-о- - к хлопок
Ут-к уток
- к- ч- с- - о ткачество
Л-н лен
П-яж- пряжа
Задание 3
Метаграмма.
С буквы В – можно получить ткань (волокно)
С буквы О – по ткани вдоль кромки идет нить (основы)
С буквы У – основу переплетает (уток)
С буквы Ж – результат прядения (пряжа)
Назовите основные профессии на ткацкой и прядильной фабриках?
Ответ:
Оператор прядильного производства
Ткач
5. Рефлексия.
Итак, наш урок подошел к концу, давайте попытаемся понять, что же дал нам сегодняшний урок?
При помощи исследования мы сами получили знания. Познакомились с новыми понятиями. Узнали, как изготавливают ткань.
А теперь поделитесь мнениями об уроке.
Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать свое мнение.
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась
- меня удивило…
- мне захотелось…
Девочки, когда вы подрастете, вам придется в море профессий выбрать одну. Ведь все работы хороши, почетны и нужны!
Но мне бы хотелось, чтобы вы запомнили, что есть на свете труд текстильщиков, чье призвание одевать людей!
Урок окончен! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.