конспект урока по технологии на тему "Производство текстильного материала" (5 класс, технология)

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке я использовала методы, побуждающие внутреннюю мотивацию учащихся - предложила провести исследование, самостоятельно изучая строение ткани. Совместно с учащимися мы обсуждали план действий. Для изучения новой темы я выбрала такие методы и приемы, где дети сами обучали друг друга, то есть, чтоб наблюдалось взаимообучение. На уроке я создавала ситуацию успеха. Успех - переживание состояния радости. (похвалить, поблагодарить, подбодрить). Урок способствовал развитию у учащихся интеллектуальной активности - способность к самореализации, творчество. Образовательный продукт на уроке ярко выражен - урок своей цели достиг. Сделано то, что было запланировано. На уроке была проведена рефлексия - обратная связь с учащимися. С задачами, поставленными перед классом, справились полностью. Считаю, урок достиг своей цели.
Иконка файла материала открытый урок Задеренко.docx

Тема: Производство текстильных материалов.

                                                                   Ход урока

1.      Орг. Момент.

Итак, друзья, внимание – прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

Вы готовы наблюдать, выводы делать и рассуждать?

Урок технологии нас ждет впереди

К новым знаниям надо идти!

 

Добрый день, поприветствуйте гостей.

Дежурные проверьте готовность к уроку.

 

2.      Мотивация к учебной деятельности.

 Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем.

А сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей.

И как бы нам позавидовал первобытный человек. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.

А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды, без пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?

Ответ:  НЕТ

А знаете почему? Потому, что не хватает знаний. Но это можно исправить.

Я вам предлагаю подготовиться к такой ситуации и узнать хотя бы как изготовить одежду и из чего.

Волшебный конверт

Девочки, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, внимательно прослушайте описание и ответьте на вопрос, что же это?

Описание.

История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного. Ее делали из крапивы, конопли. Она защищает человека от холода и морозов.

Что это?

Ответ: ткань

Откройте конверты, посмотрите. Правильно.

Теперь обратите внимание на стенд. Что вы видите?

Ответ: швейные изделия

Из чего их изготавливают?

Ответ: из ткани

Как вы думаете, как производят текстильные материалы?

Затруднение!

Не знаем

И так, скажите, о чем же пойдет речь на нашем уроке?

Ответ: о производстве текстильных материалов.

Как мы озвучим тему сегодняшнего урока?

Ответ: Производство текстильных материалов.

 

Какую цель поставим на уроке?

Ответ: какие бывают ткани. Как и из чего получают ткань.

3.      Активизация знаний.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение».

Посмотрите в словаре, и скажите, что изучает этот раздел.

Ответ: это наука, которая изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Из чего же состоит ткань?

Чтобы увидеть – проведем исследование!

Рассмотрите с помощью лупы образцы ткани, растяните их в разных направлениях.

Что вы видите?

Ответ: ткань состоит из нитей.

То есть из пряжи. Посмотрите в словаре понятие пряжа.

Ответ: это скрученная нить из любого сырья, предназначенная для производства тканей, трикотажа, швейных ниток.

А теперь, продолжим исследование.

Вытяните нить и разорвите ее. Что вы увидели?

Ответ: у нитки на конце маленькие пушистые ворсинки.

 

Эти ворсинки называются волокном.

По своему происхождению все текстильные волокна делятся на две группы: натуральные и химические .

Натуральные бывают растительного и животного происхождения. Химические волокна делятся на искусственные и синтетические (о них мы узнаем в старших классах)

Скажите, как вы понимаете словосочетание волокна растительного происхождения?

Ответ: волокна, которые получают из растений.

Для производства растительных волокон чаще всего используют растения хлопок и лен.

Сами ткани разные.

Чем же они отличаются друг от друга?

(смотрят образцы хлопка и льна)

Ответ:

Гладкие и ворсистые

Легкие и тяжелые

Теплые и прохладные

Плотные и редкие.

Но раз их называют тканями, значит,  все-таки они чем-то похожи? Верно?

Проведем исследование.

Возьмите ткани, и посмотрите на нее через лупу. Чем они похожи? Что вы увидели общего?

Ответ: нити переплетены между собой.

Кто же их переплел?

Ну, конечно, же ткацкий станок!

(видеофильм)

Управляет  прядильным оборудованием – оператор прядильного производства

      Посмотрим в словаре понятие ткань и прядение

Ответ:

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи

Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Ткач обслуживает одновременно 48-56 ткацких станков и знает их устройство

Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы.

Проведем исследование.

На образцах, которые лежат у вас на столах, я обозначила направление основы. Но вы должны это делать самостоятельно.

Есть три способа:

По кромке

По растяжению

По звуку

А сейчас попробуем определить нити основы сами.

Ответ:

Основа – прямая, не растягивается, звонкая

Уток – извивается, растягивается, глухая

Вывод:

основа – нить, идущая вдоль ткани

уток – нить, идущая поперек ткани

кромка – не осыпающийся край ткани

ткань имеет две стороны!

Как определить лицевую сторону ткани?

Подготовленные образцы прикреплены разными сторонами.

Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?

Ответ:

Часть лоскутков прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной

Как вы определили?

Ответ:

лицевая сторона яркая, гладкая, без узелков

изнаночная сторона  – матовая, не блестит, с ворсинками

4.      Закрепление знаний.

А теперь давайте подведем итог урока. За каждое правильно выполненное задание группа получает катушку ниток!

Группа, набравшая большое количество катушек является победителем и получает «5»

Задание 1

Разложить последовательно карточки:

 Растение – волокно – пряжа – ткань – изделие

Задание 2

Вставьте буквы, получатся понятия из материаловедения

В- -ок-о              волокно

Т- -нь                  ткань

О-д-л-а                отделка

Т-х-о- - ги-           технология

- сн- ва                  основа

Х-о- - к                 хлопок

Ут-к                      уток

- к- ч- с- - о           ткачество

Л-н                        лен

П-яж-                   пряжа

 

 

Задание 3

Метаграмма.

С буквы В – можно получить ткань  (волокно)

С буквы О – по ткани вдоль кромки идет нить (основы)

С буквы У – основу переплетает  (уток)

С буквы Ж – результат прядения  (пряжа)

 

Назовите  основные профессии на ткацкой и прядильной фабриках?

Ответ:

Оператор прядильного производства

Ткач

5.      Рефлексия.

Итак, наш урок подошел к концу, давайте попытаемся понять, что же дал нам сегодняшний урок?

При помощи исследования мы сами получили знания. Познакомились с новыми понятиями. Узнали, как изготавливают ткань.

А теперь поделитесь мнениями об уроке.

Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать свое мнение.

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научилась

- меня удивило…

- мне захотелось…

Девочки, когда вы подрастете, вам придется в море профессий выбрать одну. Ведь все работы хороши, почетны и нужны!

Но мне бы хотелось, чтобы вы запомнили, что есть на свете труд текстильщиков, чье призвание одевать людей!

Урок окончен! До свидания!