Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".
Оценка 5

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
23.04.2017
Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".
Презентация по русскому языку по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".
откртый урок.doc
Тема урока: Частица как служебная часть речи. Цели: 1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи  с применением ТРКМЧП. 2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских  компетенций. Задачи: 1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её  своеобразие. 2. Развивать познавательный интерес. 3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой  деятельности. 4. Формировать умение существлять учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы  достижения результата. 5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию. 6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою  точку зрения. 7. Развивать умение публично выступать. Планируемые результаты: 1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи 2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы,  поставленной на уроке. 3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в  коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение,  аргументируют свою точку зрения. 4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе. 5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу 6. Учащиеся проводят личностную рефлексию    Оборудование:                                                ПК, проектор, экран, презентация  Ход урока 1 1.Организационный момент. ­ Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.  ­   Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Части речи и их формы).            Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить   названия   и   определения   уже   известных   частей   речи.   Я   буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку.           1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.          2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?          3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.          4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)            5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?          6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? п р и Ч а с т и е п р и л а г А т е л ь н о е С о ю з ч и с л и Т е л ь н о е н а р е ч И е Ц г л А г о л  Теперь мы уже может назвать загаданное слово. (Частица.) ­ Итак, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?  (Частица как часть речи. Разряды частиц.) ­ Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока. ­ Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня  предстоит нам выяснить? ­ Знать определение частицы 2 ­ Знать для чего служит частица ­ Уметь отличать частицы от других частей речи ­ Находить частицы в предложениях. ­На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том  числе  в ознакомительном плане и  о частице. Что вы уже знаете об этой части речи? По ходу ваших ответов составим кластер к понятию  « Частица как часть  речи». 1.Служебная часть речи.                  2. Не имеет лексического значения     3. Не изменяется 4.Не является членом предложения. Небольшое выступление  по данной теме для  нас подготовила Хава.  Предоставим ей слово. ­ Название этой части речи говорит само за себя: частица – маленькая часть. А какое значение имеют частицы в нашей речи? Давайте  обратимся к истории, которая  произошла в конце 18 века при царствовании Павла 1.  В  канцелярии   Преображенского   полка   молодой   писарь   второпях   допустил нелепое   написание:   вместо   «Подпоручики   же   Стивен,   Рыбин,   Аракчеев 3 назначаются…»написал   «Подпоручик   Киже,   Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан   императором   Павлом   1.  Так   появился   в   Преображенском   полку   новый офицер.   Командир   полка   не   осмелился   доложить   об   ошибке   взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему   делать вид, что такой подпоручик служит в полку.   Стивен,   Рыбин, Впоследствии   с   этим   несуществующим   подпоручиком   Киже   происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел 1 хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные,  утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.  Позднее советский писатель Юрий  Николаевич Тынянов написал в 1928 году на   этот   анекдотический   сюжет   повесть   «Подпоручик   Киже»,   которая   была впоследствии экранизирована. Фраза ­поручик Киже­ стала крылатым выражением и обозначает: 1. Нелепую ошибку, которая может привести к серьезным, далеко идущим последствиям (шутл.). 2. И мифическую фигуру, которая по ошибке (недоразумению, нелепому совпадению и т. п.) считается реально существующим человеком (шутл.­ ирон.). - Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.—  - - -  «Разгадка тайны». Сравните 2 предложения. В чем между ними разница? (Писарь   образовал   новое   слово,   перенес   на   следующую   строку окончание  слова  «прапорщики» («ки»),  написав   его   с  большой  буквы   и  слитно  с последующим «ж». Так появился некий «прапорщик Киже». Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению. Исследовательская работа Это случилось   давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может, они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю немного порисовать. ­Русский язык похож на большую палитру. Части речи можно сравнить с красками. И у каждой краски, то есть части речи, есть своя функция. Например, если мы хотим нарисовать предмет, то воспользуемся какими частями речи? (сущ.­ми или местоимениями). Если желаем изобразить признак, то прибегнем к каким частям речи? (к прилаг­ым, прич.ям или наречиям). А если изображаем действие, то мы обращаемся к глаголу.  С помощью частей речи можно изобразить любую картину. 4 Например,   в   предложении   –Девочка   ела   мороженое­   мы   изобразили   личность   и объект действия при помощи сущ­ого, а действие с помощью глагола. Но иногда нам хочется добавить в нашу картину оттенков, которых нет в палитре, то есть которые не выражаются знакомыми нам частями речи. Добавим немного оттенков в нашу картину. ­ Разве девочка ела мороженое? Смысл сразу же поменялся. ­ Девочка точно ела мороженое. Опять смысл изменился. ­ Девочка ела не мороженое. Изменения очень заметны. ­Девочка ела бы мороженое. Снова –значимые изменения. Посмотрим   на   предложения,   которые   у   нас   получились.   Чем   схожи   эти предложения и чем они различаются? (В этих предложениях говорится об одном и том же, что девочка ела мороженое. Но говорится это с разным оттенком значения).  Действительно. Каждый раз мы подставляли всего лишь одно слово, но каждый раз эти слова вносили в наши предложения разные смысловые оттенки.  При помощи слова – разве – мы вносим в предложение какой оттенок? (сомнения, неуверенности). ­Слово –точно – вносит в предложение оттенок уверенности. ­Слово –не – отрицание. ­ А слово – бы – предполагает возможность действия. Что же это за часть речи? Разве, точно, не, бы? Все эти слова относятся к частицам.  Какое определение «частице как части речи»  мы с вами можем дать? (Частица – это   служебная   часть   речи,   которая   вносит   различные   оттенки   значения   в предложение). Дополним наш кластер. Физкультминутка. Разминка Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз­два­три­четыре­пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. 5 Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.) А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.) Отдохнули. Продолжаем наше исследование. А теперь сравним предложения: ­Девочка ела мороженое. ­Девочка ела бы мороженое. ­   В   каком   наклонении   стоит   глагол   –   сказуемое   в   1­ом   предложении?   (в изъявительном). ­А во 2­ом? ( условном). ­Показателем условного наклонения является что? (частица –бы). С  помощью частицы­ бы­ глагол приобретает форму условного наклонения. Значит, частица –бы­ не просто вносит смысловые оттенки в предложения, а служит   для   образования   условного   наклонения   глаголов.   Приведите   свои примеры условного наклонения глаголов. (читал бы, смотрел бы, учил бы) Итак, в предложении –Девочка ела бы мороженое­ частица –бы­ служит для образования условного наклонения глаголов.  А в других предложениях? ­Давайте  поедем   в   цирк!   Что   образует   частица   –   давайте­?   В   каком наклонении   находится   глагол­сказуемое?   Значит,   частица   –   давайте   – образует повелительное наклонение глагола. ­Пускай  он   замолчит!   Частица   –пускай­   тоже   образует   повелительное наклонение глагола. ­Моя   мама  самая  добрая!   Частица   –самая­   служит   для   образования превосходной степени прилагательного.  ­Ваня   читает  более  чётко.   Частица   –более   –   служит   для   образования сравнительной степени наречия. 6 Всё это  ­ формы слов. То есть частицы могут служить для образования форм слов. Дополним наше определение и  кластер. Частица   –   это   служебная   часть   речи,   которая   вносит   различные   оттенки значения   в   предложение   или   служит   для   образования   форм   слов.   То   есть частицы могут быть смысловыми или формообразующими. Сравним   наши   выводы   с   учебником.   Откройте   страницу   и   прочитайте правило. Всё мы верно сказали? Это правило можно запомнить и в виде стихотворения: Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто­нибудь произнесёт. А   теперь   немного   потренируемся.   Записываем   предложения   и определяем разряд частицы. ­Давайте  отправимся в кино! (частица – давайте –помогает образовать форму   повелительного   наклонения   глагола,   значит   это   формообразующая частица). ­ Я даже не запыхался. (частица – даже­ просто усиливает высказывание, значит она смысловая). ­ Мы не хотели ссориться.(здесь частица – не­ служит для отрицания, она тоже смысловая). ­ Этот пример  более  лёгкий.(более лёгкий – это сравнительная степень прилагательного, значит частица – более ­ формообразующая). Частицы нужно отличать от других частей речи. Так слово – просто – может оказаться частицей, наречием или словом категория состояния. Перед вами лежат карточки с предложениями, которые вы видите на слайде. Запишите  эти предложения и попробуйте  выяснить, в каком   случае   слово   –просто   –   является   частицей,   наречием     и   словом категория состояния. Работаем в парах.  В 1­ом предложении –Он одевался слишком просто – Подлежащее – он ­ , сказуемое  –  одевался  ­ .  Задаём   вопрос   от   глагола –сказуемого:   одевался (как?) просто. Это обстоятельство, выраженное наречием. 7 Во 2­ом предложении – В общении с ним было просто – Подлежащего в предложении нет, сказуемое выражено словами   ­ было просто­. Значит это КС. В 3­ем предложении –Ты можешь просто замолчать?­ слово –просто­ не выполняет   никаких   особых   функций,   только   вносит   дополнительный смысловой оттенок  (выделительно – ограничительная частица), его даже можно удалить. Это частица. Попробуем ещё раз. (устно) ­Футболист бил сильно и точно. –Точно­ это наречие, задаем вопрос как? от глагола­сказуемого. ­Каждое   его   слово   веско   и   точно.   –Задаем   вопрос   от   сущ.­ого   слово каково? Значит это краткое прилагательное. ­Мы точно встретимся завтра. – слово ­точно­ можно легко удалить из предложения, оно просто выражает подтверждение информации. Значит это частица. ­Он бежал, точно за ним кто­то гнался. –Здесь слово – точно­ связывает две части сложного предложения, а потому является союзом. ­А теперь проведём творческую работу. Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в   синквейне “Частица”. Частица Служебная, важная Вносит, дополняет, отрицает Необходимо изучать эти маленькие словечки! Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне  сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на следующем уроке. Домашнее задание. § 56,57. На выбор:  Итог урока.  Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо Оцените свою работу на уроке. За работу на уроке я ставлю себе оценку……,  потому что……………………… 8 9

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".

Конспект урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017