Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
1 кл—3 кл
13.01.2019
Конспект логопедического занятия
Группа обучающихся 2 класса с нарушением письма и чтения, обусловленное ФФНР
Тема: Дифференциация звуков [Ч - Ц] и букв «Ц-Ч»
Задачи:
образовательная: учить различать звуки [Ч - Ц] в произношении и буквы «Ц-Ч» на письме в слогах, словах словосочетаниях и предложениях;
закрепить правило написания «ча», «ща»; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
развивающая: развивать фонематический слух и восприятие, тактильную чувствительность, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, моторную координацию, оптико – пространственные представления, внимание, память, общую и мелкую моторику;
конспект.docx
Тема: «Звуки б – д »
Цели:
Образовательные:
Закрепление понятия звук бд;
Закрепление знаний о механизме образования звуков;
Закрепление и уточнение словаря по теме «Дикие животные»;
Формирование навыков различения звуков.
Коррекционные:
Закрепление условнорефлекторных связей на данные звуки;
Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий в чужой и
в самостоятельной речи;
Закрепление звуков в слогах, словах, предложениях и тексте;
Закрепление навыков контроля за правильным произношением в самостоятельной речи.
Воспитательные:
Коррекция личности ребёнка в целом;
Воспитание бережного отношения к диким животным;
Воспитание уважения к своим товарищам, учителю – логопеду.
Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, сюжетные картинки, фишки, схемы
анализа артикуляции звуков, схема характеристики звука.
Этапы занятия
Время
Деятельность логопеда
Деятельность детей
Ход занятия
1. Орг.момент
1мин.
Здравствуйте.
Здравствуйте, ребята. Меня
зовут Светлана Владимировна.
Сегодня занятие проведу у вас
я. Ребята, сегодня на занятие
вы будете получать фишки за
правильные ответы. В конце
занятия мы посчитаем у кого
сколько фишек.
2. Речевая
гимнастика.
2мин.
Сейчас мы с вами будем
выполнять речевую гимнастику.
Дети выполняют
речевую гимнастику.
а) Дыхательная гимнастика. 3. Сообщение темы.
3мин.
Молодцы.
б) Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам,
Потяну и перестану
И несколько не устану.
Логопед показывает, а затем
дети под счёт выполняют.
«Лошадка»
Представьте, что вы лошадки.
Как скачут лошадки?
«Качели» (под счёт)
«Смыкание и размыкание губ».
Ребята, а теперь будьте
внимательны и отгадайте
загадки. Но, перед тем как
ответить поднимайте руку.
*В сосне дупло,
В дупле тепло,
А кто в дупле,
Живёт в тепле?
Белка.
После ответа детей
вывешивается картинка. Ребята
за правильные ответы получают
фишки.
*Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Дятел.
Всё равно он будет мой.
После ответа детей вывешивается картинка. Ребята
за правильные ответы получают
фишки.
*Как называется дом белки?
*Есть на речках лесорубы
В серебристо – бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Какой первый звук в слове
«белка»?
Какой первый звук в слове
«бобр»?
Какой первый звук в слове
«дятел»?
Какой первый звук в слове
«дупло»?
Как вы думаете, какие звуки
мы будем учиться различать?
Правильно.
Скажите, где живут бобр,
белка, дятел?
Да, правильно, сегодня мы с
вами вспомним животных,
которые живут в лесу.
Дупло.
Бобр.
В слове «белка»
первый звук «бь».
В слове «бобр» первый
звук «б».
В слове «дятел»
первый звук в слове
«дь».
В слове «дупло»
первый звук в слове
«д».
Мы будем учиться
различать звуки «ббь –
ддь».
Сегодня на занятие мы будем:
1. слушать и произносить звуки;
В лесу.
2. определять место звука в
слове;
3. читать и писать;
4. определять количество слов в
предложении; 4. Произношение
звуков в
изолированном
виде.
5. составлять схемы
предложений.
При объявлении целей
используется схема.
2мин.
Ребята, вспомните, какой звук
мы услышим, когда будет
стрелять пулемёт?
«дддд»
Вывешивается картинка с
изображением пулемёта.
А теперь скажите, какой звук
мы услышим, когда будет
стрелять маленький пулемёт?
В чайнике кипит вода, крышка
стучит. Какой звук мы слышим?
«дьдьдьдь»
Какой звук мы слышим, когда
кипит маленький чайничек?
«бббб»
Произнесите звук:
«бьбьбьбь»
«дддд»
«дьдьдьдь»
«бббб»
«бьбьбьбь»
Молодцы.
5. Анализ
артикуляции звуков.
3мин.
Дадим характеристику
артикуляции звуков «ббь»
(используется схема анализа
артикуляции)
Возьмите зеркало и
произнесите звуки «ббь».
Что вы можете сказать про
губы?
Что вы можете сказать про
зубы?
Дети смотрят в зеркало
и произносят звуки «б
бь».
Губы сомкнуты и
размыкаются под
напором выдыхаемого
воздуха.
Зубы сближены,
между ними щель.
Что вы можете сказать про
При произнесении язык?
Подставьте ладонь ко рту и
произнесите звуки «ббь».
Что вы можете сказать про
воздушную струю?
Положите ладонь на горлышко
и произнесите звуки «ббь».
Что вы можете сказать про
голосовые связки?
Дадим характеристику
артикуляции звуков «ддь».
(используется схема анализа
артикуляции)
Возьмите зеркало и
произнесите звуки «ддь».
Что вы можете сказать про
губы?
Что вы можете сказать про
зубы?
Что вы можете сказать про
язык?
звука «б» кончик языка
прижат к нижним зубам,
спинка языка выгнута.
При произнесении
звука «бь» кончик языка
немного отходит от
нижних зубов. Язык
плоский.
Воздушная струя
сильная, прерывистая,
тёплая.
Голосовые связки
работают, горло
дрожит.
Дети смотрят в зеркало
и произносят звуки «д
дь».
Губы в улыбке.
Зубы сближены,
между ними щель.
При произнесении
звука «ддь» кончик
языка прижат к верхним
зубам, под напором
выдыхаемого воздуха
язык отрывается от
зубов.
Воздушная струя
сильная, прерывистая, Подставьте ладонь ко рту и
произнесите звуки «ддь».
Что вы можете сказать про
воздушную струю?
Положите ладонь на горлышко
и произнесите звуки «ддь».
Что вы можете сказать про
голосовые связки?
Ребята, чем отличается
артикуляции звуков «ббь – д
дь»?
тёплая.
Голосовые связки
работают, горло
дрожит.
При произнесении
звуков «ббь» губы
сомкнуты, а при
произнесении звуков
«ддь» губы в
полуулыбке.
При произнесении
звуков «ббь» кончик
языка прижат к нижним
зубам, а при
произнесении звуков
«ддь» кончик языка
прижат к верхним
зубам.
6. Характеристика
звуков.
3мин.
Ребята, откройте тетради и
запишите число и показы.
Дети выполняют
задание.
Ребята, что вы можете сказать
про звуки «ббь»? Почему они
согласные?
Ребята, что вы можете сказать
про звуки «ддь».
Звуки «ббь»
согласные. Согласные,
так как при
произнесении есть
преграда.
Дети выходят к доске и
по цепочке составляют
схему характеристики
звуков. Один ребёнок у
доски, а остальные в
тетради.
Произнесите ещё раз
поочерёдно звуки « бд – бд».
Чем различаются эти звуки? 7. Связь звука с
буквой.
4мин.
Ребята, скажите, как на
письме мы обозначаем звуки?
На письме звуки мы
обозначаем буквами.
Чем отличаются буквы от
звуков?
Как называется буква, которая
обозначает звуки «ббь»?
Звуки мы слышим и
говорим, а буквы мы
видим и пишем.
Буква «БЭ».
Как называется буква, которая
обозначает звуки «ддь»?
Буква «ДЭ».
(вывешивается буква Бб )
* Буква Б, как бегемот.
Проглотила бутерброд,
Бублики, блины, банан
Стал живот как барабан.
(вывешивается буква Дд)
*Буква Д на дом похожа
Дачку Д напомнит тоже
Две доски углом сложили
Снизу доску положили.
Это печатные буквы, а какие
буквы бывают ещё?
Письменные.
(вывешиваются письменные
буквы)
Ребята, посмотрите ещё раз,
как пишутся письменные буквы
Бб.
(вывешивается шуточное
изображение буквы)
Какие буквы спрятались?
Хвост у белки смотрит вверх и
у буквы «б» тоже. У дятла хвост
смотрит вниз и у буквы «д»
тоже.
Итак, чем отличаются буквы
В белке спряталась
буква б, а в дятле буква
д. «б» и «д» на письме?
Ребята, посмотрите «б» , «д»
Я буду показывать схему, а вы
называете буквы.
Откройте тетрадь и на
следующей строчке с маленькой
буквы расшифруйте запись.
( с комментированием)
Хорошо.
Ребята, к нам в гости сегодня
пришла белочка и принесла
волшебные шишки. Для того,
чтобы достать орехи она
должна выполнить задания,
которые написаны на них. Ей
трудно это сделать и она
попросила сделать это вас.
Поможем?
1 задание: прочитайте
зашифрованные слоги.
(слоги написаны на карточках)
А теперь запишите в тетрадь
слоги «ДА БЕБУДЯ»
Дадим характеристику звуков.
2 задание: Игра «Добавь слог
со звуком «б» или «д».
У буквы «б» хвостик
смотрит вверх, а у буквы
«д» хвостик смотрит
вниз.
Дети называют буквы.
Да.
Дети выполняют
задание.
8. Работа по
развитию
фонематического
слуха:
а)дифференциация
звуков в слогах.
3мин.
б)дифференциация
звуков в словах.
5мин.
Ры… ба Са…ды
Гнез…до блю…да
Гри… бы зу… бы
Дети соединяют слоги у
доски. Работают по Шу… ба тру… бы
цепочке.
Дети по цепочке у доски
отгадывают кроссворд.
Запасы сделала белка.
Белка любит ягоды,
орехи, грибы.
Дети записывают слова
«грибы», «ягоды» и
дают их характеристику.
Отгадайте кроссворд.
(вывешиваются картинки и
кроссворд)
Кто сделал запасы?
Что любит белка?
Запишите в тетрадь только те
слова, которые являются пищей
для белки и в названии которых
есть звук «б» или «д». Дай те
характеристику звуков, которые
мы учимся различать.
Сейчас мы с вами отдохнём и,
посмотрим какие вы
внимательные. Я буду называть
слоги, а вы, если услышите в
слоге звуки «ббь» хлопните в
ладоши, а если услышите звуки
«ддь» подпрыгните.
А теперь я буду называть
слова, а вы, если услышите
слово со звуками «дьбь»
поднимите руки вверх, а если
услышите слово, в котором есть
звуки «бд» вытяните руки
вперёд.
3 задание:
Ребята, а сейчас такое
задание. Необходимо составить
предложение, которое было
записано на ленте. Будьте
внимательны.
(Предложение написано на
ленте, которая разрезана)
«Белка грызёт орехи».
«Заяц любит капусту».
Посчитайте сколько слов в
Физкультминутка.
23мин. в)дифференциация
звуков в
предложениях.
первом предложении.
4мин.
Назовите первое слово?
Дети составляют
предложение у доски
по цепочке.
Назовите второе слово?
Назовите третье слово?
С какой буквы пишется первое
слово в предложении?
Рисуем вместе со мной схему
предложения в тетрадь.
В каком слове встречаются
звуки «бь»?
Дайте характеристику этих
звуков.
(аналогично разбирается второе
предложение)
4 задание:
Ребята, на доске записан
текст. Сейчас вы будете
подходить к доске читать
предложение и дописывать
недостающие элементы букв.
(текст написан на ватмане, дети
маркером дописывают
элементы букв)
Белочка.
Волооя поймал оелочку.
Оелочка оилась в руках у
Волоои. Приоежала Лиоа. Она
попросила Волоою отпустить
оелочку. Волооя отпустил её.
Наоо оеречь прирооу!
В первом предложении
три слова.
«Белка».
«грызёт».
«орехи».
Первое слово в
предложении пишется с
заглавной буквы.
Дети выполняют
задание.
Дети выполняют
задание.
7мин.
Как вы думаете, почему нужно
беречь природу?
г)дифференциация
звуков в тексте. 9.Итог занятия.
3мин.
Дети высказывают своё
мнение.
Дети отвечают на
вопросы, а за
правильные ответы
получают фишки.
Чем мы сегодня занимались на
уроке?
Чему учились на уроке?
Чем отличается артикуляция
звуков «ббь» и «ддь»?
Чем на письме отличаются
буквы б и д?
10.Оценивание.
1мин.
А теперь, посчитайте, сколько
у вас фишек.
Дети считают фишки.
11.Домашнее
задание.
1мин.
Логопед делает вывод.
Словесно оценивает детей.
Ребята, дома потренируйтесь
придумывать слова, в названии
которых есть звуки «ббь» и «д
дь».
До свидания.
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.