Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
биология
6 кл
04.04.2017
Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)
Конспект урока по биологии 6 класс по учебнику Т.С. Суховой, В.И.Строганова ФГОС Живая природа. На урока используется региональный компонент Архангельской области, проблемный и исследовательский подход в обучении для развития универсальных учебных действий. Планируется работа с источниками информации - учебник Биология 6 класс, таблицами "Листорасположение", "Простые и сложные листья", гербариями. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся проявляют свои индивидуальные и коммуникативные качества.конспект урока по биологии 6 класс ФГОС
Лист - часть побега.docx
Введение Урок   в   6   классе     №   25   согласно   тематическому   планированию   по   учебнику Т.С.Суховой и В.И.Строганова «Биология» 6 класс ФГОС «Живая природа» Тема урока: Лист – часть побега. Цель   урока:  Выяснить   особенности   внешнего   строения   листа,   как   важной составной части побега. . Задачи   урока:     1)   обеспечить   достижение  личностных   результатов   обучения: формирование   способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самостоятельной познавательной   деятельности;   формировать   позитивное   эмоциональное   отношение   к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам; 2) обеспечить достижение  метапредметных результатов обучения:  создать условия   для   формирования   и   развития   научного   мышления;   развития   умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа   полученной   информации;   умения   выражать   мысли   в   словесной   форме;   умения осуществлять   контроль   и   самоконтроль   деятельности;   умения   классифицировать   и самостоятельно   выбирать   основания   классификации; аргументировать и отстаивать свое мнение;   умения   формулировать, 3)   обеспечить   достижение  предметных   результатов   обучения:   формирование системы   научных   знаний   о   строение   растений;   многообразии   листьев;   формирование морфологических понятий – части листа (листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники),   простые   и   сложные   листья,   жилкование   листа,формирование   умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать простые и сложные листья  Тип урока  ­ исследовательский. Методы обучения:      1.  по характеру познавательной деятельности – исследовательский       2.  виду источника знаний словесно – наглядно – практический 3.    по форме совместной деятельности   Формулирование темы и цели урока, составление плана урока    лабораторная работа работа с учебником и дополнительной литературой; работа с раздаточным материалом;(гербарии, инструктивные карточки) 2  работа с таблицами Необходимое оборудование ­  мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Лист – часть побега», гербарий «Простые и сложные листья», дидактические карточки для описания листьев, гербарии разных растений, таблица «Внешнее и внутреннее строение листа»,таблица «Простые и сложные листья».                                        Ход урока.  1.Организационный   момент.   Учитель  приветствует   учащихся,   отмечает отсутствующих   в   журнале,   побуждает   учащихся   проверить   готовность   учебных принадлежностей  к уроку. 2. Постановка цели урока. Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Загадывает загадку:  Из почек появляются,  Весною распускаются     Летом шелестят        Осенью летят? (ответ – Лист) Как вы думаете  ­ какова тема нашего урока?     Фамилия какого композитора созвучна с темой урока? (Лист). ­  Что вы уже знаете о таком органе растения как лист? (ответы учащихся).  ­ Что бы вы хотели узнать? (ответы учащихся). Учитель   подводит   учащихся   к   формулировке   цели   урока,   ставя   учащихся   в   ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу: ­ «По каким признакам мы определяем то или иное растение? (ответы учащихся). ­ «Очень часто мы определяем вид того или иного растения по его листьям (форме или размерам). Задание: определите растение по его листьям. Слайд №3   Известны   ли   вам   особенности   строения   листьев,   которые   можно   использовать   для определения вида растения?» Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока. Исходя из ответов учащихся создается план урока. На доске магнитной прикрепляются карточки с планом урока. 1. Строение листа 2. Листья простые и сложные  3 3. Разнообразие листьев по размерам, форме, краю 4. Жилкование листьев 5. Листорасположение  Усвоение новых знаний. Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых вопросах; добиться от  учащихся восприятия, осознания и осмысления новых знаний; на основе приобретаемых  знаний выработать соответствующие умения и навыки. 1.Строение листа Гипотеза: Допустим, что лист имеет простое строение… Методы исследования: Думаем самостоятельно, читаем в книге Задание: прочитать в учебнике на стр.138  2­й абзац и найти ответ по теме.[3] Зарисовать лист в тетради и подписать составные части. Слайд № 4   ­Для чего нужен черешок? ­Все ли листья имеет черешок? (нет) Существует три способа прикрепления листьев к стеблю. Если лист имеет черешок, такой  лист называются черешковым. Если лист не имеет черешок, такой лист называют сидячим.  У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом.  Такой лист называют влагалищным (стебель как бы вложен в лист).Слайд №5 Найти среди гербарных экземпляров растения с сидячими и черешковыми листьями.  В тетради сделать схему: Способы прикрепления листа к стеблю                                        Черешковый         сидячий          влагалищный                                       Береза               традесканция       рожь, овес 4 Вывод:  Подтвердили мы гипотезу или опровергли?  Формулируем вывод: Листья имеют сложное строение, так как состоят из листовой  пластинки, черешка (не у всех), прилистники (не у всех), основание листа. 2.Листья простые и сложные. Слайд № 6 Гипотеза: Если есть простые листья, то должны быть и сложные… Метод исследования: исследовательский (гербарий)  Сравнить листья рябины и березы  Чем они отличаются? (количество листовых пластинок)  Сформулировать определение простого листа  В тетрадь: Простой лист имеет одну листовую пластинку 5  Сформулировать определение сложного листа  В тетрадь: Сложный лист имеет несколько листовых пластинок.  Задание: Разложить отдельно растения с простыми  и сложными листьями.  Но   и   простые   листья   не   настолько   просты.   Посмотрите,   например,   на   лист картофеля. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (дети отвечают). Но обратите   внимание   на   его   причудливую   форму.   Листья   такого   типа   называют расчлененными  (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки). Расчлененные листья делятся на три группы:  лопастные ­  монстера­ (рассечен   не   более   чем   на   ¼   часть   ширины),  раздельные­  (   )­  (рассечен   на   1/3 ширины) и рассеченные – морковь ­ (рассечены до главной жилки) 6  7 Вывод:   Подтвердили мы гипотезу или опровергли?  Формулируем вывод: Листья в зависимости от количества листовых пластинок на  черешке делятся на простые и сложные.  Физкультпауза (ЧУ­Чу­Ва) 3.Разнообразие листьев по размерам, форме, краю листовой пластинки 8 Листовые пластинки могут быть очень разнообразны.   По каким признакам могут отличаться листья? Гипотеза: Допустим, что листья разнообразны по размерам, по форме, по краю листовой  пластинки… Метод исследования: работа с литературным источником [4].Сообщение учащегося.  Приложение №1 Слайд №7 Вывод: доказали ли мы разнообразие листьев по размерам? РС. Приведите пример на основе гербария разнообразие листьев по размерам. (ответ:  карликовая береза, клюква имеют маленькие листья, а у березы – большие) Слайд № 8 Задание (работа в парах):        1.Изучите форму листовой пластинки. Приложение № 2               На основе инструктивной карточки изучают  форму листовой пластинки простых листьев. Название формы листа Примеры растений Изображение формы  листа округлые Осина, манжетка яйцевидная Мята перечная, крапива двудомная обратнояйцевидная Ольха, дуб овальная Черемуха, вишня копьевидная Щавель стреловидная Вьюнок полевой, стрелолист сердцевидная Липа ланцетный Ива ломкая, подорожник ланцетовидный, чина  луговая 9 почковидный Копытень, печеночница, камнеломка ромбический Береза бородавчатая линейный Злаки, осоки, кукуруза игольчатый Ель, сосна, лиственница Форма сложных   листьев. Название формы листа Примеры растений тройчатосложный Земляника, клевер пальчатосложный Каштан конский, люпин парноперистосложный Желтая акация непарноперистосложный Рябина, шиповник, роза лировидный гравилат Изображение  формы листа       2.Изучить формы края листа. Приложение №3 Слайд № 9       На основе инструктивной карточки изучают форму  края листовой пластинки. Название формы края листа Примеры растений Изображение  формы листа Цельнокрайние Подорожник, сирень пильчатый Крапива, липа, вяз 10 зубчатый Лещина, крапива, манжетка городчатый Береза карликовая, калужница Вывод:   Подтвердили мы гипотезу или опровергли?     Делаем   вывод:   Листовые   пластинки   очень   разнообразны,   они   отличаются   формой, размерами, краем. 4.Жилкование листьев Посмотрите на листовую пластинку снизу. Что видите? (ответ ­ жилки). Для чего они нужны ? ( ответ ­ по ним передвигается вода с растворенными веществами) Гипотеза:  Предположим,  что жилки  листа  нужны  еще  и  для  того,  чтобы  придать  ему форму… Метод исследования: работа с источником информации [3] Задание:  прочитать   в   учебнике   на   стр.   140   учебника   [3]     2­й   абзац,   найти   типы жилкования, зарисовать в тетрадь, подписать, привести примеры растений. Сетчатое,   дуговое,       параллельное. Слайд № 10   Какую роль играют жилки в листе? ­ (придают листу форму и проводят питательные вещества)  ­Доказали или опровергли мы выдвинутую гипотезу? Вывод:  В   листьях   растений   различают   три   типа   жилкования:   перистое,   дуговое, параллельное. Жилки играют большую роль в жизни листа. 5.Листорасположение. Слайд № 11 По таблице посмотрим, как же располагаются листья на стебле. Находим ответ: очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение.  11 Закрепление знаний : индивидуальная работа Задание: выполните лабораторную работу. Приложение № 4 Цель: отработать умения по распознаванию простых и сложных листьев, умений  определять форму листа, край листовой пластинки, жилкование листа. растение Простой или  сложный лист Способ  прикрепления листа  к стеблю жилкование Форма листа Край листовой пластинки Береза Простой Черешковый Сетчатое  Просо посевное Простой влагалищный параллельное Клевер луговой сложный черешковый сетчатое тополь простой черешковый сетчатое акация сложный черешковый сетчатое Проверка: самопроверка по листочкам, выставить оценки в «Лист контроля».  5 правильно выполненных заданий – оценка «5», 4 –«4», 3 – «3» Закрепление знаний учащихся Задача: определить уровень усвоения знаний, умений, навыков по теме «Внешнее строение листа». Задание 2: Закончите предложения: 1. Лист состоит из двух частей … 12 2. Черешковый лист, это лист … 3. Сидячими называют листья … 4. Лист, состоящий из одной листовой пластинки, называют … 5. Сложный лист, это … 6. Проводящие пучки листа, или жилки, проводят … и придают листу … 7. Если жилки расположены параллельно одна другой, то такое жилкование  называется … 8. Для однодольных растений характерно … жилкование листьев. 9. У двудольных растений жилкование листьев … Проверка:  Выставление оценок: 9 верных слов – «5», 7– «4»; 5 – «3». Итак, подведем итог урока: Почему лист считают частью побега?  (ответ – так как побег – это часть стебля с расположенными на нем листьями) Слайд №13 Д.З. с.138­140 Рефлексия.Что ты узнал нового на уроке.                    Что тебя удивило?                             Усвоил ли ты новый материал о листе?    Библиографический список 1.Грин Н.Биология.М.,»Мир»1996 с.81 ­85 2.Географический атлас»Мир и человек»Москва,1997 с.35­39 3.Сухова Т.С.Биология 6 класс ФГОС М., «Вентана – Граф» 2016 с138 ­140 4.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике М.,Просвещение 1978 с.33 5.Хржановский В.П.Ботаника М., Высшая школа, 1975 с.75                                                                                                                        13 Приложение №1                                                       Лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3­х миллиметров, а лист  виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре.  Листья некоторых  тропических пальм достигают 20 ­22 м. в длину.[4]                                                                                            Приложение  № 2 Тип листа по форме листовой пластинки цельный лист тройчатый сложный рассеченный линейный пальчатосложный парноперистосложный непарноперистосложный лопастный 14 Приложение № 3 15 Приложение №4                                                         Учащимся выдается карточка – заготовка для выполнения лабораторной работы. Использую гербарные экземпляры – заполните таблицу. растение Простой или  сложный лист Способ  прикрепления листа  к стеблю жилкование Форма листа Край листовой пластинки                                      16 17

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)

Конспект урока по теме "Лист - часть побега"(6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017