Конспект урока "Природное сообщество - лес"
Оценка 4.9

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
28.02.2018
Конспект урока "Природное сообщество - лес"
Урок построен с использование технологии проектов. Работа учащихся происходит в группах. Продукт урока - книга "Природное сообщество - лес". Работая в группах учащиеся готовят страничку книги, используя материал, подготовленный дома заранее, и материал предоставленный учителем. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с новым материалом. В конце урока каждая группа представляет свою страничку, знакомя с материалом остальные группы.
Природное сообщество- лес.docx
Конспект урока по окружающему миру, Тема: «Жизнь леса. Природное сообщество – лес» Санкт – Петербург Цель урока лесе, как природном сообществе. : сформировать представления учащихся о Задачи: 1. 1.Ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов в жизни леса.. 2. Учить работать в группе. 3. Развивать познавательную активность детей, умение 4. Развивать речь, умение рассуждать, выражать свои 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. использовать в работе ранее полученные знания. мысли. Технология : проектная деятельность Ход урока. 1 Организационный момент урока. Здравствуйте, садитесь. Начинаем заседание редакционного совета. Представители всех отделов на местах. Нам предстоит с вами подготовить очередной номер газеты. А тему этого номера мы узнаем, прочитав одно из писем наших читателей. ( дети читают стихотворение под пение птиц) Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти. Лес не только нашей забавы. В нем – деревья, ягоды, травы. Птицы, звери и прочие твари. Ученые тоже работают тут, Лес они сообществом зовут. 2. Сообщение темы и цели урока. Итак, тема нашего заседания – «Жизнь леса. Лес - природное сообщество».  А как вы понимаете слово сообщество?  Что такое природное сообщество?  Посмотрите внимательно на тему нашего заседания. Подумайте, какова же цель этого номера газеты? (посмотреть на лес как на природное сообщество, проследить связи между растениями, животными и микроорганизмами)  3. Работа по теме урока. 1. На столах у вас лежат материалы по данной теме. Вам предстоит провести исследование по данной проблеме, подготовить статью, оформить страничку вашего отдела, а потом доложить о проделанной работе. Отделам приступить к работе. 2. Итак, работа завершена. Давайте послушаем доклады каждого отдела. А)  Рассмотрите лес. С чем вы его можете сравнить?  Чем является лес для живых организмов?  А какой это дом?  А вот об этажах леса нам сейчас и расскажет отдел растений. Ученые называют этажи леса – ярусами. Самые верхние ярусы – деревья. Ниже расположен ярус кустарников. Еще ниже – маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Деревья получают много света. Другим растения леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев. Каждый листок стремится поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях располагаются так, чтобы не затенить друг друга.  Спасибо.  Как называют этажи леса?  Перечислите их, начиная с самого высокого.  Приведите примеры растений каждого яруса.  Послушайте удивительные факты из жизни растений. (Волчье лыко – В голом апрельском лесу мало цветущих растений. Самые нарядные в это время кустики волчьего лыка. Его тонкие прутики покрыты душистыми сиреневыми цветками. Осенью на месте цветков созревают блестящие красные ягоды. Они очень привлекательны .Но даже животные обходят стороной волчье лыко. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. А вот пчелам и муравьям нравится его нектар и запах, яд этого растения для них безвреден. Ель. Покосился ёж на ёлку: - У тебя иголок сколько?- Пригорюнился на пне: «Может, больше, чем на мне?!» Говорит лесов хозяйка: - Лезь на ветки, сосчитай-ка! Может, больше, может, нет, - Сосчитай и дай ответ! Иголки у елей – это необычные листья. Каждая иголка хвоинка живет долго: 5-7 лет, а потом падает на землю. Но ели никогда не сбрасывают хвою полностью, иголки у них сменяются постепенно. У ели самая звонкая и певучая древесина, поэтому из неё делают скрипки и другие музыкальные инструменты. Кислица - интересна эта трава. Цветы и листья у неё отходят прямо от корня. Стоит только легонько пощелкать по листу – и произойдет удивительная вещь: цветок сомкнётся и поникнет, все три листочка опустятся. Так «засыпает» она и во время дождя, под щелчками дождевых капель. Но перестаешь её тревожить – и она опять расправится. Б) Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Что лежит у вас под ногами. А что же это такое? Давайте послушаем отдел лесная подстилка. Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в них микроорганизмов (бактерий) она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Нами совместно с учеными было проведено собственное расследование, в котором выяснилось, что работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельченные ими остатки растений перегнивают быстрее. Интересно, что ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.  Что находится на земле?  Под действием чего перегнивает лесная подстилка?  Какое еще значение имеет лесная подстилка? В) Итак. Попадая в лес, мы видим с вами деревья, растения.  А легко ли в лесу найти животных?  Почему?  Послушаем рассказ отдела животных. Мы выяснили, что лес для животных является домом. Каждый ярус леса населён многочисленными животными. Животные в лесу находят разную пищу, им легко укрыться от врагов, построить незаметные жилища, птицам легко свить гнезда. Животные обитают всюду: на поверхности почвы и в почве, на ветвях деревьев и под корой.  Какие животные встречаются в наших лесах?  Какие из них живут на деревьях?  Какие ведут наземную жизнь?  А какие обитают в почве?  У вас есть картинки с изображением животных. Поместите их пожалуйста на лесную полянку .(Дети прикрепляют животных на плакат с изображением леса) Г )Да, еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о чем идет речь. И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпах молодцы стоят. (грибы)  Как вы думаете, лесу нужны грибы?  Об этом нам расскажет отдел писем. Мы получили письмо от нашего читателя, в котором рассказывается об одном удивительном случае. В одном из степных районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего- то им не хватало. Ученые заметили: нет в лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Оказывается, нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор. Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Д) ) А вот отделу экологии предстоит нам рассказать и доказать, могут ли жить животные без растений и растения без животных? Учёные подсчитали, что в лесу на первом месте по количеству стоят растения, потом растительноядные животные. Меньше всего хищных зверей и птиц. Хищница сова съедает много мышей. Мыши съедают ещё больше желудей. Если собрать съеденные мышами желуди, а над ними поместить мышей, которых съела сова, получится пирамида. Ее называют экологической. Рассмотрим еще такой пример: взаимоотношение дерева и жука- короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? Лес помогает существовать и размножаться многим животным. И животные помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками, птицами кедровками, вырастают новые хвойные деревья. Растения и животные связаны между собой цепью питания. В природном сообществе цепи питания образуют сложные сети. растений?  Могут ли растения жить без животных, а животные без  В лесу складывается экологическое равновесие. Мыши и полевки поедают много плодов и семян? деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения?  Я предлагаю вам карточки, а ваша задача составить цепи питания. ( дуб, мышь, лиса; дуб гусеница, сорока, ястреб; дуб кабан, волк; дуб, мышь, змея, ястреб;  Давайте посмотрим, какие цепи питания у вас получились. 4. Итог урока. Наше заседание подошло к концу. Подведем итоги.  Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока. (Все обитатели леса – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом).  Какие нарушения экологического равновесия могут произойти в лесу по вине человека?  Что нужно сделать, чтобы этих нарушений не было?  Спасибо всем за работу.

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"

Конспект урока "Природное сообщество - лес"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018