Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »
Оценка 4.7

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
30.05.2017
Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »
разработка урока музыки для 5 класса, в разделе "Музыка и литература" по программе Г.П.Сергеевой. С целью познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры) на примере оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинки. Жанр урока - урок путешествие.конспект урока музыки в 5 классе
открытый урок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Усадовская средняя общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района Методическая разработка  урока музыки «Путешествие в музыкальный театр. Опера» для учащихся 5­го класса      (программа «Музыка» автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)                                                                                                                                                 Автор:                                                                                   Яковлева Татьяна Николаевна, учитель музыки 5 класс Раздел: « Музыка и литература» Тема:     «Путешествие в музыкальный театр. Опера» Цель:     познакомить учащихся с особенностями  оперного жанра, который возникает   на   основе   литературного   произведения   как   источника   либретто оперы,   с   разновидностями   вокальных   и   инструментальных   жанров   и   форм внутри   оперы   (увертюра,   ария,   речитатив,   хор,   ансамбль),   а   так   же   с исполнителями (певцы, дирижеры). ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ­ сформировать у учащихся систему  музыкальных знаний, умений и навыков; ­ вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной          формулировке; ­ обучить  разным способам слушания музыки, пониманию ее содержания; ­ расширить представление о средствах музыкальной выразительности; ­ сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и  музыкального развития; РАЗВИВАЮЩИЕ  (продолжать работу)  ­при обучении развивать личностные, познавательные, коммуникативные и  регулятивные  УУД, творческие способности, любовь к музыке, эмоции,  познавательные способности: речь, память, внимание, воображение,  восприятие; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ­ формировать духовные и нравственные качества личности через  музыкальные сказочные образы; ­напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости. Проблема урока: что такое опера?  Жанр урока:  урок­путешествие. Тип урока: урок­погружение (углубление и расширение знаний).           Музыкальный материал:                                     • видеофрагменты оперы «Руслан и Людмила»;                                    • аудиозапись, СD;                                     • музыкальные темы главных действующих лиц оперы  «Руслан и Людмила»; Фрагмент фонограммы детской оперы А.Ермолова  «Волк и семеро козлят».                  Интерактивные методы обучения:  метод  проблемного  диалога, эвристическая   беседа,   индивидуализация,   игра   в   режиссера­постановщика; системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Формы   организации   познавательной   деятельности:  коллективная, групповая, индивидуальная. Уровень усвоения занятий: творческий (творческое применение знаний). Оборудование: синтезатор, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор. Наглядно­методические пособия: компьютерная презентация по теме урока Межпредметные связи:  Музыка, литература, изобразительное искусство.  Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися:  Овладение   школьниками   системой   музыкально­теоретических   знаний, умений; Формирование   у   школьников   художественно­эстетического   вкуса, любви к музыке; Умение анализировать музыкальный материал; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач.  План проведения урока. Организационный этап. Актуализация базисных знаний. Изучение нового материала. Закрепление нового материала  Подведение итогов. ХОД УРОКА 1.Организационный этап урока. (Вступление) Задача­ настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой. Содержание. Чистая доска, отсутствие наглядного материала. Учитель просит   учащихся     вспомнить   изучаемую   тему.   Концентрация   внимания   на конкретной   задаче,   не   требующей   определенных   знаний,   позволяет включиться каждому ребенку в поиски ее решения. 2.Актуализация базисных знаний. (Экспозиция) Задача ­ вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной  формулировке. Содержание. В центре внимания чистая доска, которая задает проблемную  ситуацию. Проблемная ситуация создается через поиск  незнакомого в  • • • • • 1. 2. 3. 4. 5. знакомом. Какую информацию несет тема полугодия «Музыка и литература»,  что в ней знакомо и незнакомо нам? Успех данного фрагмента зависит от  умений педагога быть в диалоге, увлекать выразительностью речи. Здесь  происходит внутреннее распределение ролей. Учитель не должен выступать  как источник информации, он помощник ребенку, а вместе они слушатели  музыки. Учитель: На что сегодня вы обратили внимание, придя на урок? Дети: На доске нет никаких записей. Учитель: Я предлагаю вам  подумать и вспомнить тему полугодия. Дети: «Музыка и литература»  Учитель: Давайте напишем на доске с какими вокальными и  инструментальными жанрами в единстве музыки и литературы мы уже успели  познакомиться. (Дети выходят к доске для выполнения задания)  Дети приходят к выводу, что все эти жанры   им  знакомы.  Учитель: Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр. Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если  побываем в театре? Дети: – Кукольный спектакль, Драматический спектакль, опера и балет. Далее просит учащихся открыть учебник и вспомнить знакомые оперы, а  также известных им героев – действующих лиц опер. Какие литературные  произведения вдохновили композиторов на создание этих опер. Как вы думаете, почему многие композиторы обращаются  к такому  литературному жанру, как сказка? Ответы детей. Учитель: Давайте споем об этом песню. Исполнение песни  Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова  М. Пляцковского)               3.Изучение нового материала. (Разработка) Задача ­  собрать информацию о том, как музыка оперы  передает характер  героев оперного спектакля, учиться разным способам слушания музыки,  понять ее содержательное наполнение. Содержание. В данном фрагменте учитель может дать учащимся задания,  выполнение которых фактически будет свидетельствовать о понимании  синтеза искусств в опере. Что в основе оперы лежит литературное  произведение ­либретто.  Учитель  рассказывает об истории развития оперного искусства. Учитель предлагает классу разделиться на 4 группы. Учитель: 1 группа­ «ПОЭТЫ» Подпишите под рисунками поэтические строки А.Пушкина, характеризующие события и действующих лиц оперы. Есть ли  отличие между литературным и музыкальным произведением, между поэмой  А.С.Пушкина и оперой М.И.Глинки?                2 группа­«ХУДОЖНИКИ». Передайте в рисунке контрастные  музыкальные образы. Что их отличает.                 3 группа­«КРИТИКИ».   Какие виды искусств лежат в основе оперы.                4 группа­«МУЗЫКАНТЫ». Концерт­загадка.  Прослушайте  музыкальные  темы оперы «Руслан и Людмила», ориентируясь на нотную  запись (Т.Т. стр. 44­49) и запишите их в правильном порядке. Какими  средствами музыкальной выразительности композитор передал контраст  музыкальных образов. (Слушание записи).                     Проверка заданий. Учитель:  Предлагаю послушать Увертюру.  Как композитор утвердил идею  победы добра над злом в увертюре? (увертюра, как и вся опера, завершается  музыкой праздничной, светлой, ликующей). После этого фрагмента оперы, учитель рассказывает классу о том, что Глинка вспоминал о том, что: «Увертюру прямо на оркестр я писал нередко во время  репетиций в комнате режиссера».  Учитель: Почему же композитор сочинял увертюру после того, как была  написана сама «большая сказочная опера»? Проблемные вопросы,  адресованные учащимся, предполагают различные ответы детей, разную  степень аргументации. Их главный смысл заключается в возможности  высказывания своего собственного мнения, своей собственной оценки того  или иного явления музыкальной культуры.       4.Закрепление изученного материала. (Реприза) Задача ­ сделать обобщение, выводы, высказать оценочные суждения о своем  пребывании в содержании урока. Содержание. Рефлексивно­оценочные суждения. Вновь работа с доской  позволяет вывести содержание урока за границы урока в реальную жизнь  человека. В данном фрагменте учитель должен использовать такие формы,  которые позволят наглядно увидеть отношение детей к музыке  М.И.Глинки.  Сравнение результатов на начало и в конце урока и есть те качественные  изменения, которые произошли в ребенке. Оценивание детей. Рефлексия. Учитель: теперь мы знаем, что такое опера и  можем ответить на вопросы  «Блеф­клуба» Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами  «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет». Игра «Блеф­клуб» «Верите ли вы, что…»  ­ Верите ли вы, что « кит» оперы­ танец? ­ Верители вы, что в опере нет разговорной речи? ­ Верите ли вы, что М.И.Глинка  сочинил оперу «Руслан и Людмила»? ­ Верите , ли вы, что либретто­это краткое литературное изложение  сюжета  оперы, балета, мюзикла? ­Верите ли вы, что опера возникла во Франции ? ­ Верите ли вы, что в опере объединились несколько видов искусства? (Да, музыка, драматургия, изобразительное искусство) Учитель: А теперь я вам предлагаю самим поиграть в режиссеров­ постановщиков  и  исполнить  уже знакомую вам детскую оперу нашего  современника А.Ермолова «Волк и семеро козлят». Учитель:  Как мы сегодня с вами поняли опера­это  не музыка плюс театр, а  музыкальный театр. И я увидела сегодня на сколько вы талантливы. Поэтому  домашнее задание для вас будет творческим: сочините  и запишите либретто  своего литературного произведения. Создайте свою книжку­малютку. 5. Подведение итогов.  Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения:  улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на  уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »

Конспект урока «Путешествие в музыкальный театр. Опера »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017