Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
01.04.2017
Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"
Урок открытия новых знаний. ОС "Школа 2100" 3 класс.Цель урока: ученики научатся находить окончание и основу слова, графически их выделять. Задачи урока: • Актуализировать знания об уже изученных частях слова (корень, приставка, суффикс). • Сформировать первичные умения находить в словах окончание и основу, графически их выделять. • Развивать умения находить и графически выделять значимые части слова.
конспект урока Аллабергенова М.П..docx
ОС «Школа 2100», 3 класс Русский язык. Урок подготовила:  Аллабергенова М.П. учитель начальных классов                                                                                    МБОУ СОШ №3п.Эльбан Тема: Понятие об окончании и основе слова.  Тип урока: открытие новых знаний  Цель   урока:  ученики   научатся   находить   окончание   и   основу   слова, графически их выделять. Задачи урока:  • Актуализировать   знания   об   уже   изученных   частях   слова   (корень, приставка, суффикс). • Сформировать   первичные   умения   находить   в   словах   окончание   и основу, графически их выделять. • Развивать   умения   находить   и   графически   выделять   значимые   части слова. Формирование УУД Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные  УУД 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем   мотивацию   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной деятельности Оборудование:   мультимедиа­проектор,   учебник   «Русский   язык»   3   класс часть 1 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; карточки для работы в парах. Сценарий  урока: I. Самоопределение к деятельности и актуализация знаний. 1.Организационный момент. – Прочитайте высказывание  (на доске):  Труд – основа жизни человека. – Как  понимаете смысл этих слов? (в жизни нужно много трудиться, чтобы  чего­то достичь) ­ А в школе нам нужно трудиться? (нужно, чтобы получать знания) ­ Давайте и мы потрудимся и проведем минутку чистописания. 2.   Определение темы, задач урока. 1) Минутка чистописания. ­ Что такое «чистописание»? (писать чисто и аккуратно) ­ Откройте тетради. Что нужно сделать сначала? (записать число и «классная  работа») ­ Запишите высказывание в своих тетрадях чисто и красиво.        2) Фронтальная беседа, подведение к проблеме урока. ­ Ребята, как вы понимаете это высказывание? Что значит – основа жизни? (самое главное, основное, то, на чем все держится) ­ У чего еще может быть основа? У дома есть основа? (основание, фундамент) ­ У стола может быть основа? (ножки) ­ А у слова может быть основа? (Варианты собрать. Возможно,  мнения разойдутся.) ­ А что такое основа слова? (обратиться к тем, кто считает, что в слове есть основа) (Наверное, что­то главное в слове, основное) ­ Если вы считаете, что в слове есть основа,  можем ли мы ее как­то сейчас выделить в данном слове?  (нет ­ не знаем, как это сделать, а  если скажут – «знаем» ­ пусть предложат свой вариант) ­ Итак,  мнения разошлись, мы точно не знаем, есть ли в слове основа (только предполагаем!) и не знаем точно, как её выделять. Т. о. возникла  проблема: не знаем, что такое основа слова и как ее выделять.  ­ А давайте вспомним,  какие части слова мы уже можем выделить (корень, суффикс, приставку). ­  Выделите известные части слова в нашем высказывании, которое записали. (ученик у доски) ­ Какие части слова выделили? (корень и окончание) ­ Каких частей не нашли? (приставку и суффикс) ­ На доске записана тема урока, прочитайте ее. («ЧАСТИ СЛОВА. …»). – ­ Что стоит в конце темы? (Многоточие).  ­ Что это значит? (тема не закончена – будет продолжение) ­ Как продолжите тему? (сегодня   будем говорить не о приставке, и не о суффиксе, а о чем­то другом) ­ Предположите, о каких частях слова сегодня пойдет речь? (об окончании, о корне) ­ Что знаем о корне? (главная часть слова, в ней заключен смысл) ­ Что мы знаем об окончании? (стоит в конце слова… и все.) ­ Итак, мы выявили еще одну проблему:  мало знаем об окончании. ­  Сформулируйте тему урока: «Части слова. Окончание и основа». ­   Какие   две   проблемы   перед   нами   возникли?   (не   знаем   почти   ничего   об окончании, не знаем, есть ли основа в слове и как ее выделить).  Как будем решать?  ­  Составим план действий. • Узнать все об окончании и основе.   План: (примерный) • Узнать, как  найти окончание и основу. • Тренироваться находить в словах окончание и основу. (если   будут   называть   план   вразнобой,   записывайте,   как   говорят,   но говорите, что план должен быть логичным и спросите:  с чего начнем?) 2. Открытие нового знания. • Работа в паре. ­  Приступим к первому пункту плана. Что будем делать? (узнавать все об окончании) ­ Как будем узнавать? (Подвести детей к тому, что сначала можно попытаться решить проблему самостоятельно, если не получается – искать информацию в учебнике, в интернете, спрашивать у взрослых и т.д.) ­ Давайте сначала попытаемся решить проблему самостоятельно. На доске появляется заготовка предложения. Мам_ слушает дочк_. – Что это такое? (предложение, но есть пропуски в словах) ­ Допишите слова так, чтобы получилось предложение. (У каждого на парте карточка с этими предложениями, работаем в паре, каждый составляет свое предложение, по­очереди).   ­ Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково?  Если   нет   расхождений,   учитель   сам   предлагает   другой   вариант.  Оба предложения появляются  на доске. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. – Одинаковый ли смысл у предложений? (нет) ­ Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.) –  Мама  и  маму  –  это   одно   и   то   же   слово   или   разные?   (Вспомните,  что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.) – А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая­то их часть.) –   Как   называется   эта   изменяемая   часть   слова?   (ответы   ребят, предположительно ­ окончание). • Работа с учебником.   ­ Как проверить, верны ли наши предположения? (прочитать в учебнике) ­ На какой странице? Как узнать? (Найти по содержанию) ­   Какую   тему     в   содержании   будем   искать?   (Части   слова.   Окончание   и основа).  ­ Есть ли такая тема в содержании? (есть, даже две – выбираем первую, так как сегодня только первый урок по теме) ­ Какую страницу нам нужно открыть? (стр.144) ­ Где  будем читать об окончании? (есть правило в рамочке) ­ Прочитайте. ­ Что же такое окончание? – Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (То, что у слова меняется.) – Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.)  ­ Интересно, для чего нужно окончание? (для связи слов в предложении) ­ Как это проверить? (предлагаю выполнить упр. 175) Упр. 175. –   Прочитайте   слова   первой   строчки.   Понятен   ли   смысл   каждого   из   них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.) Ученики составляют первое предложение:  Звучит нежная мелодия вальса. ­ Запишите предложение в тетрадь (ученик у доски). – Прочитайте слова на второй строчке. –   Достаточно   ли   только   изменить   окончание   у   слов,   чтобы   получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) –  Запишите предложение (ученик у доски). Она пробуждает в душе светлые чувства. –   Почему   же   вы   изменяли   окончания   слов?   (чтобы   предложение   стало понятным и красивым) – Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)   ­ Дочитайте правило до конца. О чем еще узнали из прочитанного на стр.144? (Что в слове есть основа, это часть слова без окончания). – Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова) ­ Как выделяется основа слова? (чертой снизу, с уголками в начале и в конце основы) ­ Мы выполнили первый пункт плана? Мы молодцы! ­ Теперь  предлагаю вам отдохнуть.  Физминутка     (проводит ученик) ­ Можем ли мы приступить ко второму пункту плана? (можем) ­ Что понадобится сделать? (узнать, как найти в слове окончание) ­ Как нам узнать об этом? (поискать в учебнике) ­ На какой странице? (с. 145) ­ Прочитайте правило.  ­   Выполним   работу   в   парах.   Первый   ученик   рассказывает   правило   своему соседу.   Договоритесь   сами,   кто   начинает   первым.     Второй     слушает, проверяет правильность, исправляет ошибки по мере необходимости. Если все правильно, кивает головой. Затем второй ученик рассказывает первому, тот слушает, если все рассказано верно, кивает головой. Когда работа в паре закончена, пара поднимает руки вверх. ­ Какую новую информацию вы получили из учебника? ­   Что   значит   –   нулевое   окончание?   Как   обнаружить   нулевое   окончание   в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.) ­ Мы закончили работу над вторым  пунктом  плана? (да)  ­     Можем   ли   мы   переходить   к   третьему   пункту?     Что   нам   необходимо сделать? (Тренироваться находить окончание в словах) 3.Применение нового знания. • Работа с учебником ­ Как будем работать над третьим пунктом? (выполнять упражнения в  учебнике) ­ Какие?  Выбирайте – какое упражнение нам можно выполнить.   Выполняется   по   заданию, Упр. 176, 177 устно «по шагам»  ­ если дети их выберут. Упр. 178  – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах.   Предварительно проговариваем   алгоритм   оценивания:   за   что   ставится   «5»   (если   написано аккуратно и без ошибок), «4» – если есть 1­ 2 ошибки, «3» – если 3­4 ошибки. «2» не ставится – новая тема, будем еще тренироваться. (слова записаны на обороте доски – сверяем и оцениваем свою работу)   самопроверка.            2) Разрешение   проблемы, возникшей  в начале урока. ­  Мы   достаточно   потренировались?  Давайте   вернемся   к   нашему   первому высказыванию:  Труд   ­   основа   жизни   человека.   Можем   ли   мы   теперь доделать  это задание до конца? Какие части слова мы еще можем выделить? (нулевое   окончание   в   слове   «труд»   и   основу   во   всех   словах)   –  ученик  у доски. Сюда надо перенести разговор  об основе человека!   ­ Ребята, в поговорке говорится, что труд – основа жизни человека, а у самого человека   есть  основа?  Как  вы   понимаете  это?  Какие  качества   составляют основу   человека?   Когда   они   закладываются?  (Подвести   к   мысли,   что закладываются в детстве и развиваются всю жизнь) Если позволяет время: творческое задание по карточке. Окончание – изменяемая, подвижная часть слова. Она может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц. 1. Без  труд… не вытащишь и рыбк… из  пруд... 2. Какие  труд…, такие и  плод…. 3. Любовь к  труд…  у людей на  вид…. 4. От  труд…  здоровеют, от лени – болеют. 5. Капля по капл... и камень точит. Допиши нужные окончания.   Составьте и запишите два предложения с любыми из этих словосочетаний.    Кожаные  сапог…, теплые  шарф…,   по белому  снег…,  намок из­за дожд…, поехали к бабушк…,  купили картин… . 4. Итоги урока Работа с сигнальными карточками: Игра «да–нет». Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет) – Окончание – часть слова.  (да – зеленая) – Окончание – изменяемая часть слова.  (да­ зеленая) – Окончание входит в основу слова.  (нет – красная) – Окончание служит для связи слов в предложении.  (да – зеленая) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (да –зеленая) – С помощью окончания образуются новые слова? (нет ­ красная) 5. Рефлексия учебной деятельности. ­ Посмотрите на план. Все ли мы выполнили? ­ К какому выводу пришли? ­ Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе? ­ Над чем еще надо поработать? ­ У кого не было затруднений по новой теме? «Лесенка «Мое состояние» У вас на партах у каждого лежат смайлики. Прикрепите их на лесенку, на ту ступеньку, которая соответствует вашему состоянию в конце урока. Домашнее задание:  1) стр. 162, упр. 1,  стр. 144­145 выучить определения 2) стр.162, упр. 1 и 2. 3) Творческое задание ­  найти еще поговорки и пословицы со словом «труд» или «основа».  Разобрать эти пословицы и поговорки с выделением в словах основы и окончания.

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"

Конспект урока русского языка "Понятие об окончании и основе слова"
Скачать файл