Конспект урока русского языка в 3 классе "Написание удвоенных согласных в корне слова"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка в 3 классе "Написание удвоенных согласных в корне слова"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
10.01.2017
Конспект урока русского языка в 3 классе "Написание удвоенных согласных в корне слова"
Цель урока - закрепление навыка написания слов с удвоенными согласными в корне слова путем активизации фонематического слуха через прием ритмизации. Задачи: : знакомство с необычным приемом, облегчающим написание слов с удвоенными согласными в корне слова; повторение алфавита; развитие фонематического слуха, чувства ритма, творческих способностей; эстетическое воспитание, воспитание коммуникативной культуры. Методы работы: проблемные методы, ритмизация звукового состава слова, пластическая ритмизация, методы закрепления на основе творческой деятельности.
Разработка 3 классудвоен.согл..doc

Разработка конкурсного урока в 3 классе

Тема: «Удвоенные согласные в корне слова» - закрепление

 

Цель: Закрепление навыка написания слов с удвоенными согласными в корне слова путем активизации фонематического слуха через прием ритмизации.

 

Задачи:

Образовательные: знакомство  с необычным приемом, облегчающим написание слов с удвоенными согласными в корне слова; повторение алфавита.

Развивающие: развитие фонематического слуха, чувства ритма, творческих способностей

Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание коммуникативной культуры.

 

Методы работы: проблемные методы, ритмизация звукового состава слова, пластическая ритмизация, методы закрепления на основе творческой деятельности.

 

Формы работы: фронтальная работа, групповая  работа, индивидуальная работа,  работа с раздаточным материалом.

 

Материалы и оборудование: видеозапись танца «Пасодобль» без музыкального сопровождения, музыкальный фрагмент танца «Пасодобль» кастаньеты, «портрет Ритмушек», плоский макет солнца, раздаточный материал в виде лучиков и облачков с творческим заданием, фломастеры, маркеры, магниты.

 

Ход урока:

1. Оргмомент

Знакомство с детьми. Представиться ФИО. Минитренинг: закрыть глаза, представить себя маленьким солнышком, приложить правую руку к груди, выпустить сквозь пальцы лучик и тихо назвать свое имя.

 

2. Вводная часть

Показ танца «Пасодобль» без музыки под хлопки. Ответы на вопросы:

·        Что это было? (танец)

·        Но ведь не было музыки, как получился танец, почему? (ритм отбивали)

·        Есть ли ритм в жизни? Где? (падают капли дождя, стучит сердце, послушайте).

·        А какой у нас идет урок? (русский язык), а причем  тут ритм?

·        А может ли присутствовать ритм в речи? (да: стихи с хлопками)

·        А в отдельном слове? (деление слова на слоги, постановка ударения)

·        А в звуковом составе слова? Можно ли с помощью ритма показать звуковой состав слова?

 

3. Освоение нового приема для закрепления навыка

     В помощь для усвоения темы предыдущих уроков мы призовем веселых Ритмушек (вывешивается портрет Ритмушек).  Я покажу вам прием, который, на мой взгляд, помогает лучше услышать те орфограммы, которые вы изучали на прошлых уроках. А вы в конце урока скажете мне, действительно ли Ритмушки вам помогли. А еще, мы с вами на уроке создадим коллективное наглядное пособие по изучаемой теме. Но что нам с вами надо вспомнить, чтобы создать пособие, и научить работать Ритмушек (тему: удвоенные согласные, какие могут быть удвоенные согласные, правила переноса удвоенных согласных)

·        А почему их две? (удвоенные согласные).

·        А какие буквы я могу поместить на платья Ритмушек?

·        А можно ли проверить написание удвоенных согласных? (нет) А как тогда их писать? (запоминать). А можно ли их услышать? Как? (звук дольше тянется).

·        А помочь они нам могут следующим образом: пока при произнесении тянутся удвоенные согласные в корне слова, Ритмушки успевают два раза «станцевать» - ударить по ладошке. Вот так.

·        Загадайте и назовите мне слова с удвоенными согласными, а я покажу, как «танцуют» Ритмушки. Но сначала я должна сделать своих родных Ритмушек. Для этого я фломастером нарисую на ноготках двух пальчиков левой  руки (среднем и указательном) глазки и улыбающийся ротик. И вы сделайте так же.

·        Дети называют слова, а учитель показывает, как работают Ритмушки.

·        А сейчас мы потренируем своих родных Ритмушек, научим их танцевать.

 

ФИЗПАУЗА – танец Пасодобль исполняется детьми с помощью хлопков, улавливая и повторяя за учителем ритмический рисунок .

 

4. Отработка навыка.

     А сейчас я проверю, как ваши Ритмушки научились танцевать. Для этого вам пришла телеграмма от Гиппопотама Кирилла. Сначала я ее вам прочитаю, а вы послушайте, что в ней интересного, с точки зрения темы нашего урока (каждая вторая строчка заканчивается словом с удвоенными согласными).

     Чтение телеграммы.

 

От гиппопотама пришла вам телеграмма.

Пишет – с ним случилась драма -

У него болезней гамма.

Голос у него осип

Подхватил он где-то грипп.

В горле очень уж свербит,

Потерял он аппетит.

От пупырышек на коже

Пить ему велели дрожжи.

 «Ой!» – Кирилл открыл свой рот

«Что-то у меня все жжет!

Что-то голову кружит

А вокруг жужжит, жужжит.

Сбросить надо лишний жир,

Я пока не пассажир.

Полечусь, поем я супу

И вольюсь я в вашу группу.

Хоть порывами я чист

Все же я не хоккеист!

На прощанье под овации

От меня вам иллюстрации.

Думаю, что буду мил.

ДО свидания, друг Кирилл.

 

     Повторное чтение, дети заканчивают строчку и прохлопывают Ритмушками удвоенные согласные.

 

5. Творческое задание, в результате которого должно получиться коллективное наглядно пособие.

     Детям выдаются на парту карточки желтого цвета (лучики) и белого цвета (облачка) с изображением Ритмушек. На карточке зашифрованы буквы, которые должны стоять на платьях у Ритмушек.

Цель задания «лучики»: разгадать, какую удвоенную согласную надо написать на платьях у Ритмушек, вписать фломастером эти буквы на платья,  и записать рядом 3 слова с этой удвоенной согласной.

 

Цель задания «облачка»: догадаться, о каком правиле идет речь, вписать в платья нужные буквы, записать слово с правильно выполненным заданием.

 

Составление и чтение пособия: вывешивание карточек на доску с проговариванием и отхлопыванием написанных слов и правил.

 

 

6. Домашнее задание:

·        Помогли ли вам сегодня Ритмушки лучше слышать слова с удвоенными согласными?

·        А можно ли использовать Ритмушек для запоминания или проверки других правил русского языка?

·        А какие еще приемы, кроме ритмизации, можно использовать для лучшего усвоения правописания слов и иных правил русского языка?

·        Сверхцель урока: что я хотела показать вам этим уроком. МЫ использовали необычный прием для  решения конкретной одной непростой задачи.  А если будет другая задача? Сможем мы ее решить  таким же приемом или другим? Сверхцель – не бояться находить необычные решения для решения проблем.

 

7. Самооценка

     На платье Ритмушки нарисовать

- желтый кружок – если вы были сегодня солнышками, светили, и старались трудиться, как солнышко каждый день.

- красный кружок – если вы были активны, но могли бы приложить еще больше усилий

- зеленый кружок – если ваши усилия сегодня не совсем соответствовали вашим возможностям и способностям.

 

Итог урока: А сейчас разрешите мне несколько по-другому прочитать наше наглядное пособие.

·        Пожелание: чтоб в океане ваших знаний всегда светило яркое солнышко хороших целей и задач; мягкие пушистые облачка ваших мудрых мыслей, решающих трудные задачи и достигающих целей никогда не превращались в мрачные тучи дурных мыслей и нерешенных проблем.

·        Пусть эти волшебные Ритмушки с вашими кружочками принесут вам счастья и всегда помогут вам решать не только задачи русского языка, но и самые сложные жизненные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

Обоснование типа урока:

«Удвоенные согласные в корне слова» - закрепление по программе «Школа 2100». Данная тема является достаточно сложной, не существует правил проверки написания таких слов, и основным приемом является запоминание.  Цель программы – вырастить функционально грамотную личность. Исходя из данного противоречия была сформулирована цель урока: показать детям необычный прием  ритмизации, который может помочь в запоминании и слышании слов с удвоенными согласными.

Цель: Закрепление навыка написания слов с удвоенными согласными в корне слова путем активизации фонематического слуха через прием ритмизации.

Задачи:

Образовательные: знакомство  с необычным приемом, облегчающим написание слов с удвоенными согласными в корне слова; создание коллективного наглядного пособия, которое наглядно поможет лучше запомнить слова с удвоенными согласными.

Развивающие: развитие фонематического слуха, чувства ритма, творческого и логического мышления.

Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание коммуникативной культуры.

 

Сверхзадача: показать, что для решения любой задачи,  проблемы можно привлекать необычные нестандартные способы ее решения.

 

Тип урока: полижанровый урок.

 

Для достижения поставленных целей на уроке была создана система эстетико-педагогических условий:

1. Учебно-дизайнерские: эргономические (до меня), эстетические – наглядные пособия; пособие, созданное детьми;  музыкальное сопровождение урока.

2. Социально-эмоциональные: создание творческой эмоционально-комфортной атмосферы в классе путем минитренинга в начале урока; свободный диалог и высказывание мнений; творческие взаимоотношения в процессе взаимодействия детей в группах, в классе в целом, с педагогом. Создание ситуации успеха и положительной мотивации,  поддержание их на протяжении урока путем смены видов деятельности (5 видов).

3. Эвристико-дидактические: применение творческих форм и методов работы:

·        Пластическое ритмизирование

·        Пример педагога

·        Постановка противоречия, проблемы и выработка способа ее решения

·        Аналитические методы по оценке эффективности нового приема работы

·        Решение нетиповой задачи

·        Синестетическая деятельность – которая является основополагающей в данной системе

·        Тренинг

·        Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию коллективного наглядного пособия.

·        Творческое восприятие стихотворного текста, и анализ с точки зрения изучаемой темы.

·        Исследовательская деятельность

Продукт деятельности учащихся получился, на мой взгляд, эстетическим, что также является компонентом данной группы условий.

4. Индивидуально-творческие:

·        Каждый ребенок высказывал свое мнение, проявляя свои индивидуальные особенности и склонности.

·        Все попробовали себя в новом виде деятельности: пластическом ритмизировании.

·        Были созданы и реализованы условия для самореализации каждого, что удалось на уроке.

·        Каждый проявил достаточно хороший уровень развития самооценки и взаимоконтроля.

В процессе урока дети, после целеполагания,  самостоятельно сформулировали этапы создания наглядного пособия, т.е. задачи урока. Решили эти задачи к концу урока, создав наглядное пособие. Урок носил также исследовательский характер, т.к. учащиеся исследовали эффективность предложенного приема и сделали вывод о возможности его применения к данной  теме урока.

     Дети смогли также, хоть и с наводящими вопросами, увидеть свехцель урока: возможность использования необычных, нестандартных приемов работы, деятельности для решения проблем. Т.е. решена сверхцель урока: развитие эвристического (латерального) мышления детей.

 

      В целом, на мой взгляд, урок прошел успешно. Было сделано все, что запланировано. Безусловно, определенную трудность для детей представляло быстрое овладение ритмическим рисунком, но почти все с заданием успешно справились. Дети хорошо подготовлены, активны, быстро идут на контакт. Способны мыслить не только в пределах учебной программы. Они были настоящими солнышками, старались, светили, трудились. Было очень приятно с ними работать.


Разработка конкурсного урока в 3 классе

Разработка конкурсного урока в 3 классе

А в отдельном слове? (деление слова на слоги, постановка ударения) ·

А в отдельном слове? (деление слова на слоги, постановка ударения) ·

От гиппопотама пришла вам телеграмма

От гиппопотама пришла вам телеграмма

Помогли ли вам сегодня Ритмушки лучше слышать слова с удвоенными согласными? ·

Помогли ли вам сегодня Ритмушки лучше слышать слова с удвоенными согласными? ·

Обоснование типа урока: «Удвоенные согласные в корне слова» - закрепление по программе «Школа 2100»

Обоснование типа урока: «Удвоенные согласные в корне слова» - закрепление по программе «Школа 2100»

Решение нетиповой задачи ·

Решение нетиповой задачи ·
Скачать файл