Урок русского языка в 3 классе
УМК «Школа России»
Тема: Приставка.
Цель: Изучать состав слова. Приставка. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки в русском языке;
Задачи:
· Формировать представление о приставке как о значимой части слова, умение выделять приставку, работать с тестом;
· Добиться сознательного усвоения понятия приставка; вооружить детей умениями выделять в слове приставку; вырабатывать орфографически грамотное и каллиграфически правильное письмо; развивать внимание, память воображение.
· Формировать аккуратное оформление записи на доске и в тетради; воспитывать интерес к слову, обогащать словарный запас новыми терминами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник Русский язык. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. 3 кл.,
Оформление доски
|
Четвертое апреля. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат совместной деятельности |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Николаевна и я проведу у вас урок русского языка. |
Приветствуют учителя. |
Дети готовы к работе на уроке. |
Словарная работа |
Мин чистописания. Ребята, открываем тетради и записываем число, классная работа. Посмотрите на доску. Какие буквы вы видите? (ю, б, н, о) Прочитайте гласный, согл, звонкие Основные элементы написаны одинаково, прямая наклонная. Обратить внимание на строчную б, прямая наклонная немного не доходит до верней линии рабочей строки. Сейчас аккуратно прописываете в тетради. На доске предложение, в словарных словах пропущена гласная. Утром с_баки отыскали лисью нору в ст_гу сена. - Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. - проверка, какие буквы вставили. - найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. Проверка 1 ученика на оценку.
|
Дети прописывают слово, записывают число.
|
Повторили изученные словарные слова, проверили себя. |
Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Сегодня на этом уроке мы продолжим работу над составом слова. - Сейчас я буду показывать морфему. Вы расскажите, что она обозначает. - Это графическое изображение корня.
Прочитайте слова: стол, столик, столовая, столетие.
-Назовите лишнее слово. Докажите почему? - Как можно назвать остальные слова? Это графическое изображение окончания. Посмотрите, слово мячик я изменила по вопросам падежей Мячик Мячика Мячику Мячик Мячиком О мячике Найдите слова, которые имеют нулевые окончания |
Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.
Столетие.
Однокоренные. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Мячик |
Подготовили к восприятию нового материала
|
Этап изучения нового материала. |
- Настало время познакомиться с новой морфемой которая называются приставка. - Запишем под диктовку предложение: Заморозки – это лёгкие утренние морозы весной или осенью. (Проверьте.) 1). Выпишите однокоренные слова из этого предложения. 2). Выделите: окончание, корень. 3). Сравните эти слова. - Из каких частей состоит слово морозы?
- Из каких частей состоит слово заморозки?
- В этом слове есть новая морфема и она имеет свое название, место в слове и свою роль.
За – это приставка, она всегда стоит перед корнем. Графически выделяется вот таким образом . (оформление доски)
- Напрашивается вопрос: “Для чего служит приставка Посмотрите на доску: 1.А забавный медвежонок Только вылез из пелёнок – Как поплыл по речке на горшке из печки! 2. На пригорке у реки Щи варили петухи И кисель варили – Ёлки ели, пили. - Прочитайте небылицы про себя. - Прочитайте вслух, расставляя логическое ударение. - Выпиши выделенные слова, выдели окончание, корень и приставку. Коллективное выполнение. - Скажу я слово высоко, а ты ответишь - … Скажу я слово далеко, а ты ответишь - … Слова противоположные по смыслу называют – Я буду называть слова, а вы замените приставку в слове, чтобы получилось слово противоположное по смыслу. Устно. Пришёл - … (ушёл), закрыть - …(открыть), выбежал -…(забежал). - Назовите приставки. Физминутка
|
Заморозки, морозы Выделяют части слова
корень, окончание
(Корень, окончание и другие части слова.)
Приставки служат для образования новых слов, пишется слитно.
(низко) (близко) антонимы.
При, от, вы, за, у. |
Дети усвоили и первично запомнили понятие о приставке |
Этап закрепления учащимися нового материала. |
Запишите слова под диктовку: делать, переделать, написать, писать, привёз, отвёз, вёз, вынес, нёс. - Выделите приставки в тех словах, где они есть. (1 чел. у доски) Я хочу вам рассказать Об Иван Иваныче, Ох, и любит он поспать На Диван Диваныче. - Спишите текст, в подчёркнутых словах выделите корень и приставку.
|
Записывают слова |
Закрепили и применили свои знания при выполнении упражнения. |
Информирование о д/з. |
Ребята, дома выполните упражнение упр. 36. на с. 102 Списать текст, выделить основу и окончание в именах существительных, в глаголах выделить приставки.
|
Дети записывают в дневник. |
Дети информированы о д/з. |
Итог урока |
- Чему учились на уроке? - Что такое приставка, какую роль она играет в слове? - Как пишется приставка со словом? |
Ответы учащихся
|
Ребята самостоятельно оценили свою работу на уроке. |
Рефлексия |
«Продолжи фразу» Сейчас я вам буду говорить фразу, а вы должны ее продолжить. - сегодня на уроке мне больше всего запомнилось…. - я научился… -на уроке я работал… |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.