Конспект урока по русскому языку по теме "Чем словосочетание отличается от слова?"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Никифорова Ю.Н. русский язык.docx

Тема: Чем словосочетание отличается от слова?

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся отличать словосочетания от слов в процессе смены видов деятельности.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об отличии словосочетаний от слов в процессе выполнения упражнений.

 

Задачи:

Обучающая – сформировать представление у обучающихся об отличии словосочетаний от слов в ходе выполнения практических занятий.

Развивающая – способствовать развитию речи и расширению словарного запаса в процессе урока.

Воспитательная – воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

 

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают, чем отличаются словосочетания от слов, умеют составлять словосочетания, задавать вопросы от главного слова к зависимому в словосочетании.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: сравнивать различные языковые единицы (слова), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (лексическое значение), устанавливать аналогии языковых единиц, объединять языковые единицы по определенному признаку, с помощью учителя формулировать цель, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): становление ценностного отношения к своей Родине, первоначальные представления о научной картине мира, активность, инициативность, интерес к изучению русского языка.

 

Оборудование: компьютер, доска, презентация, учебник русского языка.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности, целостности восприятия мира

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Литература: Русский язык. 3 класс. 1 часть. Учебник. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2021.


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.       Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

-Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток.

Здороваются с учителем.

Готовятся к уроку.

 

 

Поднимают руку.

Личностные: формирование умения

организовывать свою деятельность,

принятие и освоение социальной роли

ученика.

Регулятивные: способность к саморегуляции.

2.       Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

- Ребята, наш урок русского языка мы начнем с чистописания. Сели правильно, спинки выпрямили, ноги вместе, приготовились красиво писать.

- Открыли тетради. Сколько строк отступаем от последней записи? Записываем дату. 6 октября. Пишем внимательно. Классная работа.

-Ребята, давайте с вами запишем следующую связку элементов (первая связка элементов)

-Начинаем писать с буквы ч, далее буква е, далее наклонная прямая с петлей наверху и внизу, буква е, снова наклонная прямая с петлей наверху и внизу, далее буквы р и е. Пропишите в своих тетрадях еще три раза эту связку.https://sun9-38.userapi.com/impg/g8Adcv-N6ofeNQnKKhz4L1GMBizD4mb_fFBY0A/Y7tA4ytfkuw.jpg?size=525x1080&quality=96&sign=6b95dd220054f585aaa4039867b0d9d7&type=album

Правильно сели.

 

 

 

-Отступаем две строки.

Записывают дату и классную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают связку элементов.

 

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: осуществлять самопроверку.

Предметные: знают, как называются и пишутся элементы в связке.

3.       Актуализация знаний и целеполагание

 

Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте задание.

-Даша, прочитай слова и сочетания слов.

-Какое название будет более точным: альбом или альбом для марок? Почему?

 

 

-Какое название будет более точным: полка или книжная полка? Почему?

 

 

-Какое название будет более точным: лист или кленовый лист? Почему?

 

 

-Какое название будет более точным: стол или письменный стол? Почему?

 

 

-Запишем в тетрадях название каждого предмета через запятую.

-Ребята, как вы думаете, что такое словосочетание.

-А чем отличается словосочетание от слова?

-Значит, чем мы сегодня будем заниматься?

Читают задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает слова и сочетания слов.

-Более точным будет: альбом для марок, потому что это конкретнее, более точное, т.к. есть альбом для рисования, для фото и т.д.

-Более точным будет: книжная полка, потому что это конкретнее, более точное, т.к. есть полка для посуды и т.д.

-Более точным будет: кленовый лист, потому что это конкретнее, более точное, т.к. есть березовый, дубовый лист и т.д.

-Более точным будет: письменный стол, потому что это конкретнее, более точное, т.к. есть кухонный стол, разделочный стол и т.д.

Записывают названия в тетрадь.

 

-Это сочетание слов.

 

-Не знаем.

-Мы узнаем, чем отличается словосочетания от слова.

Предметные: знают, что такое словосочетание.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Регулятивные: овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4.       Открытие нового знания

 

Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

-Откроем учебники по закладке на с.47.

-Давайте прочитаем заголовок, написанный голубым цветом.

-Вы можете ответить на этот вопрос?

-Давайте это проверим. Прочитаем текст под галочкой «Обратите внимание!»

-Что такое словосочетание?

 

 

 

-Прочитай пример «сложного названия» предмета.

-Приведите свои примеры «сложных названий» предметов.

-Прочитай пример «сложного названия» действия.

-Приведите свои примеры «сложных названий» действий.

-Прочитай пример «сложного названия» признака.

-Приведите свои примеры «сложных названий» признака.

Открывают учебники.

-Чем отличается словосочетание от слова?

Ответы учеников.

Читают.

 

 

 

 

 

-Словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет, действие или признак.

-Письменный стол

 

-кухонный нож, маленький торт и т.д.

-ярко светит.

 

-быстро плывет, высоко прыгает и т.д.

-очень храбрый

 

-Слишком веселый, очень уставший и т.д.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь работать с учебником и словарем.

Предметные: знают, что такое словосочетание, чем оно отличается от слова, умеют создавать новые словосочетания.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

5.       Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

-Выполним упр. 80.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-Прочитайте вслух.

-Что вы представили, читая эти слова и словосочетания?

 

 

 

-Давайте запишем только словосочетания в тетради, вставляя пропущенные буквы.

-Даша, запиши только словосочетания на доске.

-Подчеркни буквы, которые ты вставила.

-Ребята, правильно Даша всё записала?

-Назови изученные части речи в каждом словосочетании. Попишите сверху части речи.

-Молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

Читают задание.

-Прочитать.

Читают вслух.

-Когда читали слова, то мы представляли общее что-то, а не конкретное, а когда прочитали словосочетания, то перед нами был конкретный образ.

Записывают в тетради словосочетания.

Записывает словосочетания на доске.

 

Подчеркивает буквы.

-Да.

Подписывают части речи.

 

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь работать с учебником и словарем.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Предметные: знают, что такое словосочетание и чем оно отличается от слова.

6.       Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

 

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

-Выполним упр. 81. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

 

 

-Что такое главное и зависимое слово?

 

 

 

-Давайте прочитаем пример.

-Это словосочетание? Почему?

 

-Где в этом словосочетании главное слово? Где зависимое?

-А почему мы говорим одеть сестру, а не надеть?

-Мы надеваем что-то, а одеваем кого-то. Можно легко запомнить: Надеть одежду, одеть надежду.

-Давайте составим словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.

-Надеть что?

-пилить чем?

-идти как?

-дарить кому?

-какой ветер?

-какой ветерок?

-какое яблоко?

-Давайте запишем получившиеся словосочетания в тетрадь и подпишем сверху вопрос от главного к зависимому слову.

-Сережа, запиши словосочетание на доске.

Читают задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нужно составить словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.

-Главное слово – это слово, от которого задается вопрос, а зависимое – это слово к которому задается вопрос.

-Одеть (кого?) сестру

-Это словосочетание, так как это «сложное название» действия.

-Главное слово – одеть, зависимое – сестру.

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

-Платье.

-напильником.

-медленно.

-другу.

-сильный.

-слабый.

-красное.

Записывают словосочетания в тетрадь: надеть платье, пилить напильником, идти медленно, дарить другу, сильный ветер, слабый ветерок, красное яблоко.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

Предметные: знают, что такое словосочетание, чем оно отличается от слова, умеют создавать словосочетания, задавать вопросы от главного к зависимому слову.

7.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

-Теперь. Предлагаю вам самостоятельно выполнить упр.82. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Давайте прочитаем образец.

 

-Что вы заметили?

 

 

-Запишите в тетрадях упражнение 82. Выполните задание по образцу. Сам образец писать не нужно.

-Давайте проверять. Прочитайте первое словосочетание, которое у вас получилось.

-Если у вас также – поставьте карандашом плюс.

-второе.

-Если у вас также – поставьте карандашом плюс.

-Третье.

-Если у вас также – поставьте карандашом плюс.

-Четвертое.

-Если у вас также – поставьте карандашом плюс.

-Пятое.

-Если у вас также – поставьте карандашом плюс.

-Шестое.

-Если у вас также – поставьте карандашом плюс.

-В конце урока сдайте тетради на проверку.

Читают задание.

-Нужно прочитать, заменить данные словосочетания другими, близкими по значению и записать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Установка ракеты – ракетная установка.

-Слова поменялись местами, а одно слово из существительного стало прилагательным.

 

Выполняют задание самостоятельно.

 

-Ягодный кисель.

 

 

 

-Морковный сок.

 

 

-Оленьи следы.

 

 

-Тетрадный лист.

 

 

Коровье молоко.

 

 

-Земляничное варенье.

 

 

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе самостоятельной работы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: знают, что такое словосочетание, чем оно отличается от слова, умеют создавать новые словосочетания.

8.       Рефлексия

 

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Что что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

-Закончите предложения:

·  Урок помог мне…

·  Для меня было сложным…

·  Мне понравилось…

-На столе у вас лежат смайлики разных цветов. Зеленый смайлик – это у вас все получилось, было все понятно. Желтый смайлик – у вас что-то не получилось, были затруднения. И красный смайлик – это у вас ничего не получилось или было слишком сложно. Поднимите вверх тот смайлик, которое соответствует вашему настроению к концу нашего урока.

-Мы узнали, чем отличается словосочетание от слова.

Заканчивают предложения.

 

 

 

Показывают смайлик.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий.

9.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Дома вам нужно составить и записать в тетрадь 5 словосочетаний с любыми словарными словами, которые вы уже изучили.

Слушают учителя.

 

 


 

Посмотрите также