Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте : "Звук и буква У".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 конспект по ФГОС Звук и буква У.docx

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

1)     научиться четко артикулировать и произносить звук У; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука;

2)    Выделять начальный ударный гласный звук У из слов;

3)    Познакомиться с буквой У, печатать букву У в тетрадях;

4)    Тренироваться в определении положения звука У в начале и середине слова;

5)    Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

·        Предметные картинки (утка, удав, утюг, ухо, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, петух, кухня, ива, дуб, будильник, автомат, туфли).

·        Зеркала.

·        Демонстрационная карточка с буквой У.

·        Тетради, карандаши.

·        Разрезная азбука.

 

 

Образовательные области по ФГОС

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуникативная  деятельность

1. Отгадывание загадок.

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Все это шутка,

Ну конечно это - … (утка)

 

2. Беседа.

Одна – утка, а когда их много – то это …. (УТКИ)

А как зовут детеныша утки - … (УТЕНОК)

А когда их много, то это…. (УТЯТА)

УУУУТКА – какой первый звук в этом слове ?    - У.

Мы сегодня будем повторять звук У и выучим букву У.

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Пальчиковая гимнастика.

А утка – это кто? – Домашнаяя птица.

Давайте вспомним пальчиковую игру про домашних птиц.

 

Гуси, куры и индюшки

Наклевалися петрушки,

Закусили лебедой

Побежали за водой.

 

(все пальчики попеременно «здороваются» с большим в такт стихотворения).

 

4. Артикуляционная гимнастика.

 

2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка.

 

- лопаточка

- чашечка

- грибок

- вкусное варенье

- лошадка

- качели и др.

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

5. Игра «Четвертый лишний».

 

На экране (на доске) : утка, корова, лошадь, свинья.

- Кто лишний?  - Утка

Почему? Утка – домашняя птица, все остальные – домашние животные – млекопитающие. (не птицы).

 

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

6. Ситуативный разговор, беседа.

 

Выделение начального ударного гласного У из слова.

УУУУУтка . Какой первый звук в этом слове?   - У .

 

Длительное произнесение звука У логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко. наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом;

 

Характеристика звука У:

поется голосом, тянется,

 губы трубочкой,

звук гласный,

обозначается маленьким красным кругом .

 

Так как гласный — фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами).

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие 

Игровая деятельность

7. Игра «Поймай звук У» .

 

а) из ряда звуков: У, И, А, У, О, А, У, С, У, Ш, А, О, У и т.п.

 

б) из ряда слогов и звукосочетаний: УА, АМ, АУ, ОП, СУ, МУ, АС, УИ и т.п.

 

в) из  ряда слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак.

 

8. Игра «Подари картинку со звуком У Ульяне»: (с куклой):

 

На экране (доске) картинки: утка, гусь, апельсин, иголка, улей, дуб, окна, облако, удав, умывальник, осы, ананас и др. (сколько есть)

 

Найти: утка, гусь, улей, дуб, удав, умывальник.

 

Речевое развитие 

Коммуникативная деятельность

9. Ситуативная беседа.

 

Где спрятался звук У в словах – утка, улей, удав, умывальник?  - в начале слова.

А в словах – гусь, дуб?  - в середине слова

(возможна работа с полосками для определения места звука в слове).

 

Прохлопать слова, поделить их на слоги.

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

10. Физкультминутка. «Утята»

Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,
В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.

Речетатив произносит учитель-логопед, дети только выполняют упражнения.

1. И. п. – стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, перед грудью.  Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине – темп медленный.2.  И. п. –  Имитация ныряния солдатиком (приседание, руки через стороны вверх - темп средний.

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

Игровая деятельность

 

 

 

Коммуникативная деятельность

 

 

 

 

 

Двигательная деятельность

11. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками на звук У (смотри оборудование)

 

12. Знакомство с буквой У:

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

 

Рассматривание карточки с буквой У,

отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура. Печатание буквы на доске и в тетрадях.

 

 

 

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

16. Итоговая беседа.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)

Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.

 

 


 

Посмотрите также