Урок русского языка по теме "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя существительное", 5 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок_5 класс_Повторение и обобщение по теме Имя существительное.doc

Тема. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

 

Цели. 1. Закрепить и обобщить изученный материал об имени существительном.

           2. Развивать навыки определения морфологических признаков существительного, его синтаксической роли, умения отличать существительное от других частей речи, навыки грамотной речи и работы с тестом.

           3. Воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.

 

Оборудование: карточки с заданиями, тест, групповые задания, план морфологического разбора, доска.

 

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, наблюдения, выполнение упражнений, работа с тестом, отработка орфоэпических и грамматических норм.

 

Ход урока:

 

I. Мотивационный момент.

- организация класса;

- деление класса на 5 групп по 5 человек;

- сообщение темы и целей урока (прочитав тему урока, ученики самостоятельно формулируют цели урока);

- оформление тетрадей.

 

II. Интеллектуальная разминка.

ухо                   кот

глаз                  лось

нос                   заяц

рот                   вол

- укажите, по какому признаку данные понятия разделены на группы

(1 ст. -  части лица, головы, неодуш; 2 ст. – животные, одуш.);

- предложите свои возможные варианты деления данных понятий на группы

( слова из 3-х и из 4-х букв);

- исключите лишнее слово по какому-либо признаку

(ухо – ср.р., начинается с гласного, оканчивается гласным (окончание);

лось – оканчивается Ь, т.е. буквой, которая не обозначает звука);

- назовите общие признаки всех слов

(1 слог, слова 2-го скл., ед. ч., им. сущ., нарицательные)

 

III. Повторение и обобщение.

1. Распределение ролей в группах:

- лаборант (ученик, который отвечает за обеспечение заданиями группы);

- консультант (ученик, который читает и объясняет задания группе);

- эксперт (ученик, который следит за выполнением заданий, проверяет правильность выполнения и оценивает работу группы);

- статистик (ученик, который ведёт учёт выполнения заданий членами группы, результаты выполненных заданий заносит в таблицу);

- практик (ученик, который следит за практическим выполнением заданий, записывает варианты ответов в тесте, заполняет карточки с заданиями).

 

2. Решение дидактических задач.

Группы получают задания на карточках и после обсуждения устно дают ответы. На доске появляется план морфологического разбора:

1 группа. Общее грамматическое значение имени существительного.

2 группа. Постоянные морфологические признаки:

- собственные и нарицательные;

- одушевлённые и неодушевлённые;

- род;

- склонение.

3 группа. Непостоянные морфологические признаки:

- число;

- падеж.

4 группа. Синтаксическая роль имени существительного.

5 группа. Образование имён существительных.

 

3. Отличие имени существительного от других частей речи.

Устно задать вопросы и определить части речи (слова записаны на доске).

- синеть, синий, синева;

- краснота, красненький, краснеть;

- слабость, слабый, слабеть;

- добреть, добротный, доброта;

- желтизна, желтеть, желтоватый;

- Что общего между словами каждого ряда? (корень)

Выписать имена существительные и ответить на вопросы:

- Как образованы эти имена существительные? (суффиксальным способом, с помощью суффиксов -ев-, -от-, -ость-, -изн-).

- Каково значение этих существительных? (эти слова обозначают признак как предмет, явление)

 

4. Слово учителя.

Мы выяснили, что некоторые существительные имеют значение признака как явления, а могут ли имена существительные иметь значение действия как предмета или явления? Для ответа на этот вопрос выполним здание.

- Образуйте от глаголов имена существительные и запишите парами.

Ходить - …, читать - …, уважать - …, купаться - …, восстать - …, грызть - …

 ходить – ходьба, хождение,

 читать – чтение,

 уважать – уважение,

 купаться – купание,

 восстать - восстание,

 грызть - …

От слова грызть существительное не образуется. Есть однокоренное слово грызня (разговорное), грызун, но они имеют несколько другое значение. Грызун – млекопитающее с сильными передними зубами (белка, суслик, мышь).

Грызня – драка между животными; мелкая ссора, перебранка между людьми. В выражении грызть орехи нельзя заменить глагол существительным; не скажешь же: грызня орехов.

Вывод. От некоторых, но не т всех глаголов образуются существительные со значением действия, обозначающие это действие как предмет, явление.

 

5. Работа в группах.

Группы получают карточки с заданиями.

Задание № 1. Постоянные морфологические признаки.

Обсудить, выбрать и записать в тетради правильные варианты ответов. Практики отмечают в карточках с заданиями выбранные варианты ответов. Лаборанты передают карточки экспертам других групп. После устной проверки эксперты оценивают работу группы. Лаборанты возвращают карточки группам. Статистики вносят отметки экспертов в таблицу.

 

Отметьте ряд, в котором даны только имена существительные мужского рода.

а) картофель, плащ, ветвь;                        а) туфли, яблоки, рельсы;

б) рояль, окно, дождь;                               б) апрель, тюль, вторник;

в) кофе, юноша, кенгуру;                          в) щавель, укол, свирель;

г) пирожки, стаканы, какао.                      г) повидло, кот, плач.

Отметьте имена существительные 2-го склонения.

а) январь;                                                    

б) капель;

в) судья;

г) оконце

Отметьте имена существительные 3-го склонения.

а) уголь;

б) шинель;

в) площадка;

г) молодёжь.

 

Вывод. Имена существительные не изменяются по родам. Бывают имена сущ. ж.р., м.р., ср.р. и слова общего рода. Им. сущ. имеют 3 скл.

 

Задание № 2. Непостоянные морфологические признаки.

- Расскажите о категории числа и падежа имён существительных.

Задание также выполнить в тетрадях, на карточках и провести проверку.

 

Отметьте ряд, в котором все существительные имеют форму только мн. ч.

а) джинсы, грабли, молоко;                        

б) брюки, очки, ножницы;

в) ботинки, санки, чернила;

г) коньки, листва, часы.

Отметьте ряд, в котором все существительные имеют форму только ед. ч.

а) здоровье, детвора, краснота;

б) шорох, дождь, детство;

в) простор, доброта, сметана;

г) погода, горизонт, растение.

Отметьте словосочетания с именами существительными в Т. п.

а) обещать другу;

б) играть мячом;

в) писать сочинение;

г) разговаривать с соседом.

Отметьте словосочетания с именами существительными в Д. п.

а) благодаря помощи;

б) работать водителем;

в) позвонить родителям;

г) определить падеж.

 

Задание № 3. Самостоятельная работа с тестом.

     1. Какое из этих утверждений ошибочное?

а) Имя существительное – один из главных членов предложения.

     б) К собственным именам существительным относятся географические 

          названия.

в) Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

г) Существительное может быть любым членом предложения.

2. Отметьте имена существительные с окончанием - е.

а) слова из  песн..;

б) подошли к дач.. ;

в) гулять по алле.. ;

г) написать Мари.. .

3. Отметьте имена существительные с ударением на первом слоге.

а) досуг;

б) тефтели;

в) квартал;

г) договор;

4. Отметьте варианты без нарушения речевых норм.

      1) сто граммов;

      2) пара чулок;

      3) много делов;

      4) килограмм апельсин.

5. Отметьте слова, в которых ставится Ь.

а) вещ.. ;

б) брош.. ;

в) гореч.. ;

г) овощ.. .

6. Отметьте слова, в которых пропущена буква о.

а) с врач..м;

б) абзац..м;

в) гараж..м;

г) солнц..м;

 

Резервные задания.

Морфологический разбор имён существительных, используя план.

На стороне, из Москвы, пальцами, к водоёму, человеком.

 

IV. Итог урока.

Вывод об имени существительном по плану.

Домашнее задание.

Упр. 817 с. 93

Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ухо                  

глаз                 

нос                  

рот                  

кот


лось

заяц

вол

 

лаборант

консультант

эксперт

статистик

практик

 

1 группа.

 Общее грамматическое значение имени существительного.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

2 группа.

Постоянные морфологические признаки:

- ____________________________________________________;

- ____________________________________________________;

- ______________________________;

- ______________________________.

 

 

 

3 группа.

Непостоянные морфологические признаки:

- ______________________________;

- ______________________________.

 

 

 

4 группа.

Синтаксическая роль имени существительного.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5 группа.

Образование имён существительных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание № 1. Постоянные морфологические признаки.

 

Выпишите ряд, в котором даны только имена существительные мужского рода.

а) картофель, плащ, ветвь;                        а) туфли, яблоки, рельсы;

б) рояль, окно, дождь;                               б) апрель, тюль, вторник;

в) кофе, юноша, кенгуру;                          в) щавель, укол, свирель;

г) пирожки, стаканы, какао.                      г) повидло, кот, плач.

 

Выпишите имена существительные 2-го склонения.

а) январь;                                                   

б) капель;

в) судья;

г) оконце

 

Выпишите имена существительные 3-го склонения.

а) уголь;

б) шинель;

в) площадка;

г) молодёжь.

 

 

 

Задание № 1. Постоянные морфологические признаки.

 

Выпишите ряд, в котором даны только имена существительные мужского рода.

а) картофель, плащ, ветвь;                        а) туфли, яблоки, рельсы;

б) рояль, окно, дождь;                               б) апрель, тюль, вторник;

в) кофе, юноша, кенгуру;                          в) щавель, укол, свирель;

г) пирожки, стаканы, какао.                      г) повидло, кот, плач.

 

Выпишите имена существительные 2-го склонения.

а) январь;                                                   

б) капель;

в) судья;

г) оконце

 

Выпишите имена существительные 3-го склонения.

а) уголь;

б) шинель;

в) площадка;

г) молодёжь.

 

Задание № 2. Непостоянные морфологические признаки.

 

Выпишите ряд, в котором все существительные имеют форму только мн. ч.

а) джинсы, грабли, молоко;                        

б) брюки, очки, ножницы;

в) ботинки, санки, чернила;

г) коньки, листва, часы.

Выпишите ряд, в котором все существительные имеют форму только ед. ч.

а) здоровье, детвора, краснота;

б) шорох, дождь, детство;

в) простор, доброта, сметана;

г) погода, горизонт, растение.

Выпишите словосочетания с именами существительными в Т. п.

а) обещать другу;

б) играть мячом;

в) писать сочинение;

г) разговаривать с соседом.

Выпишите словосочетания с именами существительными в Д. п.

а) благодаря помощи;

б) работать водителем;

в) позвонить родителям;

г) определить падеж.

 

 

Задание № 2. Непостоянные морфологические признаки.

 

Выпишите ряд, в котором все существительные имеют форму только мн. ч.

а) джинсы, грабли, молоко;                        

б) брюки, очки, ножницы;

в) ботинки, санки, чернила;

г) коньки, листва, часы.

Выпишите ряд, в котором все существительные имеют форму только ед. ч.

а) здоровье, детвора, краснота;

б) шорох, дождь, детство;

в) простор, доброта, сметана;

г) погода, горизонт, растение.

Выпишите словосочетания с именами существительными в Т. п.

а) обещать другу;

б) играть мячом;

в) писать сочинение;

г) разговаривать с соседом.

Выпишите словосочетания с именами существительными в Д. п.

а) благодаря помощи;

б) работать водителем;

в) позвонить родителям;

г) определить падеж.

Задание № 3. Самостоятельная работа с тестом.

1. Какое из этих утверждений ошибочное?

а) Имя существительное – один из главных членов предложения.

    б) К собственным именам существительным относятся географические    

         названия.

в) Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

г) Существительное может быть любым членом предложения.

2. Выпишите имена существительные с окончанием - е.

а) слова из  песн..;                         в) гулять по алле.. ;

б) подошли к дач.. ;                       г) написать Мари.. .

3. Выпишите имена существительные с ударением на втором слоге.

а) досуг;                                          в) квартал;

б) тефтели;                                      г) договор;

4. Выпишите варианты без нарушения речевых норм.

      а) сто граммов;                                в) много делов;

      б) пара чулок;                                  г) килограмм апельсин.

 5. Выпишите слова, в которых ставится Ь.

а) вещ.. ;                                           в) гореч.. ;

б) брош.. ;                                         г) овощ.. .

6. Выпишите слова, в которых пропущена буква о.

а) с врач..м;                                     в) гараж..м;

б) абзац..м;                                      г) солнц..м;

 

 

Задание № 3. Самостоятельная работа с тестом.

1. Какое из этих утверждений ошибочное?

а) Имя существительное – один из главных членов предложения.

    б) К собственным именам существительным относятся географические    

         названия.

в) Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

г) Существительное может быть любым членом предложения.

2. Выпишите имена существительные с окончанием - е.

а) слова из  песн..;                         в) гулять по алле.. ;

б) подошли к дач.. ;                       г) написать Мари.. .

3. Выпишите имена существительные с ударением на втором слоге.

а) досуг;                                          в) квартал;

б) тефтели;                                      г) договор;

4. Выпишите варианты без нарушения речевых норм.

      а) сто граммов;                                в) много делов;

      б) пара чулок;                                  г) килограмм апельсин.

 5. Выпишите слова, в которых ставится Ь.

а) вещ.. ;                                           в) гореч.. ;

б) брош.. ;                                         г) овощ.. .

6. Выпишите слова, в которых пропущена буква о.

а) с врач..м;                                     в) гараж..м;

б) абзац..м;                                      г) солнц..м;

Задание № 1. Постоянные морфологические признаки.

 

Отметьте ряд, в котором даны только имена существительные мужского рода.

а) картофель, плащ, ветвь;                        а) туфли, яблоки, рельсы;

б) рояль, окно, дождь;                               б) апрель, тюль, вторник;

в) кофе, юноша, кенгуру;                          в) щавель, укол, свирель;

г) пирожки, стаканы, какао.                      г) повидло, кот, плач.

 

Отметьте имена существительные 2-го склонения.

а) январь;                                                   

б) капель;

в) судья;

г) оконце

 

Отметьте имена существительные 3-го склонения.

а) уголь;

б) шинель;

в) площадка;

г) молодёжь.

 

 

 

 

 

Задание № 1. Постоянные морфологические признаки.

 

Отметьте ряд, в котором даны только имена существительные мужского рода.

а) картофель, плащ, ветвь;                        а) туфли, яблоки, рельсы;

б) рояль, окно, дождь;                               б) апрель, тюль, вторник;

в) кофе, юноша, кенгуру;                          в) щавель, укол, свирель;

г) пирожки, стаканы, какао.                      г) повидло, кот, плач.

 

Отметьте имена существительные 2-го склонения.

а) январь;                                                   

б) капель;

в) судья;

г) оконце

 

Отметьте имена существительные 3-го склонения.

а) уголь;

б) шинель;

в) площадка;

г) молодёжь.

 

 

 

Задание № 2. Непостоянные морфологические признаки.

 

Отметьте ряд, в котором все существительные имеют форму только мн. ч.

а) джинсы, грабли, молоко;                        

б) брюки, очки, ножницы;

в) ботинки, санки, чернила;

г) коньки, листва, часы.

Отметьте ряд, в котором все существительные имеют форму только ед. ч.

а) здоровье, детвора, краснота;

б) шорох, дождь, детство;

в) простор, доброта, сметана;

г) погода, горизонт, растение.

отметьте словосочетания с именами существительными в Т. п.

а) обещать другу;

б) играть мячом;

в) писать сочинение;

г) разговаривать с соседом.

Отметьте словосочетания с именами существительными в Д. п.

а) благодаря помощи;

б) работать водителем;

в) позвонить родителям;

г) определить падеж.

 

 

Задание № 2. Непостоянные морфологические признаки.

 

Отметьте ряд, в котором все существительные имеют форму только мн. ч.

а) джинсы, грабли, молоко;                        

б) брюки, очки, ножницы;

в) ботинки, санки, чернила;

г) коньки, листва, часы.

Отметьте ряд, в котором все существительные имеют форму только ед. ч.

а) здоровье, детвора, краснота;

б) шорох, дождь, детство;

в) простор, доброта, сметана;

г) погода, горизонт, растение.

Отметьте словосочетания с именами существительными в Т. п.

а) обещать другу;

б) играть мячом;

в) писать сочинение;

г) разговаривать с соседом.

Отметьте словосочетания с именами существительными в Д. п.

а) благодаря помощи;

б) работать водителем;

в) позвонить родителям;

г) определить падеж.


ходить – ...

читать – …

уважать – …

купаться –…

восстать - …

грызть - …

 

 


№ группы

Вопрос

Задание №1

Задание № 2

 

Группа № 1

 

 

 

 

№ группы

Вопрос

Задание №1

Задание № 2

 

Группа № 2

 

 

 

 

№ группы

Вопрос

Задание №1

Задание № 2

 

Группа № 3

 

 

 

 

№ группы

Вопрос

Задание №1

Задание № 2

 

Группа № 4

 

 

 

 

№ группы

Вопрос

Задание №1

Задание № 2

 

Группа № 5

 

 

 

 


Посмотрите также