Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Комплексный анализ текста»
Тип – урок комплексного
применения знаний и умений (урок закрепления).
2. Цель урока:
1) создать условия для формирования у учащихся
способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью ( личностные
результаты)
2) продолжить работу по формированию у
обучающихся основных видов речевой деятельности (межпредметные результаты)
3) расширить представление учащихся о тексте,
научить комплексному анализу его (предметные результаты).
3.Планируемый результат:
1) познавательные УУД:
умение строить логическую цепь рассуждения;
находить доказательства;
2) коммуникативные УУД:
владение различными видами речевой деятельности;
умение логично, точно излагать свою точку зрения
по поставленной проблеме;
умение слушать одноклассников и вести диалог;
3)личностные УУД:
расширение словарного запаса учащихся;
способность к самооценке;
развитие моральных качеств личности.
4)регулятивные:
умение планировать последовательность действий и
при необходимости изменять её.
4. Основные понятия: тема, идея произведения,
стиль речи, тип текста , текстоведческий анализ.
5.Межпредметные связи: литература, ИКТ-технологии.
6.Ресурсы: доска, текст-отрывок из рассказа
К.Г.Паустовского, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1Слово учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, закреплять те знания, котор\ые получили на предыдущих уроках.
-Когда я произношу слово «текст», какие у вас возникают ассоциации? (ответ учеников)
-Что такое текст? (Текст – два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)
1).Сегодня мы будем работать с текстом К.Г.Паустовского.(слайд№2). Мы прочитали высказывание Паустовского , как вы думаете, о чем будет текст? (о природе)
-Выразительное чтение текста. (слайд№3). (У обучающихся на партах распечатанный текст).
1) Я пишу всё это осе(н,нн)ей ночью залитой
непроглядной тьмой. 2) Кажется, за окном не освещённым даже бледным светом
луны (ни)чего нет. 3) Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и
начнёт дышать в лицо своей холодной свежестью, горьким запахом первого тонкого
льда сковавшего к ночи (не)подвижные воды. 4) Осень шепч_ тся с последней, ещё
не успевшей опасть листвой. 5) Она с волнением наблюдает, как блеснёт
(не)ожиданным светом не прорвавш_ ся сквозь ноч(?)ные туманы одинокая звезда.
6) И все это покажет(?)ся великим подарком природы напомнивш_м о смысл_ и
значении жизни. (К.Г.Паустовский)
2).-Начнём работу. Нам нужно дать заголовок к тексту, поэтому мы должны определить тему, основную мысль.
-Что такое тема? (О чём говорится в тексте)
-Основная мысль? (Как автор передаёт содержание текста) (Влияние природы на человека. Как красота осенней ночи может исцелить душу человека)
-В каком предложении текста выражена основная мысль?
(Определяем, тему, основную, мысль, даём заголовок)
3).Определим тип и стиль текста.Для этого вспомним, какие типы речи вы знаете , какие стили существуют.(слайд№ 5,6). Для типов речи также вспомним приём с фотографией. Описание-одна фотография, повествование-несколько, рассуждение-нельзя сфотографировать.
Тип- повествование с элементами описания осенней ночи.
Стиль-художественный.
4) Найдите в тексте художественные средства. (слайд№7).
-Какую роль художественный средства играют в тексте?
5). Ребята внимательно ещё раз прочитайте текст и определите, какие способы связи в тексте присутствуют. (параллельная, цепная). (слайд№8)
6).-Вставьте в тексте все пропущенные буквы.
-Расставьте знаки препинания.
- Выпишите из текста все причастия, определите их разряд и вид. (Какую роль играют причастия в тексте? Придают образность создаваемой автором картины осенней ночи).
- Выпишите глаголы, определите спряжение, время. (почему автор используе настоящее и будущее время)
- Подчеркните в предложениях грамматическую основу.
- Есть ли в тексте сложные предложения?
7).- Какое впечатление на вас произвел этот текст, какие эмоции вызывает?
8).Рефлексия.
- Что показалось вам интересным?
- Что удивило?
- В чем трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашняя работа: написать рассказ « Описание осеннего вечера» 5-6 предложений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.