Урок в 7 классе. Работа с текстом

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 7 классе. Работа с текстом.
Иконка файла материала Урок русского языка в 7 классе по теме.docx

Урок русского языка  в 7 классе по теме:

«Комплексный анализ текста»

Тип – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
2. Цель урока:
1) создать условия для формирования у учащихся способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью ( личностные результаты)
2) продолжить работу по формированию у обучающихся основных видов речевой деятельности (межпредметные результаты)
3) расширить представление учащихся о тексте, научить комплексному анализу его (предметные результаты).
3.Планируемый результат:
1) познавательные УУД:
умение строить логическую цепь рассуждения;
находить доказательства;
2) коммуникативные УУД:
владение различными видами речевой деятельности;
умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
умение слушать одноклассников и вести диалог;
3)личностные УУД:
расширение словарного запаса учащихся;
способность к самооценке;
развитие моральных качеств личности.
4)регулятивные:
умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.
4. Основные понятия: тема, идея произведения, стиль речи, тип текста , текстоведческий анализ.
5.Межпредметные связи: литература, ИКТ-технологии.
6.Ресурсы: доска, текст-отрывок из рассказа К.Г.Паустовского, мультимедийный проектор.

Ход урока:

1Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, закреплять те знания, котор\ые получили на предыдущих уроках.

-Когда я произношу слово «текст», какие у вас возникают ассоциации? (ответ учеников)

-Что такое текст? (Текст – два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)

1).Сегодня мы будем работать с текстом К.Г.Паустовского.(слайд№2). Мы прочитали высказывание Паустовского , как вы думаете, о чем будет текст? (о природе)

-Выразительное чтение текста. (слайд№3). (У обучающихся на партах распечатанный текст).

      1) Я пишу всё это осе(н,нн)ей ночью залитой непроглядной тьмой. 2) Кажется, за окном  не освещённым даже бледным светом луны (ни)чего нет. 3) Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт дышать в лицо своей холодной свежестью, горьким запахом первого тонкого льда сковавшего к ночи (не)подвижные воды. 4) Осень шепч_ тся с последней, ещё не успевшей опасть листвой. 5) Она с волнением наблюдает, как блеснёт (не)ожиданным светом не прорвавш_ ся сквозь ноч(?)ные туманы одинокая звезда. 6) И все это покажет(?)ся великим подарком природы напомнивш_м о смысл_ и значении жизни. (К.Г.Паустовский)

2).-Начнём работу. Нам нужно дать заголовок к тексту, поэтому мы должны определить тему, основную мысль.

-Что такое тема? (О чём говорится в тексте)

-Основная мысль? (Как автор передаёт содержание текста) (Влияние природы на человека. Как красота осенней ночи может исцелить душу человека)

-В каком предложении текста выражена основная мысль?

(Определяем, тему, основную, мысль, даём заголовок)

3).Определим тип и стиль текста.Для этого вспомним, какие типы речи вы знаете , какие стили существуют.(слайд№ 5,6). Для типов речи также вспомним приём с фотографией. Описание-одна фотография, повествование-несколько, рассуждение-нельзя сфотографировать.

Тип- повествование с элементами описания осенней ночи.

Стиль-художественный.

4) Найдите в тексте художественные средства. (слайд№7).

-Какую роль художественный средства играют в тексте?

5). Ребята внимательно ещё раз прочитайте текст и определите, какие способы связи в тексте присутствуют. (параллельная, цепная). (слайд№8)

6).-Вставьте в тексте все пропущенные буквы.

    -Расставьте знаки препинания.

    - Выпишите из текста все причастия, определите их разряд и вид. (Какую роль играют причастия в тексте? Придают образность создаваемой автором картины осенней ночи).

    - Выпишите глаголы, определите спряжение, время. (почему автор используе настоящее    и будущее время)

    - Подчеркните в предложениях грамматическую основу.

   - Есть ли в тексте сложные предложения?

7).- Какое впечатление на вас произвел этот текст, какие эмоции вызывает?

8).Рефлексия.

- Что показалось вам интересным?

- Что удивило?

- В чем трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашняя работа: написать рассказ « Описание осеннего вечера»  5-6 предложений.


 

Посмотрите также