Конспект урока русского языка в 5 классе по русскому языку
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
06.02.2019
Тема урока «Глагол как часть речи»
Планируемые образовательные результаты
1. Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
• обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
• отличать глаголы от слов других частей речи;
• работать с различными источниками информации;
• использовать знания о глаголе.
2. Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
• сформулировать цели своей учебной деятельности;
• планировать и регулировать свои действия;
• совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
• продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
• продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
3. Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
глагол как часть речи.docx
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока «Глагол как часть речи»
Планируемые образовательные результаты
1. Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
отличать глаголы от слов других частей речи;
работать с различными источниками информации;
использовать знания о глаголе.
2. Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
сформулировать цели своей учебной деятельности;
планировать и регулировать свои действия;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на
основе причинноследственных связей.
3. Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к
предмету.
№
1.
2.
3.
Ход урока
Этап урока.
Основное содержание этапа
Оргмомент
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского
языка!
Актуализация изученного материала
Запишите слова и выполните их разбор по составу.
Подорожник, бег, желтым, облачного, взлет, разносчик, круговой,
расческа, прекрасный, подоконник.
Постановка целей и задач.
Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы
догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с
доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Старик ____ неводом рыбу,
Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).
Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.
Яблоня _____ ее своими ветвями.
Лебеди _____ мимо. («Гусилебеди»).
А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы
вставили на месте пропусков. (Ловит, прядет, съела, сказала,
заслонила, пролетели)
К какой же части речи относятся слова, использованные на месте
пропусков? (глагол)
Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают
действие)
Сформулируйте тему урока.
Основные виды
деятельности
обучающихся
Проверка готовности
к уроку. Мобилизация
внимания.
Вступление в диалог с
учителем, выполнение
задания,
построение
умозаключения на его
основе.
Формулировка темы Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.
Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь.
урока и запись в
тетрадь
4.
Актуализация знаний
Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному
путешествию по стране «Глагол».
Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной
школы? Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные –
неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы
должны ответить – верно оно или нет.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие
предмета. (верно)
2.Глаголы изменяются по временам. (верно)
3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно)
4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно)
5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)
5.
Объяснение нового материала
А сейчас посмотрите на доску. Прочитайте стихотворение Н.
Некрасова (стр. 97)
Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом
стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно
охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)
— Проверим себя: прочитаем определение глагола как части
речи в учебнике на стр. 9798
Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета
и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме
настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем
и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а
в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и
числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и
согласуется с подлежащим
Закрепление материала
Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не
только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета
и др.
—Давайте поработаем с глаголами цвета. Прочитайте задание к
упражнению 605 на стр. 97. Укажите с помощью глаголов на цвет
ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими
глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов.
Разберите одно из предложений по членам.
Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.
Четыре ученика выполняют задание на доске; остальные дети
пишут в тетрадях.
Включение нового знания в систему знаний
Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках.
Работа в парах)
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
6.
7.
Анализируют
свои
знания по части речи
«Глагол»
языкового
Анализ
материала,
установление
причинно
следственных связей,
построение
логического
рассуждения
Составление связного
высказывания
на
лингвистическую
тему.
Контроль и коррекция
Формирование умения
определять
общевидовое значение
глаголов.
Определение
морфологических
признаков
Синтаксический
анализ.
Самопроверка
самоконтроль.
глагола.
и
Чтение и адекватное
понимание
текста Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном
столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается
жаворонок. В светлых березнякахтеньканье, посвисты,
невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает
вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик
берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее
приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье
и время от времени шорох – оседает под солнцем последний
лист.
Вопросы к тексту:
Определите основную мысль высказывания.
предложении она выражена? (в первом)
Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны.
(Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные:
теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают
действия, но существительные как предмет).
Докажите, что это слова различных частей речи.
В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения
пробуждающейся природы, состояния человека.
Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает
действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы,
может передавать звуковые, зрительные восприятия,
состояние человека и т.д.).
В каком
Итог
О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
Вспомните цели, поставленные в начале урока. Что нового вы
узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал
трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще
нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в
ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми
упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой
уровень
Домашнее задание
Параграф 106, составить лингвистическое высказывание по
опорной схеме, упр.606 – базовый уровень (дополнительно 607 –
повышенный уровень)
8.
9.
(смысловое чтение),
анализ текста с точки
зрения
основной
мысли и средств ее
выражения
Формирование умения
видеть глаголы в
тексте и отличать их
от других частей речи,
умение
классифицировать
глаголы по значению.
Сравнительный анализ
и
Формулировка
аргументирование
собственного мнения.
Определение
морфологических
признаков
Формулировка
собственных выводов.
глагола.
Анализ собственной
учебной деятельности
и самооценка
Конспект урока русского языка в 5 классе по русскому языку
Конспект урока русского языка в 5 классе по русскому языку
Конспект урока русского языка в 5 классе по русскому языку
Конспект урока русского языка в 5 классе по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.