Конспект урока "Способы выражения грамматической связи в словосочетании"
Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
русский язык
5 кл
01.04.2018
Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 28. Способы выражения грамматической связи
в словосочетании
Знать: способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Уметь: определять средства грамматической связи в словосочетании; составлять
словосочетания.
Повторение: правописание безударной гласной в корне слова.
I. Проверка домашнего задания.
Два ученика записывают на доске по одному словосочетанию из первой и второй
частей заданного на дом упр. 121, показывая, как обозначается смысловая связь в
словосочетании. Остальные по цепочке зачитывают составленные ими словосочетания с
указанием главного и зависимого слов.
Дополнительные вопросы:
Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?
— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.)
— Как найти зависимое слово в словосочетании?
— Как обозначается смысловая связь между словами словосочетания?
II. Объяснение нового материала.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся объясняют
выбор орфограмм в этих словах (устно).
Пом..гаешь, друг; чудесный, картина; пр..сить, помощь; ше..ствуешь, малыши; смелая,
г..рой.
— Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова?
(Нет.)
— Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания?
(Изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными
предлогами.)
На доске и в тетрадях записываются словосочетания, образованные из данных пар
слов, с выделением окончаний зависимых слов, подчеркиванием предлогов.
Делается вывод: из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что
изменились окончания в зависимых словах, то есть зависимое слово связывается с главным
не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и
предлога.
III. Тренировочные упражнения.
1. Из данных слов составьте словосочетания. Обозначьте смысловую и
грамматическую связь между главной и зависимой частями. Укажите, какой частью речи
выражены слова в словосочетании, составьте схему словосочетания.
Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок;
восхищаться, подвиг; отзываться, похвала.
1 Делается вывод о средствах связи слов в словосочетании: а) окончание зависимого
прилагательного; б) окончание зависимого существительного (с предлогом или без него).
2. Составьте и запишите словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать,
быстро, читать, громко.
При анализе словосочетаний учащиеся приходят к выводу, что зависимые слова в
них — наречия — не изменяются, то есть не имеют окончаний. Учитель сообщает
пятиклассникам, что в таких словосочетаниях слова связаны по смыслу.
3. По мере того как выполняются два предыдущих задания, учитель записывает на
доске (с пропуском между строчками):
Средства связи в словосочетании
Т а б л и ц а 4
Средство связи
1. Окончание прилагательного
2. Окончание существительного (с
предлогом или без предлога)
3. По смыслу
Примеры
1) прелестного цветка;
2) идти по дороге;
3) смотреть внимательно.
Учащимся дается задание распределить словосочетания на группы по средствам
связи и вписать в нужную строку.
Участвовать в уборке; гигантские горы; пришел поздно; яростные порывы; объединиться в
борьбе; поседеть от переживаний; отломить ровно.
Устно объясняется выбор орфограмм в корнях слов.
Домашнее задание: § 25, упр. 126.
2
Конспект урока "Способы выражения грамматической связи в словосочетании"
Конспект урока "Способы выражения грамматической связи в словосочетании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.