Конспект урока в 8 классе по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология"
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
история
8 кл
04.03.2017
Данная тема раскрывает вопрос причины роста революционного движения в 19 веке. Говорится о революционных народниках конца 1850-х -начала 1860-х гг. раскрывается теория народничества. Показаны их взгляды, мнения. рассказывается об руководителях: Бакунине, Лаврове. Ткачеве. Урок учит рассуждать, мыслить и высказывать свое мнение по данной теме.
конспект урока по теме Зарождение революционного народничества 8 класс.doc
Урок разработала
учитель истории и обществознания
Поминова Е.В.
Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология».
Задачи урока.
сформировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов в
России; показать его непрерывную связь с предшествующими поколениями
революционеров, вскрыть ошибочные представления народничества, определить
актуальность темы.
развивать умение анализировать историческую информацию; сопоставлять, сравнивать,
выделять главное, причинноследственные связи, работать над проектами; формировать
оценочные суждения, свою позицию; умения работать с литературой, историческим
материалом, таблицами,
воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в
общественном движении России 19 в., уважительное отношение к различным точкам
зрения, патриотизм, гордость и уважение к своей истории.
Понятия: народничество, идеология, террор.
Оборудование: учебник «История России. XIX в. 8й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г.
М.: Просвещение, 2007), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А.,
Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007. II часть), раздаточный материал в виде таблицы.
План урока:
проверка домашнего задания;
вступительное слово учителя, постановка проблемы;
выступления представителей групп;
дополнительные вопросы и ответы на них;
итоговые вопросы;
заключительное слово учителя;
подведение итогов игры;
выставление оценок;
рефлексия;
домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответ. Общественное движение: либералы и консерваторы.
II. Проверка домашнего задания.
Чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполним тест. Открываем тетради.
Записываем число и слово тест. Пять заданий с одним вариантом ответа.
После выполнения теста для проверки учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте.
1 правильный ответ – 1 балл. На полях записывается карандашом общая сумма.
Сумма баллов, которая получилась у каждого из вас – это неокончательный результат.
Каждый может улучшить его, работая на уроке. А мы сегодня продолжаем говорить об
общественном движении.
III. Изучение нового. Вступительное слово учителя. Начатые Александром II преобразования на некоторое
время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И
консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного
права, смягчение политического режима и возлагали огромные надежды на нового
императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые
соответствовали бы ее представлениям о реформах. Когда же эти представления и
реальность не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на
правительство различными методами. Мы уже познакомились с методами борьбы
либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить
российский государственный строй 7080х годов XIX века революционеры народники.
Тема урока «Зарождение революционного народничества и его идеология» (запись в
тетрадь).
А вот перед вами проблемный вопрос на урок (вопрос записан на доске).
Возможно ли было существование какойто одной идеологии в России в 6070е годы
XIX века?
Посмотрите на название темы. В нем есть неизученное понятие. Какое?
Ответ. Народничество.
Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия. (Учащиеся
пытаются дать определение.) Термин этот не имеет вполне точного значения.
Народничество – это направление в общественном движении, отражающее интересы
крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя
капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество.
(Запись определения в тетрадь.)
В названии темы есть и известное вам понятие. Его мы изучали в курсе обществознания.
Какое?
Ответ: Идеология. Это система взглядов.
Ну а теперь представьте, что мы находимся на собрании в большой аудитории. К нам в
гости при помощи машины времени прибыли представители различных направлений
общественного движения 6070х годов XIX века. Они нас познакомят со своей системой
взглядов, попытаются убедить в своей правоте. Я, с вашего разрешения, буду вести
собрание. Кто желает выступить? Давайте первыми выслушаем революционеров
народников.
Во время выступления учащиеся делают в тетради запись: 1861 – 1864 – существование
организации «Земля и воля».
После выступления учащимся предлагается задать вопросы выступавшим. Если вопросов
нет, то учитель задает их сам.
Ваша организация просуществовала всего 3 года. Почему она была ликвидирована?
Нет «Земли и воли». Но общественное движение не исчезло. Что с ним произошло?
Ответ. Оно разделилось на 3 направления.
Перед вами раздаточный материал. Таблица «Теория революционного народничества».
Сейчас представители групп будут представлять свои направления, а вы в процессе
рассказа заполняете ее.
Направления
Лидер
Цели
Тактика
Движущая сила
будущей
революции. Примерные вопросы оппонентов.
Что такое террор?
Ответ. Политика устрашения (запись в тетради определения).
Как вы думаете, используется ли ваша тактика в наши дни? Почему?
Считаете ли вы сою идеологию ошибочной?
В чем сходство и различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева?
Используйте для ответа заполненную таблицу.
Заключительное слово учителя.
Бакунин, Лавров, Ткачев развили идеи Герцена и Чернышевского, сделали их основой
деятельности революционных народнических организаций. Революционное движение стало
мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но ни агитация, ни террор
не подтолкнули крестьян к революции. Идеология бунтарского, пропагандистского,
заговорщического направлений показала, со временем, сою утопичность. На этом позвольте
закрыть собрание, но не закончить урок.
IV. Обобщение материала.
Какие три направления в народничестве мы сегодня изучили? Назовите их лидеров.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
У нас без ответа остался проблемный вопрос (обсуждение).
VII. Домашнее задание.
параграф 25.
Конспект урока в 8 классе по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология"
Конспект урока в 8 классе по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология"
Конспект урока в 8 классе по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.