Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"
Оценка 4.6

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
20.05.2019
Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"
Тема урока «Жизнь в морях и океанах» Это завершающий урок из раздела среда обитания живых организмов. . Цель которую поставила на этом уроке: дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним. Изучая данную тему, стараюсь решать следующие задачи: Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним. Метапредметные: решение проблемных задач, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе, способность развития умений составлять проекты, связный рассказ о животных по плану. Личностные: понимание многообразия животного мира.. уметь оценивать свой труд и труд товарища Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции. Создать условия для самореализации учащихся.
конспект урока 5 класс тема жизнь в морях и океанах.docx
МБОУ «Уринская СОШ» Конспект урока  по биологии в 5 классе «Жизнь организмов в морях и океанах»                                                                              учитель биологии  Подготовила: Куркина Н.В.. Тема урока: Жизнь организмов в морях и океанах Форма урока: Урок открытия нового знания. На уроке используются технология интенсификации  обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно – проектная  групповая коммуникационная технология. Цель урока: Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся   в   изучении   разнообразия   подводного   мира,   особенностей   условий   обитания   и приспособления животных к ним.  Задачи: Предметные:  овладение   представлениями   о   жителях   морей   и   океанов,   об   их   разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.  Метапредметные:  решение проблемных задач, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе, способность развития умений составлять проекты, связный рассказ о животных по плану. Личностные: понимание многообразия животного мира.. уметь оценивать свой труд и труд товарища Оборудование:  ватман,учебник   изображение   обитателей   морей   и   океанов,   мультимедийное оборудование, презентация, ракушки Межпредметные связи: География, экология,биология Методы обучения и формы работы: ­ частично­поисковый (эвристический) ­ проблемный  Ход урока Орг. момент Приветствие. Готовность к уроку. Эмоциональный настрой.  Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Мы хороший дружный класс, Все получится у нас! Актуализация субъективного опыта. Мы с вами изучили животный и растительный мир материков.  ­  Где могут обитать еще растения и животные кроме материков? 1. Я думаю, а вот если бы о нашей планете спросили инопланетянина, наблюдавшего за ней из космоса, возможно, он назвал бы её? ( Океания).   Как вы думаете, почему?(Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан.) 2. А вы знаете сколько у нас на планете океанов и их названия? Послушав стихотворение М. Погарского вы сможете дать ответ. Спят четыре океана Синеглазых великана. Солона у них водица,  Не удастся ей напиться.  Тихий океан к востоку,  Самый сильный и большой. Атлантический на Запад  С голубой бежит волной.  Океан Индийский к Югу Занимает синий угол. А для Северных сторон  Ледовитый шлёт поклон. 3. Кто из вас догадался, что  нам предстоит сегодня изучить? С чем познакомиться? (Океаны). 4. Моря и океаны изучает наука география, а биология это наука о живом, значит, сегодня речь пойдет? ( О живых организмах, обитающих в  морях и океанах).  (Слайд). Тема нашего урока: «Жизнь в морях и океанах». 5. 6. Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?  Что вы бы хотели узнать? (Познакомиться   с   жителями   морей   и   океанов,   с   особенностями   условий   обитания   и приспособления животных к ним). Восприятие и осмысление учащимися нового материала. Учитель биологии: Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода) ­Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?  ­Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает  свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на  которых живут живые организмы, называются сообществами.   ­ Давайте вспомним, что называется природным сообществом? (Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории  разные по виду  растения, животные, микроорганизмы).     Каковы  особенности водной среды обитания, Какие особенности строения водных жителей вы можете зазвать (дышат жабрами  плавники торпедо видная форма тела)                                                                    .Сегодня  вы отправляетесь в путешествие на морском научно­исследовательском корабле. На  борту корабля находятся учёные, которые будут исследовать жизнь морских существ, составлять  проект сообществ мирового океана. ­ Сколько же сообществ (этажей) в этом доме? Откройте учебник стр. 121­123 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их. (Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа,  глубоководное сообщество).   ­ Значит сколько здесь этажей. (5) Для удобства мы разделимся на 3 группы: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, и  донное сообщество. ­ Познакомимся с этими сообществами и  с многообразием водных обитателей, рассмотрев  презентацию. Корабль отходит от причала, и вы замечаете обитателей сообщества поверхности. Выступление группы 1 Вот плывет странное существо, синее с красным парусом ­Португальский  военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий  родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких  рачков и рыбок. Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский  кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который  служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло.  По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика ­ Парусник. Тело  его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов  маленьких крабиков. Захотят они есть, спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его  щупалец пойманных рыбок, рачков. . Следующий этаж ­ сообщество толщи воды.  Выступление группы 2 Учёные опустили с борта корабля ведро и зачерпнули морскую воду. В ней они обнаружили огромное  множество мельчайших существ — микроскопических рачков, крохотных медуз, большое количество  одноклеточных водорослей, инфузорий, личинок моллюсков Проблема № 2. Как планктонные организмы удерживаются в толще воды?  Планктон ­ множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды,  а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно  поддерживала их. ) Корабль вышел в открытое море. Вдалеке показалась стая дельфинов. В толще воды можно заметить  рыб. Среди самых быстроходных — акулы и тунцы Это свободноплавающие организмы. В открытой  воде негде спрятаться. Лишь быстрота плавания даёт преимущество в выживании. Поэтому обитатели открытого моря имеют обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость. Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные?  Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы – 20м – 15 см Тигровая и Гигантская акулы,  Белая акула до 6 метров ­ людоед киты, дельфины). Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно  лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и  погружения. У многих имеется плавательный пузырь. А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар. И у великана кита и у крошки планктонной водоросли ­ у всех морских пловцов есть жир, это  хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара,  осьминога, каракатицы. Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в  противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели. Следующий этаж ­ сообщество донных обитателей.  На  корабле  готовят  к  погружению  глубоководный  аппарат  — батискаф.  В батискафе  можно спуститься на глубину более километра. Здесь совершенно темно: солнечный свет не проходит через толщу   воды,   и   водоросли   здесь   не   растут   —   на   глубинах   более   15О   м   света   для   фотосинтеза недостаточно. В этой зоне оисина царят особые условия .веды и живут особые обита шли. Например, здесь обитают рыбы, которые всю жизнь проводят на большой глубине и никогда не поднимаются на поверхность. Таковы удильщики (рис. 91). Их тело покрыто тёмной кожей. Большой рот вооружён мощными зубами. Эти рыбы могут проглотить добычу, превосходящую их по размерам. На Выступление группы 3 Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные  моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики,  камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы  нападать. Вот мордатый ерш ­ Скорпена! Весь в бурых шишечках, страшный, как черт. Как будто его из ноздреватых и щербатых камней слепили. Выскочил на камни, прижался к ним и стал, не видим. Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка,  коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и  провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.  Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела,  окраска под цвет дна, умение маскироваться) Как­то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время  она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску. На дне также обитают Иглокожие. Сообщество кораллового рифа. Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по  богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады,  населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много  тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб. Сообщество глубоководных организмов ­ А сейчас объявляется физкультминутка.(под музыку Чунга­чанга ремикс) Называю морского  обитателя, если он относится к сообществу поверхности воды, потянулись, если к сообществу  толщи воды – развели руки в стороны, если к донному сообществу, наклонились, достали руками  носки обуви. парусник планктон акула камбала Дельфин Португальский кораблик Устрица Первичное закрепление.  Задание «Третий лишний» Краб­акула­актиния Парусник­летучая рыба­камбала Кит­мидия­кальмар Первичная проверка понимания. .  Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед  невод.  Пришёл  невод  обратно с  тиной  морской,  а  также  со ржавыми  банками,  бутылками  и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: ­ Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.  Ученик: Делает вывод, что самая важная проблема океанов и морей ­ это экологическая  проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам ­ людям. Рефлексия.  И настало время оценить  наш урок. (Слайд). Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, то нарисуйте рыбку ­   красным цветом. Если вам нужно еще повторить или прочитать – зелёным, если вы плохо поняли – желтым. Какого цвета у вас рыбки?  Домашнее задание. §26 от­ть на вопросы Написать сообщение о любом представителе сообщества наиболее понравившемся.  «Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. И на нашем океане познаний не осталось белых пятен. Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения Пушкина А.С.: Прощай же море! Не забуду  Твоей торжественной красы  И долго, долго слышать буду  Твой гул в вечерние часы!

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"

Конспект урока "Жизнь в морях и океанах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019