Конспект внеклассного мероприятия на тему "Что за прелесть эти сказки!" (5 класс, литература)

  • Мероприятия
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное мероприятие разработано в рамках выполнения творческого задания по разделу "Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" по учебнику В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин "Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях" (с.117). Разработку можно использовать при проведении уроков по сказкам А.С.Пушкина, внеклассных мероприятий.
Иконка файла материала Что за прелесть эти сказки! Внеурочное мероприятие.docx
Автор: Поклакова Альбина Евгеньевна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Гимназия №1» г.Ядрин  Чувашской Республики Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!» Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое,  чуждое преувеличения и напыщенности слово. С.Я.Маршак Индивидуальные задания к мероприятию: Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» (стр. 95 – 112); Найти и прослушать музыкальные произведения, созданные по сказкам А.С.Пушкина; Подобрать иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина; Подготовить инсценировку сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Оборудование: а)   компьютер,   проектор,   мультимедийная   презентация   «Иллюстрации   к   сказкам А.С.Пушкина»; б) выставка «Сказки А.С.Пушкина» Цель: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина. 2. Углубить знания обучающихся о таком жанре произведений А.С.Пушкина, как сказка,  определить место сказок в творчестве Пушкина. 3. Показать обучающимся связь литературы и других видов искусства.  4. Воспитывать интерес к творчеству Пушкина, осознавая его значимость в формировании русского национального характера. Ход мероприятия Учитель: Александр   Сергеевич   Пушкин   –   автор   замечательных   сказок,   знакомых   нам   с   раннего детства. В письме к брату в ноябре 1824 г. Пушкин писал из Михайловского: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!». Так говорил Пушкин о сказках, которые ему рассказывали. В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Александровны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (его будущего дядьки), возможно, от крестьян подмосковного Захарова. Воистину художественный талант он открыл у своей няни во время ссылки в с. Михайловское. В декабре 1824 г. в письме к одесскому знакомому он писал: «…вечером слушаю сказки моей няни <…>.  Ученик 1: Давайте перечислим сказки Пушкина, которые мы знаем.  Ответы детей («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе»). Учитель:А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но уже 218 лет сказки Пушкина – любимое чтение детей и взрослых.  Ученик 2: На базе студии «Союзмультфильм» в период с 1950 по 1984 год разными режиссерами были экранизированы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951), «Сказка о царе Салтане,   о   сыне   его   славном   и   могучем   богатыре   Гвидоне   Салтановиче   и   прекрасной царевне лебеди» (1984), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950), «Сказка о золотом петушке» (1967),  «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1973).  Учитель: В 1951 году режиссер Иван Иванов­Вано снял фильм по «Сказке  о мертвой царевне и о  семи богатырях». Просмотр фрагмента фильма https://yandex.ru/video/search? filmId=17456556677553810052&text Ученик 1: Какое настроение вызвала у вас экранизация сказки Пушкина?  Учитель: Знакомы ли вам иллюстрации к пушкинским сказкам? (слайды презентации – иллюстрации  художников Т.Мавриной, Е.Пашкова)  Ученик 2:   Установите соответствие названий известных сказок А.С. Пушкина с кадрами из  мультипликационных фильмов: 1) «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре Гвидоне  Салтановиче и прекрасной царевне лебеди» 2) «Сказка о попе и о работнике его Балде» А) Б)3) «Сказка о рыбаке и рыбке» 4) «Сказка о золотом петушке» 5) «Сказка о мёртвой царевне и о семи  богатырях» 6) Пролог к поэме «Руслан и Людмила» (У  лукоморья дуб зелёный...) В) Г) Д) Е) (ответ обучающиеся записывают в таблицу)  А) Б) В) Г) Д) Е)Учитель: А какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны? (ответы обучающихся) Ученик 1:  Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты. Учитель: Это   можно   объяснить   тем,   что   в   его   творчестве   сочеталась   всечеловечность   (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства. Ученик 2:  По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов: М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г. А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г.,  Н. Римский ­ Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет) М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет) А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет) Кроме того, написано много романсов на стихи поэта. Прослушивание оперы Н.Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля  http://muz­color.ru/?  Учитель: А   сейчас   группа   обучающихся,   членов   театрального   кружка   «Вдохновение»,   покажет инсценировку фрагмента сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Ученик 1: Сказки   А.С.   Пушкина   имеют   одну   очень   интересную   особенность:   в   них   мало прилагательных, но много глаголов. А глагол — это действие! Получается, что в сказках Пушкина одно действие сменяется другим, третьим, четвертым... Правда, похоже на смену кадров   кинопленки?   Наверное,   поэтому   по   сказкам   Александра   Сергеевича   так   часто снимали   мультфильмы.   А   теперь   давайте   проверим,   как   вы   знаете   сказки   Пушкина   и узнаем, действительно ли в этих произведениях так много глаголов. Ученик 2:  Игра «Вставьте глагол» в отрывки  из сказок А.С. Пушкина:   1) Белка песенки поет     Да орешки все_________. 2) Ветер по морю гуляет      И кораблик_________. 3) Туча по небу идет,      Бочка по морю_________. 4) Пушки с пристани палят,     Кораблю пристать_________. 5) Ввек тебя я не забуду:    «Ты найдешь меня повсюду,     А теперь ты воротись,     Не горюй и спать_________».6) Ей в приданое дано     Было зеркальце одно;     Свойство зеркальце имело:     Говорить оно_________. 7) Старший молвил: «Что за диво!     Все так чисто и красиво.     Кто­то терем прибирал     Да хозяев_________». Учитель. Вот  и  подошёл   к  концу  наш  Вечер   сказок.  Сегодня  мы  вспомнили   сказки  Александра Сергеевича Пушкина. Сказка – это не только произведение, которое интересно читать, это еще и хороший учитель. Ученик 1: С.Я.Маршак   писал:   «Слушая   сказки   Пушкина,   мы   с   малых   лет   учимся   ценить   чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово. Ученик 2: Пушкинская   сказка   –   прямая   наследница   сказки   народной…   Чистота,   ясность,   живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства». Учитель:  Пушкин   –   чародей   родного   языка,   закончивший   его   чеканку   как   языка   совершенного, мирового.  Ученик 1: Говорить по­русски теперь значит говорить на пушкинском языке…  Учитель: Завершая Вечер, я желаю вам:  Учитель, ученик 1 и ученик 2 (все вместе): «Читайте и перечитывайте сказки Пушкина!» Литература: Литература: 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я.  Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 6­е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с. Пушкин в школе. Пособие для учителя. К.П. Лахостский и В.Ф. Фролова. – Л.: Учпедгиз,  1956. Источники: Задания для обучающихся, полученные учителем в рамках проведения  Общероссийской акции «Пушкинский День России» в 2016 году. Интернет­источники: https://yandex.ru/video/search?filmId=17456556677553810052&text http://muz­color.ru/?