Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мазанская школа»
Симферопольского района, Республики Крым
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Автор классный руководитель
2-А класса,
Веджатова Елена Александровна
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Зимующие птицы"
Цель: наблюдение за жизнью птиц в городе в зимний период; оказание посильной помощи птицам.
Задачи: - Расширить знания детей о птицах;
- Узнать, какие птицы зимуют в Крыму;
- Как изменяется пища птиц, зимующих в городе Симферополь;
- Узнать, какие кормушки подходят птицам,
- Изготовить кормушки в школьной мастерской , развесить на пришкольном участке;
- Убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой.
Оборудование для проведения сценария праздника: рисунки о птицах, птичьи домики, вы-ставка «Что можно почитать о птицах»;
плакаты с надписями:
- Птицы – являются частью природы, без которых ее красота была бы неполной;
- Птицы - являются нашими друзьями;
- Птицы – являются верными нашими помощниками, защитниками лесов, полей, садов от вредителей и грызунов;
- Охраняй и береги птицу, заботься о ней и помоги ей в трудную минуту.
Ход мероприятия (сценарный план)
I. Организационное начало мероприятия.
Ребята, сегодня на нашем мероприятии присутствует много гостей и, как гостеприимные хозяева, в начале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам Вас сегодня встречать,
Начнём же! Не будем зря время терять!
-Ребята, а сейчас закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (звучит отрывок записи «Пение птиц»).
- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).
- Почему? (ответы детей).
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
1 ведущий. Утверждение, что красота спасет мир, известно всем, потому что человек стал человеком, когда увидел яркое разноцветье родной природы, услышал пение жаворонка и щелканье соловья, когда почувствовала тонкие ароматы сиреневого цвета и медовые разливы белой акации. Но человек иногда забывает, что она является лишь частичкой природы, с законами и силами которой необходимо считаться.
2 ведущий. На нашей планете более 8600 видов оседлых, перелетных и зимующих птиц.
1 ведущий. Птицы украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.
2 ведущий. Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.
1 ведущий. В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.
2 ведущий. Птицы - наши пернатые друзья. Многие птицы улетают осенью в теплые края, но некоторые остаются зимовать с нами. Очень трудно птицам в этот период - холодно и голодно.
1 ведущий. Да, действительно, холодно. По земле идет зима. И холодно не только нам, ко-гда мы выходим во двор, но и зверям и птицам, которые нас окружают. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как можно помочь птицам зимой.
Учитель: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше мероприятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. 15 января, самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.
II. Основная часть мероприятия
Учитель: Птиц на земле около 8 600 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Давайте ребята вспомним ,по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы
Дети отвечают.
Перелетными называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, удаленные районы. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло. Передвижение к зимовкам у перелётных птиц проходит не в форме кочевок, а в виде перелета. Направления перелета у разных видов птиц могут быть различными, но у обитателей северного полушария чаще всего в сторону южного полушария. Зимовки обычно отстоят от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров. К перелетным относится большинство птиц нашего края: дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, и многие другие.
К оседлым относятся птицы, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. В городе Зеленокумске к ним можно отнести воробья, голубя, галку и некоторых других птиц. Они живут постоянно вблизи поселений человека. Там они находят достаточно пищи в течение круглого года.
Кочующими называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров от своей территории. В отличие от оседлых, для кочующих птиц характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то не надолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. Направление передвижений у кочующих птиц непостоянно. Посещая во время кочевок благоприятные в отношении пищи и других условий места, птицы могут неоднократно изменять путь своего движения в самых разнообразных направлениях, но чаще в сторону теплых климатических зон. К кочующим птицам, обитающим в городе, можно отнести синиц, поползней, снегирей, свиристелей и других.
III. Загадки о птицах.
Учитель. А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.
1 ведущий.
1) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (воробей)
Учитель: По воробьям можно узнать температуру на улице. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?
- Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.
Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен.
Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.
У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.
Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет.
2 ведущий.
2) Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (снегирь)
Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.
Снегирь - красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем красавцы - только самцы. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная. У самки красный цвет замещен буровато - серым.
Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.
Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.
1 ведущий.
3)По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)
Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун ! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные.
Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.
2 ведущий
4)Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись голо-вой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой.
Синица - очень подвижная птица, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом помогают острые и длинные когти.
Селятся синицы около жилья человека большая синица может устраивать гнезда в самых неожиданных местах. Известны случаи гнездования этих птиц в чугунных перилах, в трубе водокачки, в столбах уличного освещения, в полых металлических трубах оград, в почтовых ящиках, за обшивками стен зданий.
С выпадением снега большая часть синиц откочевывает к югу, а остающиеся зимовать особи перемещаются на окраины населенных пунктов.
1 ведущий
5)Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Учитель: Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема .Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.
По земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для вороновых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий. Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Отдельные птицы имитируют других животных.
Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц.
2ведущий
6)Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (ворона)
Учитель. Серая ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу
Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Любят селиться на боярышниках. Боярышник хоть и не высок, но зато колюч. А это от врагов верная защита. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его.
IV. Как помочь птицам зимой.
1 ведущий. Нелегко приходится птицам зимой. Многие из них погибают не только от холода, но и от голода. А потому-то и должны прийти им на помощь люди. Подкармливая птиц, мы не спасаем их от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Кроме того, какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки! Учитель. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Какой корм дадим каждой птичке? (ответы учащихся)
2 ведущий. Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)
Учитель: Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы учащихся). У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.
V. Викторина о зимующих птицах.
1.Какая птица двигается по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел)
2.Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
3.Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона)
4.Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
5. Воробей – это вредная или полезная птица? (Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.)
6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.)
7. У какой зимующей птицы самый длинный хвост? (Самый длинный хвост у сороки. )
VI. Подведение итогов мероприятия
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, найдет время помочь зимующим птицам. Вы можете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
А сегодня две синички -
Желтогрудые сестрички -
Зачирикали с утра
Возле самого окна.
Зернышки они склевали
И подруг своих позвали.
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло… А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,
А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить. Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.