Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"
Оценка 4.9

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +4
doc
воспитательная работа +1
9 кл—11 кл
03.03.2019
Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"
Цели и задачи: - продолжать работу по воспитанию у учащихся этических норм поведения, познакомить с требованиями современного гостевого этикета, расширять запас знаний этикета при приёме гостей; - формировать аналитическое мышление учащихся, развивать навыки публичных выступлений, воспитывать чувство ответственности за самостоятельное выполнение домашних заданий; - обобщить материал по культуре поведения за столом; воспитывать общую культуру.
К нам гости.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­   продолжать   учить   принимать   гостей,   быть   радушным   хозяином   (хозяйкой); продолжать   знакомить   с   правилами   поведения   в   гостях:   обучать   культуре   поведения   на основе управления собой; ­ формировать навыки нравственного поведения в обществе, чувства сознательности, ответственности, такта; ­   развивать   коммуникативные   навыки,   аналитические   и   творческие   способности учащихся.  Формы   и   виды   деятельности:  просмотр   видеосюжетов;   лекция;   мультимедийная презентация; ситуационный анализ; малоподвижные игры. Необходимое оборудование:  ТСО (компьютер, экран, мультимедийная презентация); видеоролики   с   эпизодами   телефильмов   «Формула   любви»,   «Иван   Васильевич   меняет профессию»,   «Собачье   сердце»,   «Обыкновенное   чудо»;   раздаточный   материал   –   бумага, ручки; правила­памятки. ПРОВЕДЕНИЕ: 22 сентября 2017 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. Организация, мотивация, целеполагание Здравствуйте, уважаемые старшеклассники!  Сегодняшнее занятие мы начнём с просмотра фрагментов из телевизионных фильмов. После просмотра скажите, какова будет тема сегодняшнего занятия. Просмотр видеосюжетов: 1) «Формула любви» (1984 г., реж.  М. Захаров, фрагмент «Едут!..»), 2) «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г., реж. Л. Гайдай, фрагмент «Приём шведского посла»), 3) «Собачье сердце» (1988 г., реж. В. Бортко, фрагмент «Мы к вам, профессор»), 4) «Обыкновенное чудо» (1978 г., реж. М. Захаров, фрагмент «Добрый день, я – король»). ­ Все видеосюжеты объединяет одна тематическая линия – появление гостей и их встреча. Верно, тема нашего занятия – «К нам гости пришли». Сформулируйте цель занятия. Ответы учащихся. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Лекция с сопровождающей презентацией «Основные ошибки приёма гостей дома» Приём   гостей   дома   ­   это   дело   хлопотное.   Но,   с   другой   стороны,   когда   в   доме периодически появляются гости ­ дом словно оживает. Особенно приятно, если гостям у вас понравилось, и они заявили, что с удовольствием пришли бы к вам ещё.  Как же принять у себя дома гостей, чтобы им было комфортно, а вам ­ приятно? Давайте попробуем избежать самых распространённых ошибок в приёме гостей. 1) Встреча гостей Самая правильная встреча гостя ­ это радушие и личное приветствие. Согласитесь, не очень   как­то   себя   чувствуешь,   когда   ты   звонишь   в   дверь,   выбегает   взмыленная   хозяйка, кричит: «Заходи быстрее, а то у меня там пирог горит». Приготовьте все основные блюда заранее,   чтобы   встречать   гостей   в   назначенный   час   уже   нарядными,   опрятными   и   с выражением радости на лице.  Пришедшему гостю нужно обязательно помочь раздеться и разуться, взять у него верхнюю одежду и повесить её в отведённое для этого место. Первое неудобство возникает именно здесь, когда ты у входа предоставлен сам себе, неловко втискиваешь своё пальто на общую   вешалку,   откуда   оно   благополучно   падает,   а   обувь   пытаешься   пристроить   на свободное   место,   куда,   как   потом   выясняется,   ставить   нельзя,   ведь   маленький   ребёнок (братик, сестричка) любит ползать именно там. Чтобы не возникало подобных неловкостей, организуйте сами первые шаги гостя по вашему дому.  Что же касается обуви, в которой гость будет ходить по вашим «коврам­паркетам», то здесь варианты следующие. Если это торжество, куда люди придут в нарядных платьях, то лучше в момент приглашения попросить их взять с собой туфли. Согласитесь, девушка в нарядном платье будет чувствовать себя комфортнее в туфлях, чем в стоптанных комнатных тапочках. Но без предварительного предупреждения хозяев гости вряд ли догадаются взять туфли, а потом, ­ вдруг у вас дорогой паркет, который можно поцарапать каблучками. Если собираются   друзья   просто   посидеть   в   приятной   компании,   предложите   тапочки,   но   не настаивайте.   Ваше   дело   ­   предложить.   Может,   гостю   будет   удобнее   ­   босиком,   чем   в дедушкиных тапочках 46 размера. «А где я наберу столько тапочек на всех?», ­ возмутитесь вы.  После того, как гость пройдёт в гостиную, его необходимо познакомить с другими гостями, если они незнакомы. Рассаживать гостей за столом тоже следует хозяйке, потому что это тоже одна из «ведущих» неловкостей ­ куда бы сесть. Рассаживайте гостей так, чтобы им было комфортно сидеть рядом друг с другом, а сами, как положено, сядьте с краю, чтобы, не тревожа гостей, подать или убрать что­нибудь. Еще немаловажный момент при встрече гостей: предложите им помыть руки и сразу покажите,   где   туалет,   если   гость   у   вас   ­   впервые.   Некоторые   приглашённые   просто постесняются этой естественной процедуры. Не забудьте о нескольких чистых полотенцах для рук в ванной, чтобы гость не терялся в ваших банных простынях, или не вытирал руки о полотенце для ног. 2) Главное ­ накормить и напоить!.. Это, конечно, да. Но верх неприличия ­ заставлять это делать. Нормальный взрослый человек сам решит, что он хочет съесть. Поэтому, все угощения должны быть на столе на общих блюдах. Не нужно брать тарелку гостя и накладывать в неё «всего по чуть­чуть, а то он стесняется», за исключением, если гость сам попросил таким образом поухаживать за ним.  Проверьте наличие приборов возле каждой тарелки во время сервировки стола. Очень неловко будет гостю сказать вам об отсутствии бокала или вилки. Наличие столового ножа обязательно,   даже   если   лично   вы   считаете,   что   это   излишества   для   домашнего   приёма. Позаботьтесь о приборах на общих блюдах, которыми будет удобно положить салатик или мясо с подливой в свою тарелку. Неудобно «нагребать» себе еду из общей салатницы своей использованной вилкой.  Выражения   типа   «здесь   все   свои»   хороши   до   определённого   предела,   когда неформальное   поведение   за   столом   укладывается   в   рамки   бытового   этикета   и   гигиены. Например,   совсем   не   обязательно   подавать   к   пирожным   десертные   нож   и   вилку,   следуя правилам высокого ресторанного этикета. Гости вполне могут брать эти пирожные руками. А для торта с кремом подойдёт просто чайная ложечка.  И не забудьте, что кофе или чай подаётся без сахара. Сахар, сливки, мёд ставится отдельно на стол. К сахару полагается отдельная ложечка, а к каждой чашке чая (кофе) ­ своя чайная  ложечка.  Вкусы  на  сладость  горячих  напитков  у всех  разные.  Спрашивать,  «кому сколько сахара», и добавлять его самостоятельно нельзя. 3) Спасибо, что уходите Провожать   гостей   ­   это   тоже   искусство.   Даже   большее,   чем   встречать.   Ведь   по этикету полагается, что гость не должен заподозрить «долгожданность» своего ухода. Тут уж крутитесь, как хотите, а намёки на уход должны быть прозрачными. Если гости не понимают ваших намёков, когда вы «довольная, но очень уставшая» падаете на диван, и продолжают милую беседу, доедая последний кусок торта, поинтересуйтесь, сколько им такси заказывать. Должны понять, ­ намёк более чем откровенный, и вроде бы, даже заботу о гостях проявили.  На прощанье не нужно рассказывать гостю, как вам тяжело далась организация сего банкета, и сколько денег было потрачено. Человек должен уйти с явным желанием вернуться к вам в гости поскорее! 2. Ситуационный анализ Как видите, быть хорошим хозяином вовсе не так уж и просто. Давайте рассмотрим несколько ситуаций и разберём поведение героев. 1) Ситуация первая  У Ирины ­ день рождения. Ирина пригласила гостей к шести часам. Андрей никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришёл на час раньше. Ирина открыла дверь и, увидев Андрея, небрежно сказала: «Ну, ты даёшь, ­ пришёл так рано, ещё не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре». И убежала на кухню. Учащимся предлагается разобрать ситуацию. ­ Раньше времени приходить неприлично. ­   Если   же   гость   уж   пришёл,   нужно   проводить   его   в   комнату,   можно предложить посмотреть книги, альбомы. 2) Ситуация вторая  Мама  и  папа  ушли  в  кино. Скоро  придут. Лера   дома  одна. Смотрит  телесериал. Звонок. В дверях ­ Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.  ­ Здравствуй, Лера! Папа дома?  ­ Папы нет, ­ Лера нетерпеливо глядит на гостя. Её рука ­ на щеколде задвижки.  ­ Жаль. До свидания.  Вопрос: Как бы вы поступили на месте Леры?  Учащиеся рассматривают ситуацию:  ­   Лере   следовало   поздороваться   и   сказать   гостю,   что   отец   скоро   придёт, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телевизор или дать журнал, газету. 3) Ситуация третья Скоро   в   школу.   Уроки   ещё   не   сделаны.   А   мама   просила   начистить   картошки   и протереть пол влажной тряпкой. Но Роман никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему   на   минутку   соседи,   два   брата.   И   всё   не   уходят.   Играли   в   настольный   хоккей. Тренировали   на   задержание   преступника   болонку   Тусю.   Отрабатывали   на   ковре   приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Внимание, вопросы: что делать Роману? Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Вспомнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба? Что же можно посоветовать Роману? Учащиеся отвечают:  Бывает,   что   друзья   злоупотребляют   правом   гостя.   В   этих   случаях   хозяину следует определённо, но вежливо сказать, что у него ­ дела, он просит извинить его и приглашает прийти гостей в другой раз.  4) Ситуация четвёртая После соревнований Алексей сказал Андрею: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Диски послушаем».  ­ Ладно, ­ ответил Андрей, ­ приду.  Часов в восемь Алексей уже перестал ждать товарища. Он набрал в таз тёплой воды, собирался   выстирать   носки.   В   это   время   резко   и   сильно   зазвенел   звонок.   Пока   Алексей вытирал мыльные руки, шёл к двери, кто­то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.  ­ Привет, ­ сказал Андрей, ­ это я.  Он зашёл в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся.  ­   А   у   вас   ничего.   Подходяще.   Это   что?   ­   и   он   схватил   модель   парусника   с письменного стола.  ­ Это отцу подарили. На память.  ­ Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? ­ Андрей нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Алексей взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочерёдно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый   цвет   на   полуисписанном   листе   бумаги,   который   лежал   на   столе.   Потом   Андрей отправился бродить по комнатам.  ­   Сколько   стоит?   А   это   где   покупали?   ­   Поминутно   спрашивал   он,   трогая хрустальную вазу, картинку на стене, весёлого глиняного барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.  ­ Чего барахло всякое в доме держите? ­ на лице Андрея ясно выразилось презрение к вкусам хозяина. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов,   перевернул   его  и   тряс   над  своей   головой,   пока   не   вылил   почти   половину.   Потом Андрей   ткнул   грязный   палец   в   коробочку   с   кремом,   понюхал   его   и,   сказав,   что   пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковёр и маленький полированный столик. Алексей в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.  ­ Ты колбасы нарежь, Лёха. А это ­ селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.  Наевшись и напившись вдоволь чаю, Андрей взялся за кепку.  ­ Ну, я пошёл. Пока. Завтра ещё приду. А марки твои я взял, мне они понравились, и ножик перочинный взял, ­ и, гремя сапогами, он помчался по лестнице. Разберём данную ситуацию: как бы вы отнеслись к такому гостю?  Учащиеся   называют   ошибки   гостя,   хозяина.   Основные   ошибки   гостя:   он   не поблагодарил   за   приглашение,   опоздал,   слишком   настойчиво   звонил,   прошёл   в   верхней одежде   в   комнату,   бесцеремонно   рассматривал   и   трогал   вещи,   спрашивал   о   цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик и марки, решил снова без приглашения прийти,   шумел   на   лестнице.   Есть   и   другие   более   мелкие   ошибки.   Были   ошибки   и   в поведении хозяина. 5) Ситуация пятая Шестнадцатилетие ­ серьёзная дата. И Настя с мамой готовились ко дню рождения тщательно:   нажарили   пирожков,   испекли   торт,   купили   мороженого.   И   даже   молочный коктейль сделали. Пришли подруги, знакомые, одноклассники, засыпали Настю подарками. Настя всех встречала по­разному.  Лере очень обрадовалась: «Проходи, Лерочка, проходи!»  Ирина принесла книжку: «С днем рождения, Настя!» ­ Фи, книжка. У меня уже такая есть. Ну, ладно, проходи, раз пришла.  ­ Настя! Это тебе цветок из Африки, маме знакомая привезла. А за этими духами папа во Францию ездил, ­ это Катя прибежала.  ­ Ах, какие духи, ах, какой цветок!  Мальчики Алексей и Роман зашли, не здороваясь, сунули Насте в руки завёрнутые подарки и прошли в комнату. Марина принесла конфеты и заколку.  ­ А я не ем с такой начинкой конфеты, ­ сказала Настя, ­ ах, какая красивая заколка!  Когда   пришли   все   ребята,   Настя   пригласила   гостей   за   стол.   Все   чинно   уселись, довольно быстро управились с угощением и заскучали. Девочки обсуждали моды, а мальчики ­ хоккейный матч. Настя принесла и поставила на стол большой торт. Но есть уже никто не хотел.  ­ Айда, ребята, шайбу погоняем, ­ сказал кто­то.  И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись подружки смотреть телесериал. Вопросы учащимся: Как вы думаете, почему не получился день рождения? Правильно ли вела себя Настя?  ­   Нельзя   обсуждать   подарки   при   гостях,   какими   бы   они   ни   были.   Нужно поблагодарить за каждый подарок. Ребята не должны называть цену подарка.  ­   Настя   должна   была   продумать   не   только   угощение,   но   и   развлечение   для гостей (игры, конкурсы).  3. Физкультминутка. Игры с гостями Цель: Отдохнуть, снизить умственную нагрузку, разрядить напряжённую социальную атмосферу. Сейчас я предлагаю поиграть в игры, которые вы можете в будущем провести со своими гостями: 1) Кто это?  Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову человека, животного, птицы.   Загните   лист   так,   чтобы   нарисованного   не   было   видно,   ­   только   кончик   шеи.   И передайте рисунок соседу.  У каждого участника  игры оказался  новый  лист  с изображением,  которого он не видел. Нарисуйте теперь верхнюю часть туловища, снова «спрячьте» рисунок и передайте соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности. Далее рисуем конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа. 2) Ха­ха­ха  Это очень простая игра. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.  Все садимся в круг. Один из игроков произносит как можно более серьезно: «Ха!» Следующий   говорит   «Ха­ха!»,   третий   –   «Ха­ха­ха!»   и   так   далее.   Тот,   кто   произнесёт неправильное количество «Ха» или засмеётся, ­ выбывает из игры.  Игра   продолжается,   а   те,   кто   выбыл,   стараются   делать   всё,   чтобы   рассмешить оставшихся в кругу игроков. Кто засмеялся последним – победил. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ III. 1. Подведение итогов Итак, мы выяснили для себя секреты гостеприимных хозяев. В заключение давайте составим «Кодекс идеального приёма гостей»: 1) Улыбка ­ самое главное при встрече гостей! 2) Хозяева   должны   позаботиться   о   каждом   госте   и   следить,   чтобы   никто   не чувствовал себя брошенным и одиноким.  3) Общаясь с гостями, не старайтесь говорить громче их, ­ это невыгодно вам же: кто говорит, не повышая голоса, ­ к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.  4) Чем внимательнее вы будете слушать собеседника, тем приятнее будет людям с вами разговаривать.  5) Если   гость   совершит   какую­нибудь   неловкость,   не   подавайте   виду,   что заметили это. 6) За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей. 7) Любое блюдо – конфеты ли, пирожные ­ надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе.  8) Не заканчивайте еду и не вставаей, если гости ещё едят. Ешьте медленнее, чтобы не торопить их.  9) Принимая у себя дома ровесников, нужно продумать программу развлечений.  10) Провожая гостя, помогите ему надеть пальто и отворите дверь.  Учащимся выдаются правила­памятки «10 простых правил для хозяев». 2. Рефлексия ­ Какова была цель занятия? Что удалось достичь? ­ Что было новым и самым интересным для вас? ­ Что дало каждому из вас обсуждение поведения хозяина и гостей?  ­ Изменилось ли в вас что­нибудь в ходе обсуждения рассматриваемых проблем? Если да ­ то что именно? ­ Довольны ли вы своей работой? Умение   общаться,   культурно   вести   себя   в   обществе   –   это   и   наука,   и   искусство одновременно. Обязательно нужно овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем   было   хорошо,   приятно,   удобно.   Нужно   научиться   быть   хорошим   гостем,   хорошим хозяином. Надеюсь, что наше занятие вам в этом помогло. Спасибо за работу. До новых встреч! Используемые ресурсы: 1) Бушелева   Б.В.   Поговорим   о   воспитанности:   Кн.   для   подростков.   –   М.: Просвещение, 1980; 2) Васильева­Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989; 3) Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1987; 4) Чиненный   А.И.,   Стоян   Т.А.   Этикет   на   все   случаи   жизни.   –   М.:   АКАЛИС   – ВИЦГУЛ, 1996; 5) Цимболенко Н.А. Азбука быта и поведения. – Челябинск: Южно – Уральское книжное изд­во, 1988; 6) https://for­teacher.ru/class­hour/240­klassnyy­chas­k­vam­prishli­gosti.html

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "К нам гости пришли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019