Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"
Оценка 4.9

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Оценка 4.9
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл
06.03.2019
Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"
Цели и задачи: - показать значение, роль и свойства слова в жизни человека, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; - объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов; - определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию; - воспитывать любовь и уважение к родному языку; - формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.
речь 2.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «КУЛЬТУРА РЕЧИ» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­  показать значение, роль и свойства слова в жизни человека, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; ­   объяснить   необходимость   бережного   обращения   со   словом,   дать   рекомендации правильного употребления слов; ­ определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию; ­ воспитывать любовь и уважение к родному языку; ­   формировать     нравственные   ориентиры   при   построении   деятельности,   общения   и взаимоотношений. Формы и виды деятельности:  мини­лекция; беседа; слушание тематической поэзии; чтение   литературы;   самостоятельная   работа   со   словарями;   просмотр   заготовленных домашних   заданий:   просмотр   сопровождающих мультимедийных презентаций, практическая работа (анкетирование).   сообщения   учащихся,   сценка; Необходимое   оборудование:  ТСО   (компьютер,   экран,   презентация);  тематическая книжная выставка; раздаточный материал – анкеты. ПРОВЕДЕНИЕ: 08 сентября 2017 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организация, мотивация Здравствуйте,   уважаемые   старшеклассники!   Чтобы   определиться   с   темой   нашего сегодняшнего   занятия,   обратите   внимание   на   экран.   Перед   вами   –   подборка   цитат, высказываний великих людей. Найдите объединяющее их основное ядро: Достоинство речи ­ быть ясной и не быть низкой. (Аристотель, др.­греч. философ) Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена.  (Вольтер, франц. писатель, философ­просветитель 18­го в.) Наша речь ­ важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она «затягивает». (Д.С. Лихачев, сов. и рос. филолог, культуролог, искусствовед) Мудрое   и   доброе   слово   доставляет   радость,   глупое   и   злое,   необдуманное   и бестактное ­ приносит беду. (В.А. Сухомлинский, советский педагог­новатор, писатель) Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев, рус. писатель­реалист) Говорящий   плохое   ­   всегда   в   убытке.  (Григорий   Богослов,   Архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из Отцов Церкви) Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится.  (Сирах ­ ветхозаветная Библия) Антипод   молитвы   ­   сквернословие.   Оно   смущает   и   грязнит   пространство… Упаситесь сквернословия! (Е.И. Рерих, рус. писательница, религиозный философ) ­ Каков же смысл этих высказываний? Ответы учащихся. 2. Целеполагание ­ Всё верно. В каждом из этих высказываний подчёркивается чистота языка. Тема сегодняшнего занятия ­ о связи языка и духовности, о культуре русской речи и здоровье души,   о   Боге,   Который   сотворил   мир   Своим   Словом   (Евангелие   от   Иоанна.   Ин.1:1­3), Который Сам  есть Слово.  Давайте сформулируем цель занятия. Ответы учащихся. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Работа по теме. Слово воспитателя Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным­полно, а безымянных ­ нету. И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами, И всё, что в памяти у нас, ­ означено словами. Они слышны и здесь, и там, на улице и дома: Одно – давно привычно нам, другое ­ незнакомо. Слова, слова, слова… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море ­ море слов Купаться ежечасно!  Я   согласна   с   прозвучавшими   стихами   детского   поэта   20­го   века   Александра Шибаева:   вокруг   нас   плещется   огромное   море   –   глубокое   море   нашего   языка.   Наша будничная   речь   привычна   для   нас,   как   дыхание,   но   в   то   же   время   она   либо   исполнена божественным отсветом, либо искалечена лукавой лексикой.  Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью: «Кто не согрешает в   слове,   тот   человек   совершенный,   могущий   обуздать   всё   тело».  (Иак.   3:2.   Соборное послание св. Апостола Иакова) Человек получил дар от Бога – возможность творить посредством своего слова. Это бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.  Все ли мы помним про нашу ответственность  перед Богом за слово? А ведь она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: «За каждое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день Суда». (Мф. 12:36. Евангелие от Матфея). Поразительно, но наши слова станут главными свидетелями о нас на Суде Божьем: «От   слов   своих   оправдаешься   и   от   слов   своих   осудишься».  (Мф.   12:37.   Евангелие   от Матфея). Какую   же   силу   имеет   наше   слово?   Попробуем   ответить   на   этот   вопрос, познакомившись с притчей. 2. Чтение литературы Учащиеся   поочерёдно   выбирают   на   книжной   выставке   любую   из   книг   и зачитывают притчу с заложенной страницы: 1) Энтони де Мелло. Сила слова Однажды Мастер рассказывал о гипнотической силе слов. Кто­то из задних рядов выкрикнул: ­ Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что всё время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, грех, грех»? ­ Сядь на место, ублюдок! ­ отрезал Мастер. Человека   охватила   ярость.   Он   разразился   нецензурной   бранью,   и   понадобилось немало времени, прежде чем он пришёл в себя. С видом раскаяния Мастер сказал: ­   Простите   меня…   я   погорячился.   Искренне   прошу   прощения   за   свой непростительный выпад.  Ученик тут же успокоился.  ­ Вот тебе и ответ, ­ подытожил Мастер. ­ От одного слова ты пришёл в ярость, от другого ­ успокоился. 2) *** Жили два человека,   горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нём в народе плохой слух: якобы последний живёт не по­ христиански, делает зло, и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета   сделала   своё   дело.   От   этого   человека   отвернулись   все   друзья   и   знакомые,   и   он пришёл в большую бедность. Впоследствии  оклеветавший своего друга раскаялся и пришёл просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний всё сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это, сказал: «Теперь иди и  собери всё до единой пушинки».  На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнёс пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой». 3) Язык — показатель истинной воспитанности (индийская притча) ­   Эй   ты,   дурень!   Слышал,   как   тут   протопали   солдаты?   ­   спросил   человек   слепого фермера. Через минуту к нему обратился другой человек: ­ Слепец! Открой­ка рот и скажи, слышал ли ты, как здесь промаршировали солдаты? Чуть позже раздался третий голос: ­ Сэр, вы не слышали, проходили ли по этой дороге солдаты? Наконец подошёл ещё один человек и, положив руку на плечо фермера, спросил: ­ Дорогой мой, пожалуйста, скажи мне, слышал ли ты, как по этой дороге проходили люди? И   слепой   человек   правильно   описал   тех,   кто   задавал   ему   вопросы:   первый   был солдатом, второй ­ капитаном, третий ­ генералом, а четвёртый ­ царём. Слова выявляют воспитание говорящего. Язык — это оружие сердца; он охраняет жизнь человека. Слишком долгие разговоры, громкая речь, грубые и несдержанные слова, полные злобы и ненависти, ­ всё это влияет на здоровье человека и порождает злобу и ненависть в других; такая речь ранит, отчуждает, ожесточает. Почему говорят, что молчание ­ золото? Молчаливый человек не имеет врагов, хотя, может быть, и друзей. У него есть досуг, возможность углубиться в себя и выявить свои недостатки и ошибки. У него нет склонности искать их у других. Если вы оступились, то можете отделаться вывихом, если же оступится ваш язык, вы нанесёте удар вере и счастью другого человека. От этого удара он может никогда не оправиться, рана будет всегда болеть. Поэтому используйте язык с большой осторожностью. Чем мягче вы говорите, чем меньше вы говорите, чем нежнее вы говорите, тем лучше и для вас, и для других. 4) Язык (ассирийская притча) Богач решил однажды устроить для друзей званый обед. Он вызвал своего верного слугу и приказал ему купить все необходимое для изысканного угощения. Слуга отправился на базар и купил одни языки. Из них он приготовил разные блюда. Когда  друзья собрались  за  обеденным  столом  и  отведали   приготовленные  яства,  то вначале признали их очень вкусными. Но затем эти блюда стали гостям приедаться, так как были приготовлены из одних языков. Рассердился хозяин на своего слугу и сказал ему: ­ Разве не приказал я тебе купить хорошие и изысканные угощения? Почему же ты купил одни лишь языки? Слуга ответил: ­ О, господин мой, я в жизни не встречал ничего более приятного, чем язык. Язык связывает нас с людьми,  в нём ­ ключ к знаниям, он ­ орудие правды и мудрости, с его помощью обучаются люди, им восхваляют Бога. В другой раз, собирая друзей на обед, господин приказал своему слуге купить нечто мерзкое и отвратительное. И пошёл слуга и снова купил одни лишь языки. Когда гости собрались, отведали угощения и обнаружили, что все они приготовлены из языков, хозяин сильно рассердился. Он хотел жестоко наказать слугу за ослушание. Но слуга сказал: ­ Не гневайся, господин мой! Нет на свете ничего более мерзкого и отвратительного, чем язык. Разве не в нём причина всех раздоров и междоусобиц? Он ­ источник разбоя, орудие лжи и греха. И не с помощью ли языка мы оскверняем имя Божье? Когда все присутствующие услышали это, они сказали: ­ Поистине слуга твой мог бы состязаться в споре с философами! 5) Желание общения (притча неизвестного происхождения) В   1981   году   странник   прогуливался   с   женой   по   улицам   Праги   и   увидел   юношу, рисовавшего дома вокруг. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его. И, протягивая деньги, заметил, что юноша ­ без перчаток, хотя на улице минус пять. ­ Почему ты без перчаток? ­ спросил он художника. ­ Чтобы можно было держать карандаш. Они разговорились,  и юноша  предложил  сделать  портрет жены  странника, причём  ­ бесплатно. Ожидая,   когда   портрет   будет   готов,   странник   вдруг   осознал:   он   почти   пять   минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке. Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками ­ и желание общения было столь велико, что сумели обойтись без слов. 6) Небольшая разница (восточная притча) Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все   зубы.   В   сильном   волнении   он   позвал   к   себе   толкователя   снов.   Тот   выслушал   его озабоченно и сказал: ­ Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких. Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: ­ Я счастлив сообщить тебе радостную весть ­ ты переживёшь всех своих родных. Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. ­ Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? ­ спрашивали они. На что последовал ответ: ­ Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать. 7) Жук и яблоко Как­то Учитель с Учеником шли просёлочной дорогой. Видят – навстречу им идёт, чертыхаясь человек, весь взбудораженный, чуть не плачет. ­ Что случилось, друг мой? – спрашивает Учитель. ­ Да меня только что какой­то негодяй оскорбил последними словами и, причём, зазря! Что я ему такого сделал? ­ Он не мог тебя оскорбить, – ответил Учитель. ­ Как же не мог, если оскорбил! – удивился прохожий. – Ты обижаешь меня недоверием, но ведь ты меня даже не знаешь. И его не знаешь, а берёшься защищать. Учитель отошёл на несколько шагов, высматривая что­то на земле, потом нагнулся, поднял что­то и подошёл к человеку, протянув найденное в зажатом кулаке: ­ Возьми, это тебе обязательно поможет. Тот машинально взял предложенное, но, увидев, что это жук, испугался и выбросил насекомое. ­ Зачем ты мне дал это? – возмутился прохожий. ­ Извини, друг, я не хотел тебя испугать. Но вот у моего Ученика точно есть то, что тебе нужно. И, обратившись к Ученику, сказал: ­ Дай этому достойному господину то, что мы нашли, когда отдыхали в саду. ­ Что это? – насторожился прохожий. – Если ещё какая­то гадость, я не возьму! Ученик   развязал   котомку   и   достал   яблоко.   Прохожий   озадаченно   посмотрел   на красивый и сочный плод и, убедившись, что никакого подвоха нет, поблагодарил, но брать не стал. ­ Почему же ты не берёшь? – поинтересовался Учитель. – А жука взял! ­ Жука я взял непроизвольно. Я ведь не знал, что ты мне даёшь! А яблоко я просто не хочу. Поэтому оно мне не нужно. ­ Вот так и в жизни: часто мы принимаем то, что нам не нужно и даже противно просто так, не задумываясь. Нам дают – мы берём. Но между «давать» и «дать» есть существенная разница. Я могу что­то тебе давать, но пока ты это не примешь, моё действие останется не совершённым: я даю – ты не берёшь. Но если я тебе даю, и ты это принимаешь – моё действие становится совершённым: я дал – ты взял. Я не могу тебе дать что­то, пока ты это «что­то» не примешь! Я могу давать, но «дать» – это действие, зависящее от нас обоих – в равной мере. Если кто­то оскорбляет тебя, ты имеешь выбор: принять его оскорбления (чаще всего мы это делаем, не задумываясь) и обидеться, либо просто не принимать их, осознавая, что это тебе не нужно. Вот почему я и сказал, что тот человек не мог тебя оскорбить – он тебя оскорблял, но ты «помог» ему оскорбить себя, приняв обидные слова! 3. Слушание тематической поэзии Воспитатель. Словом можно осчастливить, а можно повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера, советского русского поэта и прозаика, есть стихотворение «Слова»: Есть слова – словно раны, слова – словно суд, ­  С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их не смею на каждом шагу, ­  Как знамёна в чехле, их в душе берегу. (…) У одного из русских советских писателей и поэтов Владимира Солоухина также есть замечательное стихотворение:  «Слово о словах» Когда ты хочешь молвить слово,  Мой друг, подумай ­ не спеши.  Оно бывает то сурово,  То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся,  То медью траурной поёт.  Покуда слово сам не взвесишь,  Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить,  И радость людям отравить.  Им можно лёд зимой расплавить  И камень в крошку раздробить. Оно одарит,  иль ограбит.  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слушает тебя. И ещё одно замечательное стихотворение с похожим названием. Его автор ­ И.А. Реформатский (сын советского лингвиста А.А. Реформатского): «Слово о слове» Слово о слове совсем не ново, И всё же я снова Восславлю слово. Слово – Всей нашей жизни Основа. Жить И любить Невозможно Без слова. С нами Всюду, Всегда Слова. Слово В жизни Всему голова. Слово – целитель И слово ­ предатель. Слово ­ и клятва, И брань, И проклятие. Слово ­ по случаю, Слово ­ к дате, Слово – удар И слово ­ объятие. Слово – Это Трибуна оружие. Слово – Это влюблённого вздох. Слово ­ воин, Слово ­ труженик. Слово – И дьявол, И ангел, И Бог. 4. Беседа. Проверка домашнего задания Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару? Удивительно, но язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек? Давайте сравним значение слова «человек» в разных языковых семьях. Итак, первая группа ­ романская языковая семья. Ответы учащихся. Какой же  сделаем  вывод?  ­ Во всех вышеперечисленных  языках слово  «человек» имеет значение «тот, кто работает на земле». 2­я группа ­ славянская языковая семья. Пожалуйста, ваши ответы. Ответы учащихся. Вывод:   В   этих   языках   слово   «человек»   образовано   сложением   (с   помощью соединительной гласной О) «чел­» и «век», в котором первая часть имеет значение «член рода или   семьи»,   а   вторая   –   «здоровье,   сила».   «Человек»   буквально   ­   «член   рода   или   семьи, исполненный силы» ­ «совершеннолетний». 3­я группа ­ северогерманская (скандинавская). Пожалуйста, ваши ответы. Ответы учащихся. Делаем   вывод:  Во   всех   перечисленных   языках   3­ей   группы   термин «человек» образован от санскритского корня Man, что означает «мыслитель». Следующая, 4­я группа ­ уральская языковая семья. Ваши ответы. Ответы учащихся. Вывод: в современном удмуртском и коми языках слово «человек» звучит как «мурт» и   имеет   значение   «человек,   мужчина».   Возможно,   что   эти   слова   также   восходят   к санскритскому корню Man – мыслитель. Идём дальше. 5­я группа ­ алтайская и кавказская языковые семьи. Каково значение слова «человек» в этой группе? Вероятные ответы учащихся: ­   В   азербайджанском   языке   (алтайская   семья)   слово   «человек»   звучит   как «адам».  ­ В кавказской языковой семье «человек» на грузинском языке звучит «адамиани». Вывод:  В   языках   этой   группы   слово   «человек»   образовалось   с   помощью   теории происхождения человека от Адама, и поэтому используется соответствующий корень «адам». 5. Самостоятельная работа со словарями А сейчас найдите значение слова «человек» в словарях. Учащиеся читают «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова, новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой. Откроем последний оставшийся на нашей выставке словарь и прочитаем значение слова «человек». В «Славянорусском корнеслове» Александр Семенович Шишков возводит его этимологию к понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только   в   том,   что   таким   образом   подчеркивается   главное   отличие   людей,   как   существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога! Какое же высокое достоинство придано всем нам!  Теперь давайте по­новому осознаем привычные слова, например слово «образование». Его корень – «образ». Найдите значение слова «образ» в словарях.  ­ Во всех словарях одно из значений слова «образ» ­ «икона». Да,   образ   ­   икона.   Таким   образом,   наш   мудрый   язык   подсказывает   нам,   что образование ­ это не просто передача суммы знаний, а восстановление  в человеке  образа Божия. Теперь подумайте, что означает слово «безобразие». ­ Вероятно, безобразие означает потерю образа Бога. Именно так. Возможно, кто­то   спросит: а не всё ли равно, какой корень у слова, каков смысл и не всё ли равно, какими словами  называть?  Хочу уверить вас, что  не всё так просто. Например,   такие слова как «бродяга», «бедолага» вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово же «бомж» лишено чувств и, прежде всего, сострадания к ближнему. Достаточно сравнить   ещё   современное   бесчувственное   словечко   «киллер»   с   разящим   наотмашь   – «душегуб». Чем же обогатился наш язык последние десятилетия? И обогатился ли? Давайте посмотрим сценку, подготовленную вашими товарищами. 6. Сценка (домашняя заготовка) ­  Привет,  чувак! Bay! Твоя тачка?  ­ Моя! ­ Классный тюнинг у твоей тачки! ­ А то! Фарэва!  ­ Как насчёт бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг? ­ Нет, я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес­планом надо определиться, с сайдингом...  ­ О­кей! А как насчёт шопинга в уик­энд?  ­ Прикольно! Замётано!.. Да, новых слов в употреблении  появилось очень много. Но какие это слова!  Мы сейчас их услышали в разговоре двух друзей. 7. Мини­лекция «Поэты о русском языке» Наша речь пережила много испытаний. В годы Великой Отечественной войны для поэтессы Анны Ахматовой сохранить великое русское слово означало ­ сохранить родной язык, а значит, сохранить великий русский народ.  В её стихах ­  завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова,­ И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём  Навеки! (А. Ахматова. Мужество. 1942 г.) Несомненно, заслуживают внимания неповторимые, заставляющие задуматься стихи и следующих авторов: Е.А. Евтушенко: Звуча у Пушкина так дивно, Язык наш корчится в тоске, Когда пошлят богопротивно На нём, на русском языке. К.Д. Бальмонт:  Язык, великолепный наш язык, Речное и степное в нём раздолье, В нем клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. Е.Я. Весник: Друзья, следите за собой, Когда по­русски говорите. Ведь это наш язык родной – Его для внуков сохраните! И если не мы с вами, то кто же сохранит красоту и чистоту родного русского языка? 8. Домашние   заготовки   учащихся   «О   сквернословии»   (с   сопровождающей презентацией) Мы   с   вами   сейчас   поговорим   о   неестественных   процессах   в   языке,   о   небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудряется сделать свалку, так и речь свою он научился засорять. «Положи, Господи, хранение устам моим…», ­ эти слова из Давидова псалма приходят на память всякий раз, когда разговор заходит о  теме сквернословия. Ваши товарищи подготовили сообщения. Послушаем их. 1 учащийся.  Заблуждением является общепринятое мнение насчёт того, что мат ­ славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины 19­го века не только не было   распространено   даже   в   деревне,   но   и   являлось   уголовно   наказуемым   деянием.   Во времена   царя   Алексея   Михайловича   Романова   услышать   на   улице   мат   было   просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой,   проводимой   государством.   По   Соборному   уложению   за   использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а следом выплеснулась и на улицы городов. И к концу 19 века сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.  2 учащийся. В наше время мат используется для: 1) повышения эмоциональности речи; 2) эмоциональной разрядки; 3) оскорбления, унижения; 4) демонстрации агрессии; 5) демонстрации отсутствия страха; 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов; 7) демонстрации принадлежности к «своим».  Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение   ориентироваться   в   ситуации   наивысшего   эмоционального   подъёма   (радости   или гнева).   9. Мини­лекция «Сквернословие с научной и художественной точки зрения» (с сопровождающей презентацией) Слова ­ выражение мыслей, а мысли могут быть гадкие, злобные, осуждающие и даже проклинающие.   И вот грубые скверные слова носятся в воздухе, загрязняют нашу среду обитания и разрушают наше здоровье, душевное равновесие, наше настроение. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.  Слайды  (фотографии   кристаллов   воды,   структура   которых   изменена   под воздействием различных слов и музыки): Не может не заинтересовать научная точка зрения на эту проблему. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды, ­ а наше тело примерно на 80% состоит из неё, ­ начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.  Как не может из одного источника течь одновременно и сладкая и горькая вода, так не могут уста, предназначенные от природы благословлять Бога, одновременно проклинать его создания, ругать самое святое и прекрасное. Слайды (фотографии женщин­матерей с детьми): Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное ­ Мать!  Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным­давно, Но в первый раз ведь было кем­то, где­то В кощунственную брань обращено? Тот пращур был и тёмный, и дурной И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось как тёмная река. Нашлись другие. Взяли, подхватили И понесли сквозь годы и века... Пусть иногда кому­то хочется Хлестнуть врага слонами, как бичом, И резкость на язык не только просится, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут, всё­таки, причём? Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И, всё же, трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать», Сквернейшее ­ от самого святого! Неужто вправду за любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уж не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?! Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода  Пора сказать сурово наконец:  Бранитесь или ссорьтесь как хотите,  Но не теряйте звания людей:  Не трогайте, не смейте, не грязните  Ни имени, ни чести матерей! (Э. Асадов «О скверном и святом», 1970) Слайды «Святыни России» (на фоне песни О. Резниченко «Господи, помилуй!»): Сегодня мы разучились сверять свою жизнь с учением христианства и, возможно, поэтому   так   остры   современные   ситуации,   происходящие   с   нашим   языком,   который принадлежит к святыням России.  Слайды «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..»: Сейчас   на   экране   перед   вами,   ребята,   ­   мудрые   изречения   о   русском   языке знаменитых русских писателей и известных людей. Прочитайте их: Языка   нашего   небесна   красота   не   будет   никогда   попрана   от   скота.   (Михаил Васильевич Ломоносов) Язык народа ­ лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. (Константин Дмитриевич Ушинский) Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной. (Петр Андреевич Вяземский) Человек,   равнодушный   к   своему   языку,   ­   дикарь.   Его   безразличие   к   языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (Константин Григорьевич Паустовский) По   сути,   для   интеллигентного   человека   дурно   говорить   должно   считаться   также неприлично, как не уметь читать и писать. (Антон Павлович Чехов) Простирайтесь   в   обогащении   разума   и   в   украшении   российского   слова.   (Михаил Васильевич Ломоносов) 10. Рекомендации «Как сберечь чистоту речи» На   основе   всего   услышанного   и   увиденного   сегодня   сформулируем   правила­ рекомендации речевой культуры человека: o Слово ­ особый дар. o Тщательно следи за своей речью, избегай повторения «излюбленных словечек». o Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей. o Приготовься ответить за каждое своё слово. o Думай, с какой целью произносишь слово. o Будь   немногословен:   «Злые   мысли,   если   не   найдут   выхода   через   язык, умирают». o Молчи, особенно в неприятностях. o Читай,   читай   и   ещё   раз  читай!   Ничто  не   развивает   речь   лучше,   чем   чтение качественной литературы. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Подведение итогов, анализ работы Подведём итог нашего занятия. Ответьте на вопросы: ­ Что нового и интересного для себя узнали?  ­ Что было самым важным на нашем занятии? Что удивило? ­ Какова была цель занятия? Что удалось достичь? ­ Довольны ли вы своей работой? Учащиеся отвечают. По­настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово   и  так весомо.  Счастья  достигает  тот,  кто стремится  сделать  счастливым  других  и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, стремится дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать по дороге Добра – очень­очень важно. 2. Рефлексия Воспитатель благодарит учащихся за работу. Звучит музыка. Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы анкеты «Сквернословие в нашей жизни» (раздаточный материал) – Прилож. Используемая литература: Банников Н.В. Три века русской поэзии. ­  М.: Просвещение, 1986; Даль В.И. Толковый русский словарь русского языка. Современное написание / Под ред. Н. Анашиной. – М.: АСТ, 2014; Джебран Халиль Джебран. Пророк. – М.: София, 2015; Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково­словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000; Жюль Сюпервьель. Дитя волн. Сборник фантастических притч. – М.: Текст, 2013; Звучание тишины. Сборник медитативных притч дзэнских мастеров. – М.: Феникс, 2007; 2015; 2012; Ирзабеков В. Тайна русского слова. ­ М.: Даниловский  Благовестник, 2002; Коэльо П. Мактуб / Фрагменты из сокровищницы мировой мудрости. – М.:   АСТ, Леонардо да Винчи. Сказки. Легенды. Притчи. – М.: Амрита­Русь, 2015; Мишаненкова Е. Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи. – М.: ЛитРес, Ожегов   С.И.   Словарь   русского   языка.   Изд.   6­е,   стереотипное.   –   М.:   Советская энциклопедия, 1964; Плигина Я.Н. Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи. – М.: Астрель, 2012; Хорхе Букай. Истории для размышлений. – М.: АСТ, 2015; Толковый   словарь   живого   великорусского   языка   Владимира   Даля.   В   4­х   тт.   Том четвёртый. ­ СПб.­М.: Тип­я товарищества М.О. Вольф, 1903­1904; Толковый словарь русского языка (трёхтомник) / Под ред. Д.Н. Ушакова. ­ М.: Вече, 2001; Хорхе Луис Борхес. Алеф. Сборник. – М.: АСТ, 2014; Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. – М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 2005; Энтони де Мелло. Зачем поет птица? Древние и современные истории. – М.: София, 2003; 2003; Энтони де Мелло. Когда Бог смеется. Сборник рассказов­медитаций. – М.: София, Энтони де Мелло. Одна минута глупости / Притчи и истории. – М.: София, 2009; Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности / Беседы по этике для старшеклассников. ­ М.: ПРО­ПРЕСС, 2010. Ресурсы интернета: https://millionstatusov.ru/pritchi/slova.html https://pritchi.ru/id_6305 http://www.gramota.ru http://www.slova.ru Приложение  Анкета «Сквернословие в нашей жизни» Класс_____                                                            Дата «____»_______________20____г. Пол   М   /   Ж   1.   Как   ты   думаешь,   почему   люди   в   своей   речи   употребляют   бранные   слова, ругательства?   ___________________________________________________________________ 2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни, почему?   ________________________________________________________________________ 3. Как часто ты произносишь эти слова? ______________________________________ 4. В каких ситуациях это происходит? ________________________________________________________________________________ 5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _______________________________________ 6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ________________________________________________________________________________ 7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ________________________________________________________________________________ 8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто­то ругается матом? ________________________________________________________________________________ 9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ________________________________________________________________________________ 10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________ 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ________________________________________________________________________________ 11. Хочешь   ли   ты,   чтобы   твои   будущие   дети   в   своей   речи   использовали   бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________ Спасибо за откровенность!

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Культура речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019