Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
04.11.2019
Конспект предназначен воспитателям школьной гостиницы (общежития), классным руководителям и обучающимся 8-11-ых классов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ:
- углубить знания об основных этических требованиях в поведении и общении с людьми;
- познакомить обучающихся с правилами поведения в гостях, а также правилами приема гостей и организацией их досуга; рассказать об исторических традициях гостеприимства; раскрыть основные приемы гостеприимства, предписанные правилами этикета;
- способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся, коммуникативной деятельности, коллективному поиску, самоконтролю;
- воспитывать навыки культурного поведения.
Мокшанова_Гостевой этикет.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Гостиница для обучающихся
г. Моршанск Тамбовской области
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ИСКУССТВО
ГОСТЕПРИИМСТВА»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ:
углубить знания об основных этических требованиях в поведении и общении с
людьми;
познакомить обучающихся с правилами поведения в гостях, а также правилами
приема гостей и организацией их досуга; рассказать об исторических традициях
гостеприимства; раскрыть основные приемы гостеприимства, предписанные правилами
этикета;
способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся,
коммуникативной деятельности, коллективному поиску, самоконтролю;
воспитывать навыки культурного поведения.
Ожидаемый результат:
Формирование следующих компетенций:
ценностносмысловая (понимание значимости делового этикета в создании условий,
обеспечивающих полноценное деловое общение и успешность в социуме);
личностная (устойчивая мотивация, положительная Яконцепция, установка на
сознательное овладение нормами культуры поведения);
социальнокоммуникативная (овладение нормами делового общения, умение
сотрудничать в коллективе, речевые умения);
учебнопознавательная (рефлексивные способности, владение приемами действий в
нестандартных ситуациях, самооценка). Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование; стол с накрытой
скатертью, столовые приборы.
ПРОВЕДЕНИЕ: 02 октября 2019 г.
Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Определение темы занятия. Постановка проблемы «Гостеприимство это
искусство?»
Просмотр видеоролика «ВинниПух идет в гости» (фрагмент).
2. Актуализация опорных знаний
Вопрос к обучающимся: Каждый ли из вас считает себя культурным человеком?
Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не
случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам или заносчивым
личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.
Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение
которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно
объединить под одним термином – культура поведения человека.
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в
труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение
моральные и эстетические нормы этого поведения. Это такие нормы поведения, которые
показывают, как люди должны вести себя в различных ситуациях в соответствии с моралью
и нравственностью.
Посещая общественные места, учреждения и организации вы должны уметь вести
деловое общение, иметь представление о деловой этике, культуре поведения в
общественных местах.
Сейчас мы определим, насколько вы знакомы с правилами этикета.
Блицопрос для команд. Задание: За 1 мин. дать возможно большее количество
правильных ответов.
1) Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кемнибудь?
(Извиниться).
2) Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом
человека? (Нет).
3) Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
(Младший).
4) Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? (Не более 3
цветов). 5) С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону?
(Здравствуйте).
6) Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же
время из него?
7) Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается
всегда входящий, независимо от пола и возраста).
8) На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
(Проходящий).
9) Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой
всегда дама).
10) Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен
перезвонить? (Позвонивший).
11) Какие кроссовки можно надеть с пиджаком и с галстуком? (Никакие).
12) Макияж у женщины должен быть заметен с близкого расстояния или с
далекого?
13) Как вы поступите, если входя в помещение, столкнетесь в дверях с кем
нибудь? (Следует посторониться и уступить дорогу).
14) Пользуясь ложкой, в каком направлении набирают пищу: от себя или к себе?
15) Если вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).
16) Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в
одно общественное здание).
17) Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: «Будьте здоровы!»?
(Нет. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на
проявлениях физического недомогания у коголибо, особенно, если человек
сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы
ничего не заметили).
18) О чем не следует говорить за столом во время еды? (О болезнях).
19) При выходе из общественного транспорта мужчина выходит первым или
пропускает даму вперёд? (Выходит первым).
20) Какие цвета выбирают для деловой одежды? (Белый, чёрный, серый, синий,
красный).
3. Целеполагание
Вопрос к обучающимся: Как думаете, находясь дома, мы должны соблюдать
правила культуры поведения?
А когда к нам приходят гости, нужно уметь их принять, проявить гостеприимство.
Еще древние римляне говорили: «Гость священное дело для хозяина» (Гораций).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
1. Презентация «Из истории русского гостеприимства» Древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, первым делом
необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость не обиделся и не
причинил зла хозяину и его семье.
В «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Куда не пойдете по своей земле,
нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей… где не остановитесь в
пути, везде напоите и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни
пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем».
В русских семьях издавна складывались правила гостеприимства, свойственные
русскому человеку. Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и
угощения. Встречали хлебомсолью. Гостя встречали приветливо, усаживали в «красный
угол» самое красивое и удобное место.
Тогда же возникло и слово «хлебосольство». Как думаете, из каких слов
образовалось это слово ?
Хлеб и соль.
Совершенно верно, хлеб и соль.
В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных
случаях. Даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Потому
соль стала считаться одной из мер гостеприимства.
Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей. Обряд встречи гостей хлебом
солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд
соли». Отказ же от хлебасоли рассчитывался как оскорбление.
Поев в какомлибо доме , человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина
дома, но и сам не смел уже причинить ему зла. Таким образом хлеб и соль, которым
встречали и до сих пор встречают по русскому обычаю, не что иное, как мирный договор
между хозяевами и гостями. Недаром говорилось, что «от хлебасоли» даже царь не
отказывался.
Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились
на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чутьчуть. А чтобы проводить гостей,
им вручали пряники – «выгонцы», чтобы гости не обиделись.
2. Задание «Составь пословицу»
В те же времена возникают пословицы и поговорки об этих русских традициях. А
вы знаете такие пословицы и поговорки? Предлагаю составить и прочитать пословицы из
их половинок:
Доброму гостю хозяин рад.
Хоть не богат, а гостям рад.
Не дорог обед дорог привет.
Умел гостей позвать, умей и угощать.
Просим на избу: красному гостю красное место.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что есть в печи все на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Мил тот гость, что не долго гостит.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
3. Общие правила гостеприимства
А сейчас предлагаю познакомиться с некоторыми общими правилами
гостеприимства.
Пригласите всех гостей заранее. Можете даже купить или сделать сами
маленькие открытки с приглашением. Обязательно назовите точное время и
причину вечеринки.
Постарайтесь сделать так, чтобы у вас на празднике не встретились
непримиримые враги.
Кроме нескольких блюд с угощением приготовьте игры, развлечения.
У двери гостей встречает хозяин праздника. Необходимо уделить внимание
каждому гостю.
Если ктото сильно опоздал, не нужно при всех делать замечание, примите
его, как и других гостей, пришедших вовремя.
К приходу гостей на столе должны стоять закуски и салаты. Какие ваше
право выбирать, но по этикету их не должно быть меньше 56
разновидностей.
Тщательностью продумывайте меню. Список предлагаемых блюд должен
нравиться не только вам, но и вашим гостям. Заранее узнайте их
предпочтения, пищевые привычки. Вдруг ктонибудь из них вегетарианец, а
вы подадите на стол только мясо. Или пищевая аллергия на тот продукт,
которым так богато ваше коронное блюдо. Вы рискуете поставить себя в
неловкое положение.
Никогда не критикуйте свои блюда и блюда, приготовленные вашими
близкими: «сегодня салат из крабов не удался» или «торт мы купили какой
то не очень красивый». Гости сами разберутся, что к чему, не беспокойтесь.
Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что они пришли и радовались
вместе с вами.
Как бы вам было некогда, а гостя, даже незваного, придется принять. Проще
всего налить ему чашку чая и предложить печенье или конфеты.
Улыбайтесь, улыбайтесь, улыбайтесь...
4. Ситуационные задачи Обучающимся предлагаются задания по теме «Приём гостей дома»:
1) Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с
подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех
снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями,
хозяйка ставит в вазу на праздничный стол. Вскоре все сидят за столом.
Найдите ошибки, допущенные в данной ситуации.
Ошибки:
Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить
гостей.
Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться,
да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький
букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где
то в комнате.
Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли
привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.
2) Хозяйка пригласила на чай коллег по работе. Когда гости пришли, они узнали,
что приглашение было не просто так, а в связи с определённым событием (повышение по
службе или по другому какому поводу). Для угощения гостей было приготовлено
несколько видов закусок: холодные закуски, бутерброды, пирожные, шоколад и
аппетитный большой торт, испеченный хозяйкой. Она выразила сожаление о том, что
сегодня торт получился не слишком удачный, обычно бывает лучше.
Ошибки:
По какому поводу приглашение гостей следует оповещать заранее.
Приглашение на чай не предполагает приготовление закусочных блюд.
Гостям не сообщают о какихлибо кулинарных неудачах: они сами
разберутся.
5. Сервировка стола
А теперь попробуем правильно накрыть стол.
За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку,
вилку, нож, ложку, бокал (фужер), салфетку.
Посуду ставят по прямой линии и отступив от края стола не менее 45 см,
справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева вилку выпуклой
стороной вниз. Справа перед тарелкой ставят фужер. Полотняные салфетки ставят,
красочно оформив, или кладут на тарелку.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия. Анализ ситуаций Обучающимся предлагается рассмотреть различные ситуации и дать им
характеристику сделать вывод:
Гости не сообщили о своем визите.
Гости пришли на два часа раньше назначенного времени.
Гости, которых вы пригласили на вечеринку, незнакомы друг с другом.
Обучающиеся комментируют каждую ситуацию и делают общий вывод о том, как
следует ходить в гости, а также как следует принимать гостей.
2. Итог
Возвращаемся к проблеме занятия.
Делаем вывод о том, что приём гостей это искусство.
Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Конспект внеурочного занятия на тему «Гостевой этикет» (8-11-е классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.