Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"
Оценка 4.6

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл
21.02.2019
Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - формировать у обучающихся осознанную мотивацию к образованию, стимулировать к размышлению об отличительных особенностях образованного человека; - знакомить обучающихся с историей образования; - создать положительный образ образованного человека, прививать желание быть грамотным; - создавать условия для творческого самовыражения обучающихся. Форма проведения: Беседа, рассказ воспитателя, работа со словарем; фронтальная форма
Грамотность.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева Гостиница для обучающихся г. Моршанск Тамбовской области КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­  формировать у обучающихся осознанную мотивацию к образованию, стимулировать к размышлению об отличительных особенностях  образованного человека; ­ знакомить обучающихся с историей образования; ­  создать   положительный   образ   образованного   человека,  прививать   желание   быть грамотным; ­ создавать условия для творческого самовыражения обучающихся. Форма проведения: Беседа, рассказ воспитателя, работа со словарем; фронтальная форма Необходимое оборудование:     компьютер, мультимедийное оборудование;  чистые листы бумаги, простые карандаши, плакаты с изображением тинэйджеров; выставка книг; толковый   словарь   русского   языка,   распечатанные   тексты   стихотворения   Б.   Заходера; микрофон. ПРОВЕДЕНИЕ: 07 сентября 2018 г. 1 Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационно­мотивационная Воспитатель.  Здравствуйте, дорогие ребята!  Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему.  Как вы считаете, каким должен быть модный тинейджер? Свои мысли зарисуйте и прикрепите к сегодняшним героям (плакат с подростками). Обучающиеся рисуют, прикрепляют свои наброски к прикреплённому  на доске плакату и высказывают своё мнение. Мы себя не представляем уже без телефона, компьютера и планшета, без всевозможных модных аксессуаров. Но не стоит забывать, что мода на самое главное в жизни не пройдёт никогда. Это ­ мода  на грамотность. Тема нашего занятия «Грамотным быть модно». Что такое грамотность?  Обучающиеся высказывают своё мнение. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Беседа об истории образования Давайте поговорим об истории образования. Письменность появилась с принятия христианства на Руси. Славянская азбука связана с именами Кирилла и Мефодия.  Кто знает, как на Руси распространялась грамота? А кто мог обучаться грамоте? Учащиеся высказывают свое мнение. Справка для учителя: Начальное образование в то время получали также с помощью мастеров грамоты. Это   были   дьяки   или   простые   люди,   для   которых   обучение   детей   становилось дополнительной или даже основной профессией. Они частным образом учили детей читать, писать, считать ­ подобно тому, как мастера учили своих учеников ремеслу.  Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Обычно каждый из них учил 8­10   детей.   Ученики   в   качестве   учебного   пособия   использовали   особые   дощечки,   на которых была вырезана азбука. Сначала дети изучали азбуку, учились писать и говорить 2 буквы, дальше составляли, а уже потом учились читать. Читали молитвы (Псалтырь). Для письма использовали берестяные грамоты. Особую роль образованию отводил Ярослав Мудрый. Ярослав не просто читал книги или покупал их (кстати сказать, в огромных количествах), но и создал библиотеку русских и греческих книг, которую передал Софийскому собору для общей доступности. В его «Похвале книгам» мы читаем такие строки: «Великая   польза   бывает   от   книжного   ученья.     Книги   ­   реки, наполняющие Вселенную мудрость. В книгах ­ несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся». Похвала ­ это особый жанр древнерусской литературы. Произведения такого жанра создавались в честь выдающихся людей.  Ярослав Мудрый, сын Владимира I Крестителя, был великим князем киевским   с   1019   года.   Ярослав   Мудрый   понимал   важность   «учения книжного»: он сам много читал, открывал мастерские по изготовлению книг, при   нём   на   древнерусский   язык   было   переведено   большое   количество богослужебных и иных книг.  Можно   сделать   вывод:   книжное   слово   на   Руси   воспринималось,   в первую очередь, как слово Бога, ­ кто книги часто читает, тот беседует с Богом. Такое отношение к книге в нашей стране сохранялось на протяжении почти целого тысячелетия. Чтобы понять смысл этих слов, вспомним о том, что   в   Древней   Руси   говорили   о   божественном   происхождении   слова,   что почти   все   книги   были   христианскими,   церковными   книгами.   Важные христианские понятия ­ это понятия греха (нарушение Божьих заповедей) и покаяния  (осознание   этих   грехов,  признание  в  них   и  мольба  о   прощении). Цитата говорит, что божественная мудрость книг помогает человеку осознать себя, свои поступки и грехи и покаяться перед Богом в своих грехах, прося за них прощения. Основная мысль отрывка о пользе учения книжного в том, что чтение   книг   поможет   человеку   приобщиться   к   Божественной   мудрости, содержащейся в этих книгах. В 17­ом веке открывается первое высшее учебное заведение на Руси ­ Славяно­греко­латинская   академия,   которая   стала  кузницей   подготовки богословов,   философов,   писателей,   политиков   высокого   уровня.   Двери академии   были   открыты   для   всех   сословий.   При   участии   одного   из выпускников этой академии был учреждён Московский университет. По сей 3 день университет носит имя автора его первоначального проекта – МГУ им. М.В. Ломоносова. 1782 – 1786 –е гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования. 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей. Лицей был основан по указу императора   Александра   I.   Программа   лицея   ориентирована   на   подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. Как   вы   думаете,   кто   мог   посещать   лицеи   и   академии   в   XVII­XVIII веках? А что же бедные люди ­ крестьяне? Обучающиеся высказывают своё мнение. Обратимся к мысли русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Я хочу  образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих   там   Пушкиных,   Остроградских,   Филаретов,   Ломоносовых.   А   они кишат в каждой школе». Обучение   крестьянских   детей   отличалось   от   обучения   знатных, дворянских. Посмотрите на репродукции картин Н.П. Богданова­Бельского «Устный счёт» и В.Е. Маковского «В сельской школе». Мы   видим   класс  XIX  века.   Учитель   ­   реальный   человек   ­     Сергей Александрович Рачинский. Как проходит обучение? Рассматривание репродукций и обсуждение. 2. Рассказ об образовании XIX и XX­го веков Образование всегда ценилось. Люди ­ и богатые, и бедные ­ стремились обучиться   грамоте,   познать   мир.   Народ   создал   множество   пословиц   и поговорок об обучении. Вот некоторые из них: «Грамоте учиться ­ всегда пригодится». «Ученье ­ красота, неученье – слепота». «Учёный водит, а неучёный следом ходит». «Корень учения горек, а плоды его сладки». «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть».   Об обучении и образовании высказывались и великие люди: 4 А.П.   Чехов: интеллигентного человека дурно говорить  должно   считаться   таким   же   неприличием,   как   не уметь читать и … для не очень интеллигентного ­ тоже». сущности,   «В     для   Л.Н.   Толстой: «Потребность   образования   лежит   в   каждом   человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания». Н.Г. Чернышевский: «Не нужно доказывать, что образование ­ самое великое   благо   для   человека.   Без   образования   люди   грубы,   и   бедны,   и несчастны». И.С. Тургенев: «Учение ­ только свет, по народной пословице, ­ оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание». Прислушаемся к народной мудрости и  мудрости известных писателей. Грамотность     ­   это   критерий   культурности   и   образованности. Взаимопонимание, независимость, возможности для развития и много другое даёт нам грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует День грамотности. Мировая   конференция   министров   образования   на   тему   «Ликвидация неграмотности» состоялась именно 8 сентября 1965 года в столице Ирана ­ Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днём грамотности (International Literacy Day) день 8 сентября. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности. Немного статистики:  Количество грамотных людей в мире 4 миллиарда.  Более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными.  А более 100 миллионов детей не ходят в школу.  Менее   50   стран   в   мире   обеспечивают   всеобщий   доступ   к начальному образованию.  Около 20% взрослого населения мира неграмотны. XX­й век ­ образование становится общедоступным. 3. XXI век Образование в XXI веке:  Доступность.  Широкие возможности для каждого. 5  Инновационные школы.  Всестороннее развитие.  Современные   канцелярские   принадлежности   и   технические средства.  Развивающие поездки и экскурсии.  Всевозможные конкурсы и кружки. В современном обществе неграмотным людям выживать очень трудно, практически – невозможно. В России, США, Европе нет людей, полностью безграмотных. Полностью неграмотные люди проживают в Африке, частично – в странах Азии и Латинской Америки. В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3­е место в мире.  К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на  7­е место. 1­е место занимает Германия; 43­е место – у Великобритании; 44­е – у США. В   современной   России   популярность   грамотности   с   каждым   годом растёт, и теперь быть грамотным – это действительно модно.  Политики и «звёзды», блогеры и журналисты пишут о том, что  «…правильная устная и письменная речь ­ не менее важная черта, чем умение одеваться, хороший стиль и т.п.» (З. Прилепин). Прислушаемся   к   мнению   российского   писателя   и   автора   тотального диктанта   Захара   Прилепина,   журналиста   Евгении   Коробковой, доктора филологических   наук   и профессора   РАН   Галины Богданович, президента Славянского фонда России Галины Боголюбовой: «В   моду   входит   интерес   к   русскому   языку.   Грамотность   говорит   о состоянии   интеллекта.   Человек,   который   озабочен   состоянием   своего интеллекта, в любом случае будет стремиться знать и помнить какие­то вещи. А пренебрежение этими знаниями легко довести до абсурда: можно ведь и вообще неграмотным быть». (З. Прилепин). «Символами   нового   времени   становятся   грамотные   молодые   люди. Например,   писательница   Майя   Кучерская   делает   героиней   своего   романа корректора тётю Мотю. В тренде ­ быть грамотным». (Е. Коробкова).  «Модно ли быть грамотным? Актуально ли быть грамотным? Можно сколько угодно говорить, что именно культура речи современного человека, мягко   говоря,   далека   от   совершенства,   что   существует   так   называемый олбанский   язык,   что   в   интернет­коммуникации   можно   себе   позволить 6 отступление от правил, что экономия языковых ресурсов – веление времени. Однако именно эти и другие сведения не оправдывают отсутствие мотивации: быть достойным ­ значит, быть грамотным». (Г. Богданович). «По речи мы понимаем, каков человек ­ интеллигент и образованный или   деловой   и   малокультурный.   С   развитием   цивилизации,   экономики, культуры и интеграционных процессов надо обязательно быть грамотным. Без грамотности у личности нет перспективы развития и творческого роста. Если человек не грамотен, то он будет пресмыкаться, как животное, ведь сегодня неграмотный человек не востребован обществом». (Г. Боголюбова). Грамотность   внедряется   также   с   помощью   социальной   рекламы   и искусства.   Известная   в   Интернете   под   ником   dalwen   художница   Анна Беловицкая   решает   вопрос   грамотности   с   помощью   любимчиков   мировой паутины ­ котов. А   формируется   грамотность   умением   читать,   понимать, интерпретировать и оценивать тексты, ­ особенно художественные. Писать с ошибками, коверкая слова,  немодно и непрестижно. 4. Практическая работа (Работа со словарём) Задание.  Прочитайте   стихотворение   Бориса   Заходера   «Если   мне подарят   лодку».   Найдите   непонятные   вам   слова,   объясните   значения   этих слов, обращаясь к толковому словарю:  Если мне подарят лодку,  Ялик,  Гичку,  Самоходку,  Барку  Или хоть байдарку,  Как я буду рад подарку!  Я согласен и на джонку,  Катер,  Яхту,  Плоскодонку,  На каяк,  Каноэ,  Ботик,  В крайнем случае, на плотик ...  7 Буду рад Катамарану,  Оморочке  И сампану.  Взял бы я охотно шлюпку Или даже душегубку.  Лишь бы мне  На вольной воле  Плыть и плыть  В своей гондоле,  На вельботе,  На пироге Плыть без горя  И тревоги,  Лишь бы плыть и плыть часами:  Всё равно ­ под парусами Иль с мотором,  Иль на вёслах  В те края,  Где нету взрослых!  Повидаюсь с океаном,  Потягаюсь с ураганом  И вернусь обратно и маме –  Прямо к чаю с пирогами. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия. «Свободный микрофон» Обучающиеся   высказывают   своё   мнение   по   заданным   вопросам   с помощью настоящего микрофона. Передаётся   микрофон.   Получая,   обучающийся   продолжает незаконченную фразу, указанную на экране:  На занятии я работал(а) …  Занятие для меня показалось …  Самым полезным и интересным для меня было …  Я понял(а), что …  Теперь я могу … 8  Я попробую …  Меня удивило …  Строки самому себе … 2. Итог Подведём итог:  ­ Что такое грамотность? ­ Модно ли быть грамотным сегодня? Почему, как вы считаете? Не забывайте о собственной грамотности, повышайте её. Если видите ошибки у других, учитесь исправлять их корректно. Грамотность ­ это «лицо» человека. В обществе всегда будут цениться грамотные люди. Быть грамотным ­ значит, быть престижным. 9

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"

Конспект внеурочного занятия на тему "Грамотным быть модно!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019