Работа со схемами таблицами на уроках русского языка.
Каждый учитель старается ответственно подойти к подготовке урока, разработать его
интересно, познавательно и занимательно.
А сколько сейчас открылось возможностей разнообразить, украсить, творчески подойти к
этому: тут тебе в помощь и Интернет, и различные презентации, и творчество как коллективное
и заимствованное у других, так и собственное.
С целью более эффективного усвоения знаний я избрала использование метода наглядного
обучения. Использование опорных схемтаблиц на уроках – считаю важным моментом в моей
работе. Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала,
способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а
осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно
демонстрируется логические связи между явлениями языка.
Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные
приспособления). В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное
предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таблица
предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку,
систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого
использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное
усвоение его.
Виды таблиц
( 3слайд)
Все таблицы можно разделить на несколько видов (в зависимости от типов памяти и
восприятия):
алгоритмы;
ассоциативные ряды;
схемы;
последовательно изложенный материал.
1. Алгоритмы
Одна из самых сложных для учащихся тем «Н и НН в разных частях речи». Как же проще
ее запомнить и понять?
(4слайд) (5слайд)
Очень часто возникают трудности в определении краткой формы причастия, прилагательного
или отличие их от наречия. Есть определенные условия, запомнив которые, можно с легкостью
научиться различать эти формы:
2. Ассоциативные ряды
Такой тип таблиц является составляющим, т. е.
может существовать как самостоятельно, так и
в составе других типов. Например, говоря о
«Суффиксах существительных» , можно не
только обращаться к табличному варианту, но
и внутри этой таблицы использовать
ассоциативные ряды.
Скажем, как запомнить, после каких согласных пишется ЧИК. Есть множество способов.
Приведу один из них:
(6 слайд)
Этот способ хорошо «работает» в средней школе. « Чикчирик» — так кричит воробей. Чем
он питается ?Жучками. Вот и нарисуем ЖУКА. Посередине Ж, а по краям «лапки» из
звонких и глухих С3, ДТ.
С
З
Именно после эти согласных
Д
пиши суффикс ЧИК.
Ж
Т
3. Таблицысхемы
Этот вариант таблиц можно применять, объясняя как орфографию, так и пунктуацию. Если
говорить об орфографии, то часто схемы используются, когда речь идет о правилах, где упор делается
на состав слова. Например, когда говорим о написании сложных слов с соединительной гласной.
Тогда схематично указывается, когда, в каком случае пишется та или иная соединительная гласная.
Сложные слова ( 7 слайд)
1) ________тв__ О __________
кроме ш
ж
ц
(пароход, рыболов, волнорез)
2) __________мяг__
ж
ш Е ____________
ц
_______________
гласный
_______________
(клееобразный, пулемёт, птицелов)
4. Последовательно
изложенная информация
Еще один тип таблиц. В них просто
и кратко, но последовательно изложена
информация.
Например,
«Правописание частиц и других частей
речи через дефис».
(8 слайд) Здесь все изложено в обычном порядке. Нужно просто последовательно прочитать и посмотреть
на примеры. Скажем, читаем следующим образом:
«Через дефис пишутся, вопервых, слова с приставкой КОЕ и суффиксами ТО, ЛИБО,
НИБУДЬ; вовторых, с частицами ТАКИ (но только с глаголом и наречием), КА, ТО. И так
далее.
Основные требования к схеметаблице по орфографии и пунктуации.
Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, и
степень подготовленности ребят к полноценному восприятию и анализу схемы, и способность
самостоятельно составить и записать подобную информацию, словесно прокомментировать ее.
Большое значение в такой работе имеет содержание и оформление схемы.
1. При составлении схемы важно придерживаться графического единообразия и учитывать,
что большинство орфографических правил в русском языке построено на противопоставлении
языковых явлений, то есть с помощью графических средств (буквы, дефис, слитность,
раздельность) противопоставлять на письме смешиваемые явления: частицу не и приставку не,
союз также и сочетание слов так же, окончания ет и ит, н и нн в слове и т. п.
( 9 слайд)
(10 слайд)
Частица не или приставка не употреблена
с прилагательным (существительным, наречием
на о, е)?
Частица не
Есть противопоставление.
Зависимые слова, усиливающие отрицание:
далеко не, вовсе не, ничуть не ...
Приставка не
Не употребляется без НЕ.
Образует новое словоантоним.
Частица НЕ или приставка НЕ с причастием
Краткое причастие.
Есть противопоставление.
Есть зависимые слова.
Не употребляется без НЕ.
Полное причастие без противопоставления.
Полное причастие без зависимого слова. 2. Еще одно важное требование заключается в том, что нужно стараться употреблять в них
минимальное количество слов, знаков, символов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление
тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально
«расшифровывает».
(11слайд)
Графические символы позволяют в простой и наглядной форме показать зависимость
правописания от разнообразных языковых характеристик. В частности, целая группа написаний
требует проведения морфемного анализа слова, на что и нацеливают соответствующие схемы.
Важное свойство схемы — ее гибкость, способность приспосабливаться к разным
условиям обучения. Так, обобщая сведения о различении окончаний е и и в именах
существительных, предложим ученикам схему, которая тренирует не только зрительную,
но и логическую память школьников, связывая воедино лингвистические понятия:
склонение падеж — окончание.
Е и И в именах существительных единственного числа
Е
1е скл. Д, П. п.
2е скл. Пр.п.
1е скл. Р.п.
3е скл.
И
на ия, ий, ие
Р., Д., Пр. п.
на мя
Однако хорошо известно, что слабые ученики с огромным трудом распознают падежи,
поэтому для классов, где много таких школьников, можно преобразовать эту схему и
представить ее в облегченном виде, ориентируя детей на применение метода подстановки.
(12 слайд)
Окончания е и и в именах существительных.
1е склонение.
2е склонение.
3е склонение.
Проверяй по слову ЗЕМЛЯ
Проверяй по слову КОНЬ, ОКНО. Пиши всегда И
В именах существительных на ий, ие, ия пиши всегда И!!!
Схемы можно давать как в готовом виде, так и составлять совместно с учащимися. Это
зависит от класса, времени, типа урока и от места этой работы на уроке. Важной задачей на
уроке русского языка было и остаётся объяснение нового материала. Схемытаблицы помогают
эти трудные и скучные правила учебника воспринимать легко и с интересом.
Чтобы сформировать мотивированный интерес к изучению нового материала по
морфологии, я использую кластер или схему «паучок» по типу логического дерева. (13слайд)
На уроке «Обобщение знаний по теме «Причастие»
совместно с учениками составляется таблица «Суффиксы
причастий» и составляется алгоритм работы по таблице.
(14 слайд)
Правописание суффиксов причастий.
действительные
страдательные
Настоящее время
Прошедшее время
Настоящее время
Прошедшее время
От глагола I спр.
ущ; ющ
От глагола II спр.
ащ; ящ
вш
(к основам на
гласную)
ш
(к основам на
согласную)
от глагола I спр.
ем
от глагола на –ать(ять)
нн
от глагола II спр.
им
от глаголов на –ить
и от глаголов с основой
на согласную енн
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
Определяю вид и время причастия.
2. Определяю, от какого глагола образовано причастие.
3. Ставлю глагол в неопределённую форму.
4. Определяю спряжение глагола.
5. По таблице определяю, какой суффикс писать.
Способность учащихся правильно «читать» схему, т. е. понимать ее глубинный смысл,
отрабатывается с помощью специальных заданий. Вот некоторые из них:
Внимательно рассмотрите схему. Объясните, на сколько групп делится весь материал.
Как вы определили границы каждой группы?
Спишите примеры, комментируя правописание слов (постановку знаков препинания).
Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать ее содержание словами.
Подкрепите примерами каждое положение схемы.
Вспомните или прочитайте орфографическое правило. Какие пункты его не отражены
в данной схеме?
Преобразуйте эту схему в таблицу и оформите соответствующую запись в тетради.
Спишите схему, дополняя необходимым материалом, предлагая подходящую форму
записи. Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько
иллюстрацией, сколько ключом к решению практических задач.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует
развитию логического мышления учеников. Некоторые схемы позволяют обобщить и повторить
довольно большой объем теоретического материала, а это помогает упорядочить разрозненную
информацию, сгруппировать ее, классифицировать, а также графически подчеркнуть различие
языковой природы смешиваемых фактов языка, зрительно их противопоставить. Схема привлекает
простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой
применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски,
компьютера, интерактивной доски.
Считаю, что данный вид работы помогает учащимся сформировать
более устойчивые знания и применить их на практике.
Конспект выступление на семинаре
Конспект выступление на семинаре
Конспект выступление на семинаре
Конспект выступление на семинаре
Конспект выступление на семинаре
Конспект выступление на семинаре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.