Конспект выступление на семинаре

  • Иллюстрации
  • docx
  • 13.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по теме "Работа со схемами-таблицами"

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Работа со схемами-таблицами.docx
Работа со схемами­ таблицами на уроках русского языка.  Каждый   учитель   старается   ответственно   подойти   к   подготовке   урока,   разработать   его интересно, познавательно и занимательно.     А  сколько   сейчас   открылось   возможностей  разнообразить,   украсить,  творчески   подойти   к этому: тут тебе в помощь и Интернет, и различные презентации, и творчество как коллективное и заимствованное у других, так и собственное.     С целью более эффективного усвоения знаний я избрала использование метода наглядного обучения. Использование опорных схем­таблиц на уроках – считаю важным моментом в моей работе.  Учебные   средства   наглядности   облегчают   восприятие   теоретического   материала, способствуют   быстрому   его   запоминанию,   причём   не   механическому   и   бездумному,   а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные  приспособления). В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное  предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таблица  предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку,  систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное  усвоение его.  Виды таблиц  (  3слайд) Все   таблицы   можно  разделить   на   несколько   видов  (в   зависимости  от   типов   памяти   и восприятия): ­алгоритмы; ­ассоциативные ряды; ­схемы; ­последовательно изложенный материал. 1. Алгоритмы Одна из самых сложных для учащихся тем ­ «Н и НН в разных частях речи». Как же проще ее запомнить и понять?   (4слайд)(5слайд) Очень часто возникают трудности в определении краткой формы причастия, прилагательного или отличие их от наречия. Есть определенные условия, запомнив которые, можно с легкостью научиться различать эти формы:   2. Ассоциативные ряды Такой тип таблиц является составляющим, т. е. может существовать как самостоятельно, так и в составе других типов. Например, говоря о  «Суффиксах существительных» , можно не  только обращаться к табличному варианту, но  и внутри этой таблицы использовать  ассоциативные ряды. Скажем, как запомнить, после каких согласных пишется ­ЧИК­. Есть множество способов. Приведу  один  из них:  (6 слайд)  Этот способ хорошо «работает» в средней школе. « Чик­чирик» — так кричит воробей. Чем  он питается ?Жучками. Вот и нарисуем ЖУКА. Посередине ­ Ж, а по краям ­ «лапки» из  звонких и глухих С­3, Д­Т. С З                                             Именно после эти  согласных  Д       пиши суффикс ­ЧИК­. Ж Т 3. Таблицы­схемы Этот вариант таблиц можно применять, объясняя как орфографию, так и пунктуацию. Если говорить об орфографии, то часто схемы используются, когда речь идет о правилах, где упор делается на состав слова. Например, когда говорим о написании сложных слов с соединительной гласной. Тогда схематично указывается, когда, в каком случае пишется та или иная соединительная гласная. Сложные слова (  7 слайд) 1)   ________тв__  О __________                   кроме   ш                                ж                                ц            (пароход, рыболов, волнорез) 2)  __________мяг__                           ж                           ш                          Е     ____________                           ц     _______________                  гласный    _______________   (клееобразный, пулемёт, птицелов) 4. Последовательно  изложенная информация Еще один тип таблиц. В них просто и кратко, но последовательно изложена информация. Например, «Правописание частиц и других частей речи через дефис».    (8 слайд)Здесь все изложено в обычном порядке. Нужно просто последовательно прочитать и посмотреть на примеры. Скажем, читаем следующим образом: «Через   дефис   пишутся,   во­первых,   слова   с   приставкой   КОЕ­   и   суффиксами   ТО­,   ­ЛИБО­, ­НИБУДЬ­; во­вторых, с частицами ­ТАКИ (но только с глаголом и наречием), ­КА, ­ТО. И так далее. Основные требования к схеме­таблице по орфографии и пунктуации.            Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, и степень подготовленности ребят к полноценному восприятию и анализу схемы, и способность самостоятельно составить и  записать подобную информацию, словесно прокомментировать ее. Большое значение в такой работе имеет содержание и оформление схемы. 1.   При составлении схемы важно придерживаться графического единообразия и учитывать,  что большинство орфографических правил в русском языке построено на противопоставлении  языковых явлений, то есть с помощью графических средств (буквы, дефис, слитность,  раздельность)  противопоставлять на письме смешиваемые явления: частицу не и приставку не­,  союз также и сочетание слов так же, окончания ­ет и ­ит, н и нн в слове и т. п. ( 9 слайд) (10 слайд) Частица не или приставка не­ употреблена с прилагательным (существительным, наречием на ­о, ­е)? Частица не Есть противопоставление. Зависимые слова, усиливающие отрицание:   далеко не, вовсе не, ничуть не ... Приставка  не­ Не употребляется без  НЕ. Образует новое слово­антоним. Частица НЕ или приставка НЕ­ с причастием Краткое причастие. Есть противопоставление. Есть зависимые слова. Не употребляется без НЕ. Полное причастие без противопоставления. Полное причастие без зависимого слова.2.  Еще   одно   важное   требование  заключается   в   том,   что   нужно   стараться   употреблять   в   них минимальное количество слов, знаков, символов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех   графических   обозначений,   к   которым   привык  ученик   и   которые   он   моментально «расшифровывает».  (11слайд) Графические символы позволяют в простой и наглядной форме показать зависимость  правописания от разнообразных языковых характеристик. В частности, целая группа написаний  требует проведения морфемного анализа слова, на что и нацеливают соответствующие схемы. Важное   свойство   схемы   —   ее  гибкость,  способность   приспосабливаться   к   разным условиям обучения. Так, обобщая сведения о различении окончаний  ­е  и  ­и  в именах существительных, предложим ученикам схему, которая тренирует не только зрительную, но   и   логическую   память   школьников,   связывая   воедино   лингвистические   понятия: склонение ­ падеж — окончание. ­Е и ­И в именах существительных единственного числа ­Е 1­е скл. Д, П. п. 2­е скл. Пр.п. 1­е скл. Р.п. 3­е скл. ­И на ­ия, ­ий, ­ие Р., Д., Пр. п. на ­мя Однако   хорошо   известно,   что   слабые   ученики   с   огромным   трудом   распознают   падежи, поэтому   для   классов,   где   много   таких   школьников,   можно   преобразовать   эту   схему   и представить ее в облегченном виде, ориентируя детей на применение метода подстановки. (12 слайд) Окончания ­е  и  ­и в именах существительных. 1­е склонение. 2­е склонение. 3­е склонение. Проверяй по слову ЗЕМЛЯ Проверяй по слову КОНЬ, ОКНО. Пиши всегда  И В именах существительных на  ­ий, ­ие, ­ия пиши всегда И!!! Схемы можно давать как в готовом виде, так и составлять совместно с учащимися. Это зависит от класса, времени, типа урока и от места этой работы на уроке. Важной задачей на уроке русского языка было и остаётся объяснение нового материала. Схемы­таблицы помогают эти трудные и скучные правила учебника воспринимать  легко и с интересом. Чтобы   сформировать   мотивированный   интерес   к   изучению   нового   материала   по морфологии, я использую кластер или схему «паучок» по типу логического дерева.(13слайд) На уроке «Обобщение знаний по теме «Причастие»  совместно с учениками составляется таблица «Суффиксы  причастий» и составляется алгоритм работы по таблице. (14 слайд) Правописание суффиксов причастий. действительные страдательные Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время От глагола I спр.     ­ущ­; ­ющ­ От глагола  II спр.     ­ащ­; ­ящ­       ­вш­ (к основам на  гласную)   ­ш­ (к основам на  согласную) от глагола I спр.          ­ем­ от глагола на –ать(­ять)      ­нн­ от глагола II спр.           ­им­ от глаголов на –ить и от глаголов с основой  на согласную  ­енн­ 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. Определяю вид и время причастия. 2. Определяю, от какого глагола образовано причастие. 3. Ставлю глагол в неопределённую форму. 4. Определяю спряжение глагола.  5. По таблице определяю, какой суффикс писать. Способность учащихся правильно «читать» схему, т. е. понимать ее глубинный смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Вот некоторые из них: ­Внимательно рассмотрите схему. Объясните, на сколько групп делится весь материал. Как вы определили границы каждой группы? ­Спишите примеры, комментируя правописание слов (постановку знаков препинания). ­Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать ее содержание словами. ­Подкрепите примерами каждое положение схемы. ­Вспомните или прочитайте орфографическое правило. Какие пункты его не отражены в данной схеме? ­Преобразуйте эту схему в таблицу и оформите соответствующую запись в тетради. ­Спишите схему, дополняя необходимым материалом, предлагая подходящую форму записи.­Итак,   схема   как   форма   наглядности   в   обучении   является   не   столько иллюстрацией, сколько ключом к решению практических задач.  Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников.  Некоторые схемы позволяют обобщить и повторить довольно большой объем теоретического материала, а  это помогает упорядочить разрозненную информацию,   сгруппировать   ее,  классифицировать,   а   также   графически   подчеркнуть   различие языковой природы смешиваемых фактов языка, зрительно их противопоставить. Схема привлекает простотой   составления   (это   может   сделать   каждый   учитель   и   порой   ученик)   и   простотой применения,   поскольку   знакомить   с   ней   можно   учащихся   с   помощью   классной   доски, компьютера, интерактивной доски. Считаю, что данный вид работы помогает учащимся сформировать более устойчивые знания и применить их на практике.