Урок-семена по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи"
Оценка 5

Урок-семена по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи"

Оценка 5
Иллюстрации +4
doc
русский язык
6 кл
28.07.2024
Урок-семена по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи"
Урок-семенар
Урок-семинар по русскому языку на тему _Имя существительное как часть речи_ (6клас).doc

Урок-семинар по русскому языку в 6-м классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Цели:

  • повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся;
  • формировать умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • карточки с заданиями,
  • учебник русского языка для 6 класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний наш урок посвящен повторению и закреплению темы «Имя существительное». Прошу вас сосредоточится и настроится на продуктивную работу.

II. Повторение и углубление изученного материала.

- Какой большой раздел мы с вами изучали последние несколько уроков?

- Дайте определение имени существительного.

Что бы хорошо вспомнить, о чем шла речь в данном разделе, предлагаю послушать доклады ваших одноклассников.

Сообщение ученика. Не с существительными.  Написание отрицания не зависит от того, является ли  не частью слова (приставкой) или отдельным словом — отрицательной частицей. Приставка  не-  пишется слитно со следующей за ней частью слова, частица не пишется раздельно со следующим за ней словом. Ср., например: Не казнь страшна — страшна твоя немилость (П.); Не лёгкий жребий, не отрадный / Был вынут для тебя судьбой, / И рано с жизнью беспощадной / Вступила ты в неравный бой. (Тютч.).

Трудность для пишущего заключается в разграничении частицы и приставки. Правила построены так, чтобы помочь пишущему разграничить приставку не- и частицу не и на основе этого выбрать слитное или раздельное написание.
Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях. Если слово без не не употребляется, напр.: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь.

 Если часть слова без не в самостоятельном употреблении имеет другое, не связанное с данным словом значение, напр.: неведение ('неосведомленность'; ведение означает 'сфера деятельности', ср.: в его ведении находилось…); недостаток ('изъян'; достаток означает 'зажиточность, отсутствие нужды'); несчастье ('беда', а не 'отсутствие счастья'),  неважный ('плохой'; важный означает 'гордый' и 'значительный'); недалёкий ('не очень умный'; далёкий означает 'находящийся на большом расстоянии').

Итак,  не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. Не с существительными пишется раздельно, если является словом-отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.

Теперь поработаем в группах (сначала урока класс разделился на две группы).

Карточка № 1.

Задание: первая группа: выписать словосочетания, где не приставка; вторая группа: выписать словосочетания, где не часть корня.

Остановиться в (не) решительности, (не) брежность в одежде, упрек в (не) серьезности, ошибки из-за (не) внимательности, (не) аккуратность ученицы, (не) приветливость в обращении, рассказывать (не) былицы, (не) примиримость к врагу, оказаться (не) веждой, оставаться (не)учем, чувствовать (не)приязнь, выразить (не)расположение, большие (не)взгоды, (не)точность в ответе, (не)преклонность характера.

Сообщение ученика. Разграничение на письме суффиксов –ек, -ик.  Следует различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных мужского рода –ек (в безударной позиции) и –ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе –ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожок) является беглым, а в суффиксах –ик и –чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е,  а небеглый — буквой и, напр.: овражек — овражка, кусочек — кусочка, ножичек — ножичка, барашек — барашка, но столик — столика, калачик — калачика, стаканчик — стаканчика.

По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на –ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа велик (велосипед), телик (телевизор), видик (видеомагнитофон), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик.

Карточка № 2.

Задание: первая группа: выписать с суффиксом –ек; вторая группа: выписать слова с суффиксом –ик. Объяснить то или иное  написание.

Сыноч..к, подароч..к, мяч..к, самолет..к, звоноч..к, дружоч..к, ключ..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, кирпич..к, василеч..к, огонеч..к, кусоч..к, ларч..к, лареч..к, денеч..к, самоварч..к, зайч..к, чайнич..к, человеч..к, нос..к.

- Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

На доске записаны слова, образовать от них существительные с помощью суффиксов –чик (-щик). Объяснить написание.

Объезд, прокат, грузить, разносить, перебегать, обои, фонарь, танцевать, прицеп, съем, буфет, летать, компьютер, прессовать, сортировать, камень, мазать, копировать.

- Расскажите о правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 106, найдите упражнение 253, выполните самостоятельно (Приложение 2).

- Какие способы образования имен существительных вы знаете? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход других частей речи в существительное).

Карточка № 3.

Задание: первая группа: привести примеры к приставочному, суффиксальному, приставочно-суффиксальному способам образования существительных; вторая группа: привести примеры к  способам образования существительных сложение, переход других частей речи в существительные.

Работа с учебником.

Работа с текстом.

- Откройте стр. 110, найдите упр. 267, прочитайте задание (Приложение 3).

- Выпишите слова, в которых пропущены буквы: 1) в окончании, 2) в корне, 3) в приставке.

- Сделайте морфологический разбор выделенных имен существительных.

III. Итог урока.

Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы вспомнили и усвоили все моменты, касающиеся имени существительного. Этот урок был последним по данной теме, больше имя существительное не изучается в школе, но мы с вами будем часто обращаться к этой теме, не будем ее забывать.

 Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Имя существительное».

Вывод: нетрадиционные формы урока – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.


Урок-семинар по русскому языку в 6-м классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Урок-семинар по русскому языку в 6-м классе по теме «Имя существительное как часть речи»

И рано с жизнью беспощадной /

И рано с жизнью беспощадной /

В суффиксе –ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожок ) является беглым, а в суффиксах –ик и –чик гласный при склонении сохраняется

В суффиксе –ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожок ) является беглым, а в суффиксах –ик и –чик гласный при склонении сохраняется

Работа с учебником. Работа с текстом

Работа с учебником. Работа с текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2024