Урок-семинар по русскому языку в 6-м классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Цели:
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний наш урок посвящен повторению и закреплению темы «Имя существительное». Прошу вас сосредоточится и настроится на продуктивную работу.
II. Повторение и углубление изученного материала.
- Какой большой раздел мы с вами изучали последние несколько уроков?
- Дайте определение имени существительного.
Что бы хорошо вспомнить, о чем шла речь в данном разделе, предлагаю послушать доклады ваших одноклассников.
Сообщение ученика. Не с существительными. Написание отрицания не зависит от того, является ли не частью слова (приставкой) или отдельным словом — отрицательной частицей. Приставка не- пишется слитно со следующей за ней частью слова, частица не пишется раздельно со следующим за ней словом. Ср., например: Не казнь страшна — страшна твоя немилость (П.); Не лёгкий жребий, не отрадный / Был вынут для тебя судьбой, / И рано с жизнью беспощадной / Вступила ты в неравный бой. (Тютч.).
Трудность для пишущего заключается в
разграничении частицы и приставки. Правила построены так, чтобы помочь пишущему
разграничить приставку не- и
частицу не и на основе этого
выбрать слитное или раздельное написание.
Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях. Если
слово без не не употребляется, напр.: небылица,
неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник,
негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа,
неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь.
Если часть слова без не в самостоятельном употреблении имеет другое, не связанное с данным словом значение, напр.: неведение ('неосведомленность'; ведение означает 'сфера деятельности', ср.: в его ведении находилось…); недостаток ('изъян'; достаток означает 'зажиточность, отсутствие нужды'); несчастье ('беда', а не 'отсутствие счастья'), неважный ('плохой'; важный означает 'гордый' и 'значительный'); недалёкий ('не очень умный'; далёкий означает 'находящийся на большом расстоянии').
Итак, не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. Не с существительными пишется раздельно, если является словом-отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Теперь поработаем в группах (сначала урока класс разделился на две группы).
Карточка № 1.
Задание: первая группа: выписать словосочетания, где не приставка; вторая группа: выписать словосочетания, где не часть корня.
Остановиться в (не) решительности, (не) брежность в одежде, упрек в (не) серьезности, ошибки из-за (не) внимательности, (не) аккуратность ученицы, (не) приветливость в обращении, рассказывать (не) былицы, (не) примиримость к врагу, оказаться (не) веждой, оставаться (не)учем, чувствовать (не)приязнь, выразить (не)расположение, большие (не)взгоды, (не)точность в ответе, (не)преклонность характера.
Сообщение ученика. Разграничение на письме суффиксов –ек, -ик. Следует различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных мужского рода –ек (в безударной позиции) и –ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе –ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожок) является беглым, а в суффиксах –ик и –чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е, а небеглый — буквой и, напр.: овражек — овражка, кусочек — кусочка, ножичек — ножичка, барашек — барашка, но столик — столика, калачик — калачика, стаканчик — стаканчика.
По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на –ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа велик (велосипед), телик (телевизор), видик (видеомагнитофон), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик.
Карточка № 2.
Задание: первая группа: выписать с суффиксом –ек; вторая группа: выписать слова с суффиксом –ик. Объяснить то или иное написание.
Сыноч..к, подароч..к, мяч..к, самолет..к, звоноч..к, дружоч..к, ключ..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, кирпич..к, василеч..к, огонеч..к, кусоч..к, ларч..к, лареч..к, денеч..к, самоварч..к, зайч..к, чайнич..к, человеч..к, нос..к.
- Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
На доске записаны слова, образовать от них существительные с помощью суффиксов –чик (-щик). Объяснить написание.
Объезд, прокат, грузить, разносить, перебегать, обои, фонарь, танцевать, прицеп, съем, буфет, летать, компьютер, прессовать, сортировать, камень, мазать, копировать.
- Расскажите о правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 106, найдите упражнение 253, выполните самостоятельно (Приложение 2).
- Какие способы образования имен существительных вы знаете? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход других частей речи в существительное).
Карточка № 3.
Задание: первая группа: привести примеры к приставочному, суффиксальному, приставочно-суффиксальному способам образования существительных; вторая группа: привести примеры к способам образования существительных сложение, переход других частей речи в существительные.
Работа с учебником.
Работа с текстом.
- Откройте стр. 110, найдите упр. 267, прочитайте задание (Приложение 3).
- Выпишите слова, в которых пропущены буквы: 1) в окончании, 2) в корне, 3) в приставке.
- Сделайте морфологический разбор выделенных имен существительных.
III. Итог урока.
Слово учителя.
- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?
Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы вспомнили и усвоили все моменты, касающиеся имени существительного. Этот урок был последним по данной теме, больше имя существительное не изучается в школе, но мы с вами будем часто обращаться к этой теме, не будем ее забывать.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Имя существительное».
Вывод: нетрадиционные формы урока – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.