Тест 1
11 класс
Тема: Типы норм литературного языка
Лексико-грамматические варианты слов
Лексическая норма отражает правильность употребления слов.
Грамматическая норма: морфологическая (правильное образование грамматических форм) и синтаксическая (правила согласования слов в предложении и словосочетании, правила построения предложений).
Нередко мы затрудняемся при употреблении несклоняемых существительных, при употреблении числительных. Испытываем и много других трудностей грамматического и словоупотребительного характера. Попытаемся избавить себя от подобных осложнений в речи, запоминая основные «трудности».
Вам предлагается тест из 8 заданий, к каждому заданию даётся несколько ответов, один из них правильный.
1. В каком ряду все слова являются несклоняемыми существительными среднего рода?
А) шимпанзе, харчо, какао:
Б) драже, кофе, ситро;
В) меню, пенальти, трюмо.
2. В каком ряду все слова являются несклоняемыми существительными мужского рода?
А) атташе, галифе, депо;
Б) инкогнито, какаду, лото;
В) конферансье, шампунь, протеже.
3. В каком ряду все слова являются несклоняемыми существительными женского рода?
А) бандероль, гантель, голень;
Б) форель, колибри, декольте;
В) кольраби, ралли, колье.
4. В каком ряду все слова употребляются только во множественном числе?
А) джинсы, кепи, хобби;
Б) брюки, жюри, конфетти;
В) грабли, шорты, бигуди.
5. Подберите слова, соответствующие значению:
А) совокупность мероприятий
1) кампания, 2) компания:
Б) обстановка, стечение обстоятельств:
1) конъектура, 2) конъюнктура;
В) необразованный, несведущий:
1) невежа, 2) невежда.
6. В каком ряду слова можно говорить в любом варианте?
А) галоши и калоши, наставить и надставить;
Б) кед и кедов, лотарея и лотерея;
В) наверна и наверное, ноль и нуль.
7. Какие числительные употреблены правильно?
А) тысяча девятисот девяноста восьми;
Б) тысяча девятьсот девяноста восемь;
В) о тысяче девятистах девяноста восьми.
8. В каком ряду словосочетаний допущен плеоназм?
А) коллега по профессии, ладони рук;
Б) текущий прейскурант, настоящий патриот;
В) произнести тост, чистые ладони.
Тест 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
в |
а |
в |
А -1 Б -2 В -2 |
а |
в |
а |
Тест 2
11 класс
Тема: Типы норм литературного языка
Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы отражают правильность произношения звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и норм ударения.
Грамматическая норма: морфологическая (правильное образование грамматических форм) и синтаксическая (правила согласования слов в предложении и словосочетании, правила построения предложений).
Нередко мы допускаем в речи ошибки различного характера: в постановке ударения, в произношении того или иного слова, при словоупотреблении близких по звучанию, но различных по значению слов. Испытываем и много других трудностей грамматического и словоупотребительного характера. Попытаемся избавить себя от подобных осложнений в речи, запоминая основные «трудности».
Вам предлагается тест из 8 заданий, к каждому заданию даётся несколько ответов, один из них правильный.
1. В каком ряду все слова произносятся с Ё?
А) издевка, острие, щелка;
Б) шерстка, свекла, афера;
В) многоженство, щелкать, опека.
2. В каком ряду все слова написаны правильно?
А) инцидент, полувер, битон;
Б) конфорка, дуршлаг, макулатура;
В) грейптфрукт, гребсти, дермантин.
3. В каком ряду слов ударение на последнем слоге?
А) бутик, каталог, щавель;
Б) инсульт, искра, задолго;
В) ревень, завидно, арахис.
4. В каком ряду слов согласная перед Е произносится твёрдо?
А) агрессия, кодекс, декада;
Б) декан, тезис, тембр;
В) бизнес, детектив, менеджер.
5. В каком ряду слов ударная буква выделена верно?
А) бронЯ танка – брОня от армии;
Б) острОта лезвия – новая острОта;
В) зАнятая аудитория – зАнятой человек.
6. В каких глаголах неподвижное ударение на окончании?
А) ободрить, исчерпать;
Б) положить, облегчить;
В) вручить, опошлить.
7. В каком ряду слов ударная буква выделена верно?
А) нАчат – начатО – нАчата;
Б) снЯт – снЯто – снЯта;
В) зАнят – зАнято – занятА.
8. В каком ряду слов ударная буква выделена верно?
А) брАл – брАло – брАли – бралА;
Б) прИбыл – прИбыло – прИбыли – прИбыла;
В) снЯл – снЯло – снЯли – снЯла.
Ключ к тесту 2:Типы норм литературного языка.
Орфоэпические нормы.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
б |
а |
в |
а |
б |
в |
а |
Тест 3
11 класс
Тема: Типы норм литературного языка
Лексические нормы слов
Лексическая норма отражает правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит от:
- значения слова,
- правильного выбора слова из синонимического ряда,
- правильного выбора слова из паронимического ряда.
Необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов. При выборе слов учитывается и стилистическая окраска слов.
Попытаемся избавить себя от подобных осложнений в речи, запоминая основные «трудности».
Вам предлагается тест из 8 заданий, к каждому заданию даётся несколько ответов, один из них правильный.
1. Найдите слово, соответствующее значению:
А) посредник между покупателем и продавцом:
1) дилер, 2) менеджер, 3) промоутер;
Б) торговая марка:
1) бартер, 2) бренд, 3) грант;
В) специалист, пишущий речи президенту и др.:
1) спичрайтер, 2) андерграунд, 3) меценат.
2. В каком предложении лексические ошибки?
А) Тридцать лет своей биографии она отдала детям;
Б) Экономьте электроэнергию! Менеджмент;
В) Нефрит как средство от подагры носят в браслете.
3. В каком предложении не учтена многозначность слов?
А) Продавца можно нанять и в самом посёлке;
Б) Сейчас судьи вынесут на поле очки;
В) Фотограф-профессинал арендует комнату.
4. Подберите паронимы, подходящие по смыслу:
А) В квартире нужно…….ремонт
1) произвести, 2) провести;
Б) Студент быстро…….материал
1) освоил, 2) усвоил;
В) Он дал нам очень……..ответ
1) дипломатичный, 2) дипломатический.
5. В каком предложении допущена ошибка в употреблении паронимов?
А) Наконец-то обнаружены остатки царской семьи;
Б) Он демонстративно покинул зал заседаний;
В) Гарантированный оклад составит пять тысяч.
6. Какое словосочетание образовано неверно?
А) бережливая хозяйка;
Б) обидчивый человек;
В) невежественный ответ.
7. В каком предложении глагол ОДЕТЬ употреблён неверно?
А) Музыкант одел чехол на гитару;
Б) Девочка одела куклу;
В) Муж жену одевал, как принцессу.
8. В каком предложении глагол НАДЕТЬ употреблён неверно?
А) На мебель надеты чехлы;
Б) Сегодня надо надеться тепло;
В) Слесарь надел хомут на трубу.
Ключ к тесту 3: Типы норм литературного языка
Лексические нормы слов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А – 1 Б – 2 В - 1 |
в |
б |
А – 1 Б – 2 В - 1 |
а |
в |
а |
б |
Тест 4
11 класс
Тема: Типы норм литературного языка
Лексические нормы слов
Лексическая норма отражает правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит от:
- значения слова,
- правильного выбора слова из синонимического ряда,
- правильного выбора слова из паронимического ряда.
Необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов. При выборе слов учитывается и стилистическая окраска слов.
Попытаемся избавить себя от подобных осложнений в речи, запоминая основные «трудности».
Вам предлагается тест из 8 заданий, к каждому заданию даётся несколько ответов, один из них правильный.
1. В каком предложении нет нарушения лексической сочетаемости слов?
А) Юбилейный – огромный микрорайон.
Б) Старого кладбища тоже уже пока нет.
В) Была у Ермолая легавая собака.
2. В каком предложении нет многословия?
А) Вы с ним вместе общались когда-нибудь?
Б) Высокая культура речи – говорить правильно, точно, выразительно.
В) Говорил, бурно жестикулируя руками.
3. В каком предложении нет тавтологии?
А) Сегодня у нас в гостях гость из Японии.
Б) В прошлом году выдался неурожайный год.
В) Главный предмет у будущих менеджеров – теория менеджмента.
4. В каком предложении отсутствует речевая недостаточность?
А) Рассказывали, будто изредка заходит он в городской клуб.
Б) Дети до трёх лет проходят только на руках.
В) Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток.
5. В каком предложении фразеологизм употреблён верно?
А) Наш герой живёт как сыр в масле.
Б) Львиная доля заданий выполнена.
В) Грехи мои тяжёлые!
6. В каком предложении есть нарушение лексической сочетаемости слов?
А) Он так же красив, как и я.
Б) Видимся мы редко, зато часто пишем друг другу.
В) Они погибли благодаря несчастному случаю.
7. В каком предложении допущено многословие?
А) На семинаре автор изложил главную суть этой книги.
Б) Где живу я, где расту, где мой дом, моя семья?
В) Лес пел свою мрачную песню, гром гремел и лил дождь.
8. В каком предложении допущена речевая недостаточность?
А) Пока мы спали, взошло солнце.
Б) Больные, не посещавшие поликлинику три года, выкладываются в архив.
В) На взгляд-то он хорош, да зелен.
Ключ к тесту 4:Типы норм литературного языка
Лексические нормы слов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
в |
б |
б |
а |
б |
в |
а |
б |
Тест 5
11 класс
Тема: Типы норм литературного языка
Акцентология
Акцентология – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения.
Ударение в русском языке разноместно и подвижно, есть и такие слова, в которых правильные варианты ударений обусловлены только традицией употребления. В связи с этим при произнесении некоторых общеупотребительных слов говорящие нередко затрудняются в постановке ударения. Таких слов в русском языке не так уж мало, поэтому следует запомнить место ударения хотя бы в часто употребляемых словах.
Вам предлагается тест из 8 заданий, к каждому заданию даётся несколько ответов, один из них правильный.
1. В каком ряду расположены слова с ударением на первом слоге?
а) августовские, гренки, черпать;
б) бряцать, зубчатый, дышащий;
в) заговор, отрочество, камбала.
2. В каком ряду расположены слова с ударением на втором слоге?
а) плесневеть, торты, озлобить;
б) задолго, анатом, кремень;
в) огниво, гуртом, остудишь.
3. В каком ряду расположены слова с ударением на третьем слоге?
а) гастрономия, диспансер, завсегдатай;
б) баловник, феномен, уведомленный;
в) документ, жалюзи, танцовщик.
4. В каком ряду расположены слова с ударением на третьем слоге?
а) аристократия, новоприбывший, демаскировать;
б) побаловать, ополоснутый, пломбировать;
в) ветеринария, газопровод, благоволить.
5. В каком ряду слов меняется место ударения у существительных в И. п. и Р.п. множ.ч.?
а) грифель, джемпер инспектор;
б) бельмо, герб, директор;
в) диспетчер, клавиша, договор.
6. В каком ряду слов не меняется место ударения у существительных в И. п. и Р.п. множ.ч.?
а) колер, лектор, очерк;
б) повар, фронт, чучело;
в) шарф, ордер, полюс.
7. В каком ряду слов в прилагательных ударение на первом слоге?
а) бедный, вязкий, лестный;
б) алый веский, дельный;
в) гулкий, плавный, горький.
8. В каком ряду слов в прилагательных и причастиях ударение не сдвигается?
а) засоленный, накрученный, одолжённый;
б) введённый, мудрёный, припорошенный;
в) углублённый, уведомлённый, поселённый.
Ключ к тесту 5. Акцентология
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
в |
б |
а |
в |
б |
а |
б |
а |
Тест 6
11 класс
Тема: Типы норм литературного языка
Лексико-грамматические варианты слов
Лексическая норма отражает правильность употребления слов.
Грамматическая норма: морфологическая (правильное образование грамматических форм) и синтаксическая (правила согласования слов в предложении и словосочетании, правила построения предложений).
Нередко мы затрудняемся при употреблении существительных в Р.п. множ.ч., при образовании форм сравнительной степени прилагательных, форм несовершенного вида глаголов. Испытываем и много других трудностей грамматического и словоупотребительного характера. Попытаемся избавить себя от подобных осложнений в речи, запоминая основные «трудности».
Вам предлагается тест из 8 заданий, к каждому заданию даётся несколько ответов, один из них правильный.
1. В каком ряду все существительные в Р.п. множ.ч. образованы правильно?
а) петель, оладьев, туфлей;
б) пилюль, бакенбардов, носков;
в) полотенец, гольфов, граблей.
2. В каком ряду все существительные в Р.п. множ.ч., обозначающие национальность, образованы правильно?
а) абхазов, калмыков, борлгар;
б) киргизов, башкиров, узбеков;
в) хорват, осетинов, татаров.
3. В каком ряду все существительные в Р.п. множ.ч., обозначающие овощи, фрукты, образованы правильно?
а) абрикос, дынь, баклажанов;
б) ананасов, помидоров, гранатов;
в) апельсин, слив, лимонов.
4. В каком ряду все сравнительные степени прилагательных образованы правильно?
а) бойчее, тощее, чутче;
б) глаже, вязчее, жалчее;
в) душнее, дешевше, жиже.
5. В каком ряду все глагольные формы образованы правильно?
а) выздоровею, лягте, обожжёшь;
б) метаюсь, опояшу, ощущу;
в) выложь, прегражу, двигаюсь.
6. В каком ряду все слова образованы правильно?
а) прецендент, дискутировать, компрометация;
б) милостивый, интриганка, дуршлаг;
в) инцидент, летосчисление, полоумный.
7. В каком ряду во всех словах есть лишний звук?
а) двухжильный, двухзначный, двухгодичный;
б) двухпудовый, двухличный, двухспальный;
в) двухстволка, двухлапый, двухглавый.
8. В каком ряду все глаголы несовершенного вида образованы правильно?
а) опозоривать, обезбаливать, просрочивать;
б) опошливать, озабочивать, отсрачивать;
в) наморщивать, переспоривать, приурочивать.
Ключ к тесту 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
в |
а |
б |
а |
а |
б |
в |
в |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.