Шеметова Елена Геннадьевна 
учитель русского языка и литературы 
ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Работа со схемами-
Работа со схемами-
таблицами на уроках 
таблицами на уроках 
русского языка
русского языка
2
                        
                     
                                    
                        
                        
                            алгоритмы;
ассоциативные ряды;
схемы;
последовательно 
изложенный материал.
3
                        
                     
                                    
                                    
                                    
                        
                        
                            Именно после эти 
согласных 
      пиши суффикс -ЧИК-.
6
                        
                     
                                    
                                    
                                    
                        
                        
                            Основные требования к 
схеме-таблице
 Графическое единообразие. 
 Противопоставление языковых 
явлений. 
 Минимальное количество слов, 
знаков, символов.
 Гибкость 
9
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Основные требования к схеме-
таблице по орфографии и 
пунктуации. 
10
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Окончания е  и  и в именах существительных.
1е склонение.
2е склонение.
3е склонение.
Проверяй по 
слову ЗЕМЛЯ
Проверяй по 
слову КОНЬ, 
ОКНО.
Пиши всегда  И
В именах существительных на  ий, ие, ия пиши 
всегда И!!!
                        
                     
                                    
                                    
                                    
                        
                        
                            Обучающие возможности 
схем-таблиц
 Облегчает формирование 
системного представления о 
языковом материале;
 Тренируют логическую память;
 При выполнении практических 
заданий схемы лучше 
запоминаются.
15
                        
                     
                                    
                                    
                                    
                        
                        
                            Правописание 
личных окончаний глаголов 
18
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Заключение
 Работа со схемой учит умению выделять главное в 
изучаемом материале, способствует развитию 
логического мышления учащихся, формирует умение 
в конкретном лингвистическом факте видеть 
языковую закономерность. 
 Схема привлекает простотой составления и 
простотой применения.
  Схема уместна на разных этапах обучения : при 
вводе нового понятия, знакомстве с 
орфографическим правилом, при отработке, 
закреплении и повторении учебного материала. 
 Данный вид работы помогает учащимся 
сформировать более устойчивые знания и применить 
их на практике.
20