Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе
Оценка 4.9

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
22.08.2018
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе
Тема: «От анализа текста – к написанию сочинения».Материал используется на занятии элективного курса при подготовке написания сочинения-рассуждения в 9 классе.В ходе занятия используются различные приемы мыслительной деятельности,формы работы,комплексное задание. Проводится анализ текста в аспекте орфографических, морфологических, синтаксических заданий. Учащиеся учатся логично и образно излагать свои мысли об ответственном отношении к своему здоровью, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению.
9кл Конспект элективного занятия.docx
Класс: 9 Тема: «От анализа текста – к написанию сочинения»  Цели:  ­ продолжить работу по развитию языковой компетенции, учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту­рассуждению;  ­ обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);  ­   способствовать   развитию   устной   и   письменной   речи   учащихся;   учить   детей   владеть культурой устной речи, диалога; ­ воспитывать правильное и ответственное отношение к своему здоровью, формировать потребность быть здоровым. План урока. 1. Беседа. Психологическая подготовка к восприятию материала.  ­ Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это  слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие ребята, гости. ­ Скажите, вы любите жизнь?  ­ Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной   и   счастливой.   А   что,   по­вашему,   счастливая   жизнь?   («счастливая   жизнь   – это…» учащиеся высказывают свои мнения: профессиональная карьера, крепкое здоровье, хорошая дружная семья, хорошая работа, материальное благополучие, близкие друзья).   ­ А сейчас подумайте и выберите для себя одну наиболее важную ценность. Возьмите в руки карточки соответствующего  цвета и  поднимите  вверх. Профессиональная карьера (желтый), хорошая дружная семья (зеленый), материальное благополучие (синий), близкие друзья   (белый),   крепкое   здоровье   (красный),   хорошая   работа   (коричневый). Большинство подняли …карточку. Почему вы выбрали именно это, ни деньги, ни хорошую работу, ни семью? (учащиеся высказывают свои мнения). Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему­то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7­8 место. ­Все блага достигаются только на основе полного здоровья и об этом самом ценном и дорогом в жизни  мы сегодня с вами и поговорим.. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье   дороже   богатства»,   «Здоровье   не   купишь»,   «Дал   Бог   здоровье,   а   счастье   ­ найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. ­Какой смысл в понятие «здоровье » вкладываете вы? (Суждения учащихся) 2. Упражнение “Ассоциации” Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье   возникают   свои   ассоциации.   Я   предлагаю   каждой   группе   записать   по   три ассоциации. И так, здоровье для вас – это…. ­ Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания.  Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье».  Здоровье, а что вы вкладывайте в это понятие?  3. Лексическая работа со словом ЗДОРОВЬЕ Значение слова ЗДОРОВЬЕ в ТОЛКОВОМ словаре Здоровье   –   1.Правильная,нормальная   деятельность   организма,его   полное   физическое   и психическое   благополучие.2.Отсутствие   заболеваний,   здоровье   –   это   хорошее самочувствие, здоровье – то, что дается природой, здоровье – это то, о чем начинаешь заботиться, когда оно наполовину утеряно). ­Подберите синонимы к слову ЗДОРОВЬЕ(безболезненность, самочувствие, здравие); ­Антонимы(болезнь, недуг, хворь, слабость) ­Скажите здоровье человека от чего­то зависит?  4. Упражнение “Ромашка здорового образа жизни” (работа в группах)   такое   здоровый   образ ­Что   же участников Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование   определенных   позитивных   или   нейтрализация   негативных   факторов, внешних и внутренних.  (Ответы     жизни? ­   Предлагаю   вырастить   ромашку,   лепестки   которой   будут   составляющими   здорового образа жизни.   Упражнение   “Стена   вредных   привычек”   5. (работа   в   группах) Что мешает нам вести здоровый образ жизни?  (Ответы участников)  На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения,   могут   превратиться   в   привычку.   А   что   же   такое   привычка?  (Ответы участников) Привычка  –  это  поведение,   образ  действий,   ставшие  обычными,   постоянными.  Давайте подумаем,   какие   вредные   привычки   могут   подорвать   здоровье   человека.   У   вас   есть стикеры­кирпичики, запишите на них эти привычки. II. Работа с текстом ­ Для работы вам предлагается текст Д. Карнеги «Не позволяйте пустякам сокрушать Вас» и задания к нему. 1.  Прочтение текста 1)Мы   часто   мужественно   ведем   себя   при   тяжелых   жизненных   потрясениях,   затем позволяем пустякам, мелким уколам сваливать нас. 2)Очень немногие из нас были жестоко обижены в жизни. 3)Ведь именно незначительные удары по нашему чувству собственного достоинства, оскорбительные замечания, ущемление нашего тщеславия вызывают половину сердечных заболеваний в мире. 4)Часто мы позволяем себе расстраиваться из­за пустяков, которые следует презирать и забыть. 5)Нам   остается   жить   на   этой   земле   лишь   несколько   десятилетий,   а   мы   теряем столько невозвратимых часов, раздумывая об обидах, о которых мы через год забудем. 6)О них забудут и все окружающие. 7)Нет, давайте посвятим свою жизнь достойным человека действиям и чувствам, пусть нас вдохновляют великие мысли, подлинные привязанности, бессмертные   деяния.   8)Ведь   жизнь   слишком   коротка,   чтобы   растрачивать   её   на пустяки.9)На   склоне   горы   покоятся   останки   гигантского   дерева   –   великана. 10)Специалисты   утверждают,   что   оно   простояло   около   четырехсот   лет.   11)Оно   было проростком, когда Колумб высадился в Южной Америке.12)Дерево наполовину выросло, когда английские колонисты создали свои первые поселения в Северной Америке. 13)В течение   своей   долгой   жизни   дерево   четырнадцать   раз   подвергалось   ударом   молний, бесчисленные бури и лавины четырех веков бушевали около него. 14)Но оно выстояло. 15)Однако в конце концов полчища мелких жучков стали подтачивать его. 16)Насекомые прогрызли кору и постепенно сокрушали внутреннею силу дерева своими незначительными, но  непрерывными   укусами.17)Лесной   великан,  которого  не  иссушали  века,   не  сломили молнии и бури, рухнул под натиском маленьких насекомых, таких маленьких, что человек мог бы раздавить их двумя пальцами.18)Не напоминаем ли мы этого сражающегося лесного великана? 19)Мы благополучно переживаем редко случающиеся бури, которые посылает нам   жизнь,   и,   тем   не   менее   отдаем   свое   сердце   на   растерзание   мелким   жучкам беспокойства, таким мелким, что их можно раздавить двумя пальцами. 20)Чтобы одолеть привычку беспокоиться, прежде чем она одолеет вас, выполняйте правило: не позволяйте себе расстраиваться из­за пустяков, которые следует презирать и забыть. 21)Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки. 2.Комплексное   задание. морфологических, синтаксических заданий. Объяснение.   Анализ   текста   в   аспекте   орфографических, 1. Из   1­2   предложений   выпишите   слова   с  н­нн,  объясните   данную   орфограмму. (Мужественно, жизненных, обижены) 2. Из 3­го абзаца выпишите слова с приставками на з­с, объясните их правописание. (Беспокоиться, расстраиваться, растрачивать) 3. Из     3­7   предложений   выпишите     предложение(­я)   с   обособленными обстоятельствами.(5) 4.   Замените   словосочетание   «сердечных   заболеваний»,   построенное   на     основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление. 5. Какое средство выразительности использовано в19 предложении? (метафора) III. Самостоятельная работа (по группам). 1 группа, ваш вопрос – доказать, что перед вами текст, выявив и обосновав его признаки, определите способ  связи предложений в нём 2 группа, ваш вопрос – определить стиль текста, тип речи, обосновать. Общий вопрос для обеих групп: сформулировать проблему, поставленную в тексте. IV. Проверка самостоятельной работы учащихся. Работа по тексту. 1 группа. Представляет ответ. После этого правильный ответ всплывает на доске. Самопроверка и взаимопроверка. Это   текст.   В   нем   4   абзаца,   они   связаны   в   целое   темой   «   Жизнь   хороша,   и   не   надо растрачивать её на пустяки». Тема вынесена в заголовок; абзацы связаны идеей:  «Здоровье человека   в   собственных   руках;   переживания;   беспокойства   приводят   к   стрессу,   к серьезным заболеваниям. Береги свое здоровье». Также   следует   отметить   композиционное   единство   всех   4­х   абзацев;   наличие грамматической   связи   между   частями  (цепная,   Текст   имеет относительную законченность.   параллельная). 2 группа. Представляет ответ. После этого правильный ответ всплывает на доске. Текст   публицистического   стиля.   Следует   сразу   отметить   его   основной   признак: информирование с одновременным воздействием на читателя; убеждение читателя в том, что   мелкие   жизненные   неурядицы,   беспокойства,   чрезмерное   волнение,   неуправляемые эмоции подрывающие здоровье человека, приводят к серьезным болезням. Поэтому нужно учиться беречь свое здоровье и не позволять «мелочам» убивать жизнь. ­ По типу речи – это рассуждение (идет доказательства). V. Выход на диалогический уровень общения между участниками обеих групп. 1. Выявление   проблемы,   поставленной   в   тексте.   (Ответы   ребят.   Слайд   с правильным ответом: «Проверьте себя и друг друга») В тексте поставлена проблема: « … жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки». 2.Анализ текста в рамках подготовки к ОГЭ. ­Итак, вам предстоит написать сочинение на одну из выбранных тем:15.1;15.2;15.3. Работа с текстом 15.1.  Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл выска­ зывания    Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова – слова   вторичные,   слова­заместители.   Золотым   фондом   для   местоимений   являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»: Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. ­Вам   предстоит   рассуждения. ­ВЫПИШИТЕ   из   цитаты   слово,   в   котором,   на   ваш   взгляд,   заключено   зерно   темы ( Местоимение ­ это…)   написать   сочинение   15.1.Назовите   композиции   текста   сочинения­ ­Какую   функцию   выполняют   местоимения?(1.Заменяют   сущ.,   прилагат.,позволяют избежать   повторов.   Делают   высказывание   лаконичным   и   гармоничным.2.Служат грамматическим средством связи.)  Напишите сочинение­рассуждение. ­15.2.Как вы понимаете смысл последнего предложения? ­Найдите ключевые слова, которые нам надо объяснить. (Жизнь, пустяки) ­Что   автор   подразумевает   под   словом   «пустяки»?   («мелкие   уколы»,   «незначительные удары»,  «оскорбительные замечания»,  «ущемление тщеславия», «жучки беспокойства») ­Как они влияют на жизнь человека? (уч­ся подбирают аргументы) ­15.3. Как вы понимаете значение выражения «Что значит быть здоровым?» (уч­ся дают определение,   что   такое   здоровье.   Вспоминают   основные   компоненты   ЗОЖ)   Приводят аргументы из жизни, литературы: Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном») VI.Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем. бюджетное     Муниципальное средняя общеобразовательная   школа№9   Бугульминского   муниципального   района   Республики Татарстан общеобразовательное учреждение   «От анализа текста – к сочинению» Открытое   занятие   элективного   курса   в   рамках   семинара   заместителей   директоров   по учебно­воспитательной   работе   общеобразовательных   школ   Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Учитель: Шагапова А.Р.

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2018