Тема занятия для детей старшего дошкольного возраста "Совесть - огонек сердца (Божий огонек)" затрагивает не только нравственное, но и духовное воспитание. В конспекте занятия предусмотрены и примерные картинки слайдов презентации, использование которой является необходимым условием. Занятие построено на художественных произведениях русского детского писателя Валентины Осеевой.Тема занятия "Совесть - огонек сердца (Божий огонек)" затрагивает не только духовно-нравственное воспитание. Занятие построено на художественных произведениях русского детского писателя Валентины Осеевой.
Конспект занятия
Тема. Совесть огонек сердца. (Божий огонек)
Воспитатель: Каждый новый день хочется начинать с хорошим настроением.
Давайте возьмемся мы все за руки, закроем глаза и передадим друг другу
свою доброту, которая живет в нашем сердце. Почувствуйте как по вашим
рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь
открыли все глаза, улыбнулись друг другу и тихонечко сели на стульчики.
Вы все такие разные: ваши волосы, глаза, одежда. Все это можно
увидеть, до этого можно прикоснуться. Однако в каждом из нас есть то, что
увидеть и что потрогать невозможно. Это ваш внутренний мир: ваши желания
и чувства, настроение, любовь к комуто и чемуто, доброта. Этот мир
находится внутри вас, около вашего сердца. Если в этом мире живет добро,
радость, счастье, любовь человек здоров и полон энергии. А если в этот мир
закралось зло, обида, зависть человек становится слабым и начинает болеть.
Сейчас мы познакомимся с внутренним миром каждого из вас. Садитесь
в круг. Я держу в руках клубочек. Я обмотаю кончик нитки вокруг пальца и
задам вопрос комуто из вас, бросив ему клубочек. Этот ребенок должен
поймать клубок, обмотать вокруг пальца, ответить на мой вопрос, и передать
клубок обратно, я передам другому ребенку, он сделает так же и ответит на
мой вопрос, а затем вернет клубок снова мне и так делее. (Воспитатель
задает вопросы каждому ребенку, выясняющие, что любит ребенок,
какие сказки, мультфильмы нравятся ему больше всего, кого он любит и
др.)
Посмотрите, какая причудливая паутинка у нас получилась, сплетение наших
чувств, желаний и любви. На что она похожа? (на лучи солнца). Опустите ее
вниз, снимите нитку с пальца.
Сегодня мы с вами попытаемся дать значение понятию «совесть». Вот как об
этом писал один русский поэт. (слайд 2)
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, верность, богатство.
И есть еще: СОВЕСТЬ и ЧЕСТЬ.
Как вы думаете, что такое СОВЕСТЬ?
(Ответы детей)
Воспитатель: Совесть – это человек в сердце и душе С ВЕСТЬЮ О БОГЕ.Воспитатель: Нам Библия рассказывает, что совесть — это способность
оценивать свои поступки. Это внутренний голос, который говорит тебе, будет
ли тот или иной поступок правильным или нет.
Как люди говорят, когда совершили плохой поступок, но очень
переживают то этого?
Ответы детей: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает»,
«муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила».
Воспитатель: Очень хорошо, когда ты что – то делаешь со «спокойной
совестью», с «чистой совестью».
Как называют людей, которые поступают по совести? (СОВЕСТЛИВЫМИ,
ДОБРОСОВЕСТНЫМИ)
Давайте вспомним пословицы и поговорки о совести:
В ком стыд, в том и совесть.
Как не мудри, а совести не перемудришь.
От человека утаишь, от совести не утаишь.
Правда, как оса, лезет в глаза.
Без совести и при большом уме не проживешь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
Жизнь дана на добрые дела.
Воспитатель: Давайте сейчас сделаем доброе дело – подарим частичку
Божьего тепла и света другим людям. Поднимите руки вверх и раскройте
свои ладошки для солнечного и небесного тепла и света. Почувствуйте его.
Закройте ладошки, поднесите к своей груди и впустите свет и тепло в свою
душу, в свое сердце. А теперь отпустите их другим людям, подуйте слегка,
чтобы его прочувствовали люди, которые с вами рядом. Подуйте сильнее,
пусть небесное и солнечное тепло попадет к людям, которых нет с вами
рядом. А теперь подуйте очень сильно, чтобы огонь вашей души смог помочь
людям, которых вы не знаете, но они нуждаются в помощи.
А сейчас посмотрите на экран и скажитекак вы думаете, к какому
произведению эта иллюстрация? (слайд 3)
стихотворение Валентины Осеевой «Гостья».
(чтение отрывка воспитателем)
В детский сад пришла чужая кошка,
В сильный дождь откудато пришла,
Постучалась лапкою в окошко,
На карниз уселась и ждала.
По стеклу сбегали быстро капли
На худое кошкино лицо,
Лапки серые в воде обмякли…
Мы открыли двери на крыльцо.Воспитатель: Что сделали дети с кошкой? Как можно сказать о детях, какие
они? (добрые, внимательные, сердечные, совестливые, жалостливые…).
Можно ли сказать, что они поступили по совести? А как бы вы поступили, что
вам подсказывает ваш внутренний голос, ваше сердце? (ответы детей)
Совесть – это внутренний голос человека, который помогает различать добро
и зло, подсказывает, как правильно надо поступить.
Воспитатель: Давайте посмотрим на следующий слайд. Как вы думаете, к
какому произведению эта иллюстрация? (слайд 4)
Рассказ В. Осеевой «Печенье»
Воспитатель: Мы читали этот рассказ. Я
причитаю только последние несколько
предложений.
…Когда все печенье было съедено, Вова
глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и
вылез изза стола. Миша доел последний кусочек
и посмотрел на маму – она мешала ложечкой
недопитый чай. Он посмотрел на бабушку – она
жевала корочку черного хлеба…
Воспитатель: Какие чувства и эмоции вызывает у вас поступок Миши и
Вовы? Только не говорите об этом, а покажите условными знаками (грустное
и веселое лицо). Как бы вы поступили? О чем подсказывает вам ваша
совесть? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Игра называется «Оцени поступок
по совести)
У вас есть карточки, на которых изображены хорошие и плохие поступки, но
они перепутались. Мне нужна ваша помощь.
А вы мне поможете разобрать их? (ответы детей) Задание будет такое: надо
взять карточку, рассмотреть её, оценить поступок и отнести на стол, где есть
изображение солнышка, если поступок хороший, или тучи, если поступок
плохой.(Работа детей)
Воспитатель: Немного размялись, поиграли, а теперь посмотрите на
следующий слайд.(слайд 5) А эта картинка к какому рассказу?(В. Осеева
«Плохо»)а
Вспомните, в этом рассказе женщина пристыдила мальчиков,
может быть она это сделала зря? Ведь они,
действительно, не причинили никакого вреда
котенку? Как вы думаете?(Ответы детей)
Воспитатель: А как надо было поступить по
совести? Как вам подсказывает ваш Божий огонек в
сердце?
Воспитатель:Я вам уже говорила, что совесть – это
внутренний голос человека, Божий огонек и он есть у каждого, но не каждый
его слышит и ощущает. Если же человек не прислушивается к голосу совести,
если тепло этого огонька не ощущает, то очень скоро в нем появляется
привычка не слушать ее вообще, совершать плохие поступки, грешить. И это
может привести к беде.
Совесть живет внутри нас, около сердца. И сейчас мы постараемся ее
услышать. Я прочитаю вам незаконченный рассказ, а вы его продолжите. Но
прежде чем придумать завершение рассказа, каждый из вас послушает свой
внутренний голос, посоветуется со своей совестью. Для этого надо приложить
руку к своему сердцу, закрыть глаза и представить себя героем рассказа. Ваша
совесть обязательно подскажет вам правильное решение, надо только
внимательно ее слушать.
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется рассказ
Валентины Осеевой, отрывок из которого я прочитаю:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было
очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой
портфель, и бросился на помощь старушке.
(После чтения дети закрывают глаза, прикладывают руку к сердцу и
несколько секунд слушают свой внутренний голос.Затем они открывают
глаза и рассказывают свое продолжение).
После обсуждения воспитатель зачитывает подлинное завершение
рассказа.
Воспитатель:– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке
свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его: – Это твоя бабушка? – Нет, –
отвечал мальчик.– Мама? – удивилась подружка. – Нет! – Ну, тётя? Или
знакомая? – Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.Воспитатель: Я думаю, каждый из вас поступил бы точно так же, как этот
мальчик. Я уверена, что все вы также внимательны к своим близким, к
пожилым людям, что вы всегда сможете прийти к ним на помощь.
Я предлагаю сейчас подойти к столу, где зажжены свечи, возьмите одну
из них. Представьте, что это Божий огонек в вашей душе, в вашем сердце.
Подумайте, может когото вы сегодня обидели, может совершили чтото
такое, за что вам очень стыдно. Мысленно попросите прощение у человека,
которого вы обидели и задуйте свечу. Этот человек обязательно это
почувствует и вас простит. Если же считаете, что ничего плохого не
совершали – просто мысленно пожелайте чтото хорошее тому, кого вы
больше всех любите и тоже задуйте свечу и ваше пожелание обязательно
сбудется.
Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас мне очень хочется, чтобы вы выбрали кружок такого
цвета, какое настроение у вас вызвало это занятие.(дети выбирают круги по
желанию). Покажите мне и я пойму, какие эмоции вызвало у вас это
мероприятие.
Я желаю вам быть добрыми, чуткими, отзывчивыми и заботливыми.
При принятии любых решений всегда прислушивайтесь к своему внутреннему
голосу, к своей совести. Она подскажет, как правильно поступить. Пусть ваш
Божий огонек – ваша совесть никогда не угасает.
И пусть в вашей душе горит огонек с вестью о Боге.