Конспект разработан для учителя начальных классов. Занятие (внеурочное) для учащихся 3-х классов рассчитано на 30 минут, по пособию Холодовой О.А. "Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)". Данный конспект может использоваться учителем полностью на занятии данной внеурочной деятельности или частично.
Конспект урока по развивающим играм
Автор используемого УМК: Холодова О.А.
Программа: РО Д.Б.Эльконина / В.В.Давыдова.
Тема: Тренировка внимания.
Класс: 3
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Задачи:
развивать умение отгадывать загадки на заданную тему; находить эквиваленты
пословицам, выполнять задания на внимание;
развивать умение запоминать предложенные изображения и воспроизводить их на
бумаге (развитие памяти);
развивать умение отгадывать «зашифрованные» слова;
развивать умение «видеть» зрительные иллюзии; выполнять задание «глазами»;
развивать навыки выполнения логическипоисковых заданий (соединение половинок
слов, восстановление слов с пропущенными буквами, исправление ошибок в
пословицах);
тренировать умения решать нестандартные задачи.
Форма учебного занятия: урок.
для учителя — Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (89 лет) / Метод.пособие, 3 класс;
для учащихся Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (89 лет) /Рабочая тетрадь: В 2х частях, яасть 1.
Ход урока
ЭТАП УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
1. Мозговая
гимнастика (2 мин)
[У. зачитывает движения «мозговой
гимнастики», которые необходимо
выполнить.]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ
«Качания головой»;
«Ленивые восьмёрки»;
«Шапка для размышлений»;
«Зоркие глазки»; «Стрельба
глазами».
2. Разминка (3 мин)
Проверим, как вы умеете отгадывать
загадки.
В школьной сумке я лежу, как ты
учишься скажу.
На узкой дорожке — голова да
рожки, кто так медленно ползёт, на
себе свой дом везёт?
Изпод снега расцветает, раньше всех
весну встречает.
Пришла без красок и без кисти и
перекрасила все листья.
Я вырос на грядке, характер мой
гадкий, куда не приду, всех до слёз
Дневник.
Улитка.
Подснежник.
Осень.
Лук.3. Основная часть
доведу.
Он пыхтит, как паровоз, важно кверху
держит нос, пошумит, остепенится —
пригласит чайку напиться.
Под водой живёт народ. Ходит задом
наперёд.
Посмотрите, дом стоит, до краёв
водой налит, без окошек, но не
мрачный, в этом домике жильцы —
все умелые пловцы.
Он гоняет облака, треплет на море
суда, мельницами управляет. Кто
всем этим запрвляет?
Белый камешек растаял, на доске
следы оставил.
Молодцы! Загадки отгадывать
умеете.
Ребята, есть у китайцев такая
поговорка: даже самая хорошая
память ничего не стоит по сравнению
с чернилами. Вспомните, как звучит
русская поговрка с таким же
смыслом.
А теперь. Слушайте внимательно.
Читаю 1 раз, повторять не буду. «В
вазе лежали две клубнички, груша,
яблоко и персик. И теперь там лежат
яблоко, персик, абрикос, две
клубнички. Что убрали и что
положили в вазу?».
Учёный проснулся в 9 утра. Когда он
лёг спать, если проспал всего 4 часа?
Чайник.
Рак.
Аквариум.
Ветер.
Мел.
Что написано пером, не
вырубишь топором.
Убрали грушу и положили
абрикос.
В 5 часов утра.
Тренировка внимания
Запоминают, а потом
рисуют.
Задание №1. Приготовили простые
карандаши. Ваша задача — запомнить
изображение и нарисовать его как
можно точнее.
[У. показывает 4 изображения, в
течение 5 секунд. Потом убирает,
учащиеся рисуют в рабочем поле.]
Проверяем. [У. показывает снова все
изображения, учащиеся сверяют.]
Теперь приступим ко 2 заданию
«Зашифрованное слово». Я читаю
вам описание буквы, которую вамнеобходимо записать.
1) Первая буква этого слова идёт в
алфавите перед буквой «Т», вторая —
после «О», третья — перед «Б»,
четвёртая — после «Р», пятая —
после «З», шестая — перед «В»,
седьмая — круглая буква алфавита.
Получилось слово …
2) Начальная буква этого слова —
предшественница «Ф», вторая —
после «Л», третья — перед «О»,
четвёртая — после «З», пятая —
перед «Ч», последняя буква
загаданного слова — первая буква
алфавита. Это слово …
3) Первая буква этого слова стоит в
алфавите перед «Е», вторая — начало
слова «РУКА», третья — вторая в
слове «ЧУЛОК», четвёртая —
последняя в слове «ЧИЖ», пятая —
вторая в алфавите, шестая — первая в
слове «АИСТ». Это …
4) Первая буква этого слова стоит в
алфавите после «О»; вторая — первая
в слове «окно»; третья — стоит в
алфавитеперед «Н»; четвёртая —
круглая буква алфавита; пятая —
первая в слове «щенок»; шестая —
буква, которая никакого звука не
обозначает. Это …
«Не верь своим глазам». Не всегда
то, что мы видим глазами,
соответствует действительности. Как
называется такое явление?
Верно. На рисунках, которые будут
представлены в этом задании,
собраны разные виды зрительных
иллюзий. Прежде чем ответить на
вопрос, внимательно рассмотрите
рисунок. Если вы не уверены в своём
ответе, можете проверить его,
воспользовавшись линейкой.
Посмотрите на квадрат. В одной из
клеток сидит бабочка. Я буду вам
рассказывать, как она двигается, а вы,
не прикасаясь рукой к таблице, лишь
следя глазами, должны узнать, в
Спасибо.
Умница.
Дружба.
Помощь.
Фигуры одинаковы.
Обман зрания или
зрительная иллюзия.
3
Бабочка2
1
какую клетку она перелетела. И
нарисовать её там. Каждый раз
бабочка начинает свой путь из
исходной клетки.
Итак, путь первый: одна клетка
вверх, одна — влево, одна — вверх,
три — вправо, две — вниз, одна —
влево, одна — вниз, одна — влево —
рисуем бабочку. Все справились? Кто
не успел? Старайтесь!
Путь второй: одна клетка вниз, одна
— влево, две — вверх, две — вправо,
одна — влево, две — вниз, одна —
влево — рисуем вторую бабочку.
Путь третий: одна клетка вправо,
одна — вниз, одна — вправо, три —
вверх, одна — влево, одна — вниз,
одна — влево, одна — вверх, одна —
вправо, одна — вниз — рисуем
третью бабочку.
Коррегирующая гимнастика для глаз
[У. зачитывает название упражнения.] Учся выполняют
упражнения: «Палец
двоится», Моргания, «Вижу
палец!», «Письмо носом».
Логическипоисковые задания
Задание №5. Соедини половинки
слов так, чтобы получились целые
слова. У вас должно получиться 8
слов.
В 6 задании вам необходимо
догадаться, какие слова вписаны в
окружности. В каждом из них
пропущены по две буквы, и запись
может быть сделана по часовой
стрелке или против. Первое слово …
Как читали?
Второе слово? Как читали?
Исправьте ошибки в пословицах.
Мелодия, трибуна, фартук,
паста, ураган, парад,
пакость, горшок.
Мусор.
Начиная с «М», по часовой
стрелке.
Прятки. Начиная с «П»,
которая должна быть между
«Р» и «И».
Горе старит, а молодость
молодит.
Худой мир лучше доброй
ссоры.Смелому горох хлебать, а
робкому и пустых щей не
видать.
Валит с больной головы на
здоровую.
И велик, да плох, и мал, да
удал.
Добрая слава лежит, а
худая — бежит.
Подальше положишь,
поближе возьмёшь.
Говори меньше, а делай
больше.
Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой — гладьте чтото утюгом.
Весёлая переменка
Нестандартные задачи
Задания №810 выполняем в
четвёрках.
[№8.
Кристина написала двузначное число,
а затем перевернула лист бумаги так,
что нижняя и верхняя половины листа
поменялись местами. При этом
оказалось, что число не изменилось.
Какое число могла записать
Кристина?]
№9.
У Вани на 2 конфеты меньше, чем у
Димы. Сколько конфет должен взять
из вазы Ваня, чтобы у него стало на 6
конфет больше, чем у Димы.
№10.
В первый бидон входит кувшин воды
и ещё 4 стакана воды. А всего туда
входит 15 стаканов воды. Во второй
бидон входит 2 таких же кувшина
воды, а в третий — столько воды,
сколько в первый и второй вместе.
Сосчитай и запиши, сколько стаканов
воды в третьем бидоне.
Ребята, какие интересные
упражнения из сегодняшнего урока
вам запомнились?
88.
8 конфет.
154=11 (ст.) воды в одном
кувшине.
11*2=22 (ст.) воды в двух
кувшинах.
15+22=37 (ст.) воды в
третьем кувшине.
Ответ: 37 стаканов воды.
Называют.
3. Рефлексия.