Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"
Оценка 4.7

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.02.2018
Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"
Цель: формирование у воспитанников общего понятия о теме и основной мысли текста. Задачи: 1. формировать навык правильного построения и использования текстов в устной и письменной речи; 2. развить у воспитанников словесно-логическое мышление; 3. создать условия для приобретения воспитанниками знаний для решения практических и познавательных задач. Оборудование: доска, мел, слова на листочках, магниты Ход деятельности: I. Организационный момент Воспитатель: Сегодня наше занятие будет необычным. Хочу предложить вам самим определить, каким именно, делом вы будете заниматься. Итак, начнём. Посмотрите на доску, прочтите записи, подумайте, какое задание можете предложить? Совпадает ли ваш вопрос с моим. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка ведёт к избушке лесника. Дети, прочитав записи, должны увидеть различие в записях и доказать, что перед ними текст и набор предложений, попытаться сформулировать определение текста. Воспитатель: чем отличаются друг от друга записи? Ответы детей Воспитатель: Поняли, о чём пойдёт сегодня речь? Правильно, о тексте. II. Контроль исходных знаний Воспитатель: Что представляет собой текст? Из чего состоит текст? Что такое предложение? Кто знает, что такое тема и основная мысль текста? Ответы детей
тема и главная мысль текста.docx
государственное казенное учреждение Самарской области  «Чапаевский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» Конспект занятия по направлению  «В стране знаек» Тема: «Тема и главная мысль текста» г.Чапаевск 2018г. Цель:   формирование  у воспитанников общего понятия о теме и основной мысли  текста. Задачи: 1. формировать навык правильного построения и использования текстов в устной и  письменной речи; 2. развить  у воспитанников словесно­логическое мышление; 3. создать условия для приобретения воспитанниками знаний для решения  практических и познавательных  задач. Оборудование: доска, мел, слова на листочках, магниты Ход деятельности: I. Организационный момент Воспитатель: Сегодня наше занятие будет необычным. Хочу предложить вам самим определить, каким именно, делом вы будете заниматься. Итак, начнём. Посмотрите на доску, прочтите записи, подумайте, какое задание можете  предложить? Совпадает ли ваш вопрос с моим. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша   берёзка.   Её   листочки   похожи   на   золотые   монетки.   Подул   ветерок,   и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. По небу плывут белые облака. Заяц и  белка живут в лесу. Дети идут в школу. У  нас   перед   окном   растёт   стройная   берёзка.   Узкая   тропинка   ведёт   к   избушке лесника. Дети, прочитав записи, должны увидеть различие в записях и доказать, что перед ними текст и набор предложений, попытаться сформулировать определение текста. Воспитатель: чем отличаются друг от друга записи?  Ответы детей Воспитатель: Поняли, о чём пойдёт сегодня речь? Правильно, о тексте.  II. Контроль исходных знаний Воспитатель:   Что   представляет   собой   текст?   Из   чего   состоит   текст?   Что   такое предложение? Кто знает, что такое тема и основная мысль текста? Ответы детей III. Основная часть Воспитатель:   Совсем   не   обязательно   текст   должен   быть   объемным   и   состоять   из нескольких   простых,   сложноподчиненных   или   сложносочиненных   предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение. Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом. Тем не менее, в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.  Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке. Основная (главная) мысль текста — это посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может   выражаться   в   заголовке   или   в   одном   из   предложений   текста,   но   чаще   ее необходимо   «выудить»   самостоятельно,   внимательно   прочитав   весь   текст.   Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений? Ответы детей. Воспитатель:   Помните   присказку,   которая   звучала   в   известном   произведении Александра   Сергеевича   Пушкина,   что   ваши   родители   и   бабушки   с   дедушками наверняка читали вам в детстве? Ответы детей.  Воспитатель: Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам   урок!».   Позже   это   выражение   стало   крылатой   фразой,   относящейся практически   ко   всем   детским   историям,   описанным   в   книжках.   Да   и   ко   многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние. Однако   чтобы   уловить   этот   самый   намек,   следует   разобраться,   что   предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста. Как научиться выделять основную мысль? Ответы детей. Воспитатель: Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.  2. Обращать   внимания   на   заголовки   (они   могут   быть   метафорическими   или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.  3. По   мере   чтения   анализируйте,   что   является   важным   для   автора,   на   какие моменты он делает больший акцент.  4. Определив   главную   мысль   или   позицию   автора,   найдите   в   тексте,   какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.  5. После   прочтения   произведения   попытайтесь   привести   из   текста   или сформулировать самостоятельно вывод повествования.  6. Помните:   понять,   что   такое   основная   мысль   текста,   поможет   соблюдение вышеописанных   критериев   оценки,   а   также   сочетание   синтеза   и   анализа,   как всего текста, так и отдельных его деталей. IV. Контроль полученных знаний Воспитатель: сейчас я предлагаю применить все ваши знания и немного поиграть в логические  игры. Игра «Живые слова». Необходимо составить предложения из этих слов. А из данных предложений составить текс и определить его тему. Слова для составления первого предложения: дома, около, сад, дедушки, фрукты. Слова для составления второго предложения: деревья, в, растут, какие, саду. Слова для составления третьего предложения: сливы, рядом, яблони, и, растут. Слова   для   составления   четвёртого   предложения:  ароматная,   здесь,   крупная,   и, малина. Воспитатель: Выскажите своё мнение, можно ли назвать текстом эти предложения? Обоснуйте свой ответ. Кто понял, о чём шла речь в тексте? Ответы детей. Игра «Заголовок» Попробуйте самостоятельно определить тему и основную мысль текстов. Справившись с этим заданием, вы легко придумаете заголовок  к текстам. Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную   листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок. Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер.  Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.          Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись   и   увидели   около   скамейки   пушистого   котёнка.   Он   был   такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил,  обогрел и назвал Пушком. V. Подведение итогов Воспитатель: вот и подошло к концу наше занятие. Мне хотелось бы с вами еще раз повторить, что же называют текстом и его основной мыслью? Ответы детей. Воспитатель: молодцы! Вы все правильно запомнили. Прекрасен   лес   ранним   утром.   Первые   лучи   солнца   пробиваются   сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись   и   весело   щебечут.   Пёстрые   бабочки   перелетают   с   цветка   на цветок. Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер.  Первые   крупные   капли   дождя   упали   на   землю.   Дождь   всё   усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза. Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил,  обогрел и назвал Пушком. дома      около сад  дедушки  фрукты. деревья        в растут     какие  саду. сливы       рядом  яблони             и растут. ароматная    здесь  крупная         и малина.

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"

Конспект занятия "Тема и главная мысль текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018