Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»
Оценка 4.6

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
23.01.2018
Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»
В публикации представлен конспект открытого занятия по развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста..Цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности. Задачи: - расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости для всего живого - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, учить устанавливать связи и изменения - развивать умение детей делать выводы, активизировать словарь детей (лаборатория, бесцветный, прозрачный, кислород, углекислый газ..). - воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его.
Конспект занятия в старшей группе «Удивительный воздух».docx
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей                  «Удивительный воздух»  Разработала воспитатель   I квалификационной категории Шошина Т.С.   развитие   познавательной   активности   детей   посредством 1.Цель: экспериментальной деятельности 2. Задачи: ­  расширять   знания   и   представления   детей   о   воздухе,  его   значимости   для всего живого ­ познакомить детей со способами обнаружения воздуха,  учить устанавливать связи и изменения   ­ развивать умение   детей делать выводы,   активизировать  словарь детей (лаборатория, бесцветный, прозрачный, кислород, углекислый газ..). ­ воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде ­   воспитывать   позитивное   отношение   к   окружающему   миру,   желание исследовать его.   3. Материалы и оборудования : игрушка  гном, трубочки, пакеты, таз с  водой, пластиковые стаканы, резиновая игрушка,  кусочки резины,  зубочистки, мольберт, баночки с водой Ход занятия Воспитатель: ­Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями  и,  чтобы, настроение  сегодня было отличное ­  подарим друг другу и нашим гостям улыбку.  (Из­за двери раздаётся голос) Гном: Ой, помогите, спасите! Воспитатель: Кто это там кричит? В группу заносится игрушка  гном). Воспитатель: Здравствуй. Гномик, где ты был, мы тебя потеряли? Что  случилось?  Гном: Я пошел гулять по городу, наблюдал  за машинами, заводами, чуть не  задохнулся,  дышать невозможно стало, Когда ветер подул в мою сторону  Заблудился я в дыму, Что со мною не пойму Долго кашлял и чихал, Даже видеть перестал. Воспитатель:  Ребята, что случилось с гномиком, почему он почувствовал  себя плохо? Дети: ­ Он оказался в дыму, надышался грязного воздуха Гном: ­ как это грязный воздух. В земле, песке что ли? Воспитатель:­ Ребята, объясните гному, откуда берется грязный воздух.. Дети: ­ Дым от заводов и фабрик загрязняют воздух, загрязняют воздух и  машины, выпуская сзади дым. А когда мы дышим загрязненным воздухом, то  кровь разносит по организму не кислород, а дым. Воспитатель:­ и поэтому человек болеет, и ты гном  стал чувствовать себя  плохо. Гном: тогда надо все заводы закрыть и машинам нечего ездить. Воспитатель: ­Можно закрыть заводы тогда воздух станет чище, но, можем ли  мы это сделать? Ответы детей:  закрывать нельзя, ведь на них делают то, что необходимо  людям, машины, мебель, игрушки. гном:­ Я знаю воздух можно очистить пылесосом. Воспитатель: ­ Ты Гном, конечно молодец, но вынуждена тебя огорчить, что  пылесосы для  труб люди уже придумали. Они называются фильтры, они  удерживают загрязняющие вещества, и очищают воздух. Гном: и вообще, что ­ то я не понимаю, вы говорите воздух  ­ воздух покажите  мне его?  Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался? Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем гномику что  воздух действительно есть. Оставайся с нами, и ты сам всё поймёшь! гном: Хорошо, ребята! Я останусь!  Воспитатель: Ребята, а куда  нам надо попасть, чтобы исследовать воздух  и  раскрыть все его секреты?  Ответы детей:  В лабораторию Воспитатель: тогда не будем медлить и отправимся в лабораторию.  Давайте  произнесем волшебные слова : « Вокруг себя все покрутились, И в лаборатории очутились». Вот мы с вами в лаборатории.  ­ Что делают в лаборатории?  Ответы детей: проводят опыты и эксперименты.  ­ Напомните мне, пожалуйста,  как нужно вести себя в лаборатории?  Ответы детей: ­ соблюдать тишину, не баловаться; ­ аккуратно обращаться с посудой; ­ ничего не пробовать на вкус; ­ не мешать друг другу; ­ внимательно следить за результатом опыта, а  закончив наблюдение, сделать  вывод.  (после проведения каждого эксперимента дети фиксируют на доске  результат) Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? » Воспитатель: ребята, а как можно поймать воздух. (дети предлагают взять пакеты и поймать). Возьмите со стола целлофановые  пакеты. Они какие? (пустые). Давайте попробуем поймать воздух. Но как нам  это сделать? ( взмахнуть пакетами).Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз,  два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета?  Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый).  Был пакет бесформенный, а стал каким? Дети: упругий, плотный.  Эксперимент №2  Ребята, а  имеет ли воздух форму? (нет)  Воспитатель: давайте докажем. Что находится внутри пакетов? (воздух)  Одинаковой ли формы стали пакеты, после того, как мы поймали  воздух? (нет).  Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.  Эксперимент №3 Воспитатель: Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать. А как? Ответы детей : проколоть пакет Воспитатель: А чем нам проколоть? (дети находят на столе палочки)  Возьмите палочку и проколите пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на  него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а  движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый,  сильный, легкий, штормовой) . Как можно создать движение? (Помахать  ладошками, веером) Вывод: воздух можно почувствовать.  В: Ученые ребята, тоже отдыхают, нам пора отдохнуть. Физкультминутка: Мы сидели, мы устали.  Воздух дружно изучали. А теперь пришла пора.  Отдохнуть нам, детвора.  Встали дружно, потянулись,  Хлопнули в ладоши. И друг другу повернулись,  Всем друзьям мы улыбнулись,  Наклонились: раз и два,  Чтоб не болела голова.  И закончим отдыхать. Дальше будем узнавать. Воспитатель: А как можно увидеть воздух? (Ответы детей) Эксперимент №4   Воспитатель: А как же нам увидеть воздух?  Ответы детей : Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой  подуть. Воздух примет форму пузырьков. Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки  сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое  количество? (Нет) Почему? Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда  поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и  ёмкости с водой увидели воздух. Воспитатель: А имеет ли воздух вес, мы сейчас проверим. Эксперимент 5 «имеет ли воздух вес» (На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины). Воспитатель: Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку.  Что тяжелее?  Ответы детей: резиновая игрушка.  Воспитатель: А почему?  (она по размеру больше). А давайте проверим. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он  утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло?  (Она не тонет). Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри  игрушки? (Воздух) Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Вы замечательно справились. Молодцы.  Воспитатель: теперь, то ты гном понял, что воздух действительно  существует? Гном: Спасибо ребята, что  раскрыли мне все секреты воздуха.  Показали, что  такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши  открытия я хочу подарить вам игру « Загони мяч в ворота». Ну а мне пора,  меня ждет в гости Лесовичок. Воспитатель:  ­ А ты знаешь. Лесовичок, что  в лесу, на лугу дышится легко? Дети: Там нет заводов, фабрик, автомобилей,  в лесу больше кислорода,  которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют  кислород.  Воспитатель: а еще мы тебе хотим передать вот эти плакаты, повесь,  пожалуйста, их в парках, чтобы люди помнили, что нельзя загрязнять воздух. Гном:  Хорошо, до свидания, ребята! Дети: Спасибо гном, до свидания. Рефлексия: Ребята, где мы сегодня с вами были? Какие у вас возникли трудности в ходе экспериментов? Можно ли сказать, что мы сегодня сделали доброе дело? Какое? Самоанализ занятия  Занятие состояло из четырёх взаимосвязанных между собой этапов: организационный   момент,   мотивационно­ориентировочный,   поисково   ­ практический, рефлексивно­оценочный.  Для   достижения   цели   создана   образовательная   среда   (коробка   –   клад, игрушка гном, атрибуты для исследования воздуха, карта) Цели и задачи соответствовали возрастным возможностям детей. Установлена связь   целей   и   задач   с   темой   образовательной   деятельности.       Задачи реализуется через соответствие возможностям и способностям детей старшей группы,   а   так   же   подготовленности   детей   к   её   решению   на   предыдущих занятиях. А именно: ­ имея чувственный опыт и знания о цветах, дети смогли  сделать вывод о том, что воздух бесцветный;  ­на базе развитого чувства обоняния и знания запахов, дошкольники  сделали вывод о том, что воздух без запаха;   ­ основываясь  на практическом опыте  о  свойствах  предметов  тонуть  или плавать на поверхности воды, дети пришли к выводу , что воздух легче воды; познавательно   ­ В   ходе   проведения   занятия   я   использовала   исследовательскую     главное   достоинство   которой непосредственный контакт с предметами и материалами. Ее  применение дало детям реальное представление о воздухе, познание его свойств, качеств. Для активизации детей были использованы следующие методы:    деятельность, словесный (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение);  наглядно ­ демонстрационный (коробка – клад, карта­схема);  практический (проведение экспериментов)  приемы: игровой, пояснения. Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания   подбирались   так,   чтобы   все   дети   могли   на   равных   участвовать   в работе.   Старалась   вызвать   интерес   у   детей   к   виду   деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Вопросы были четко сформулированы, просты и понятны детям, соответствовали уровню развития детей, задачам занятия.  В   начале   занятия   я   предложила   детям   обратить   внимание   на   карту,   что помогло   заинтересовать   детей   и   включится   в   деятельность.   Для   усиления эффекта   включения   детей   был   задействован   герой,   игрушка   гном,   что позволило   вызвать   у   них   внутреннюю   потребность   включения   в исследовательскую деятельность (т. е. познавательную мотивацию). Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.  .  При   подготовке   к   занятию   подобрала   и   изготовила   демонстрационный   и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Продумала   расположение   и   перемещение   детей   в   предметно­ пространственной   среде.   В   работе   с   детьми   использовала   эксперименты, развивала логическое мышление, задавая вопросы на установление причинно­ следственных связей.  На протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу и самостоятельность, что способствовало развитию познавательного интереса, активности   в   исследовательской   деятельности.   При   выполнении экспериментов сочетались следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно­исследовательская, двигательная.   старалась побуждать детей к   активной   речевой   и   познавательной   деятельности.   Соблюдение двигательного   режима   и   дыхательные   упражнения   позволили   повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, поэтому дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во   время   занятия   преобладал   диалогический   стиль   общения.   Уровень сложности   заданий   соответствовал   возможностям   детей,   учитывались индивидуальные   особенности   детей   при   подборе   содержания,   форм поддержки   и   стимулирования   поисково­исследовательской   деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения. Я   считаю,   что   выбранная   мной   форма   организации   занятия   эффективна, динамична. Во время занятия выстраивала с детьми партнёрские отношения. В рефлексивно ­ оценочном этапе занятия использовала игровой момент, в ходе   которого   проверка   усвоения   материала   подтвердила   успешную реализацию   поставленной   цели.   Деятельность   всех   детей   оценила положительно словесным поощрением и вручением  игры. Считаю, что поставленная в начале занятия цель: открытие свойств воздуха достигнута, задачи выполнены.

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»

Конспект  занятия в старшей группе по развитию познавательной активности детей «Удивительный воздух»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018