Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.6

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
28.04.2018
Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста
В процессе всего занятия дошкольники знакомятся с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Педагог знакомит детей с кухонными принадлежностями: чугунок, горшок, крынка, кочерга, ухват, сито, самовар. У воспитанников воспитывается любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.
Знакомство с русской избой.docx
Методическая разработка Старшего воспитателя Жикиной Н.В. Конспект занятия «Знакомство с русской избой» для детей старшего дошкольного возраста      Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: познакомить   детей   с   избой­жилищем   крестьянской   семьи,   с   предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить   словарь   детей   народными   пословицами,   поговорками,   загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; развивать художественно­творческие способности детей. Ход занятия: Хозяйка избы встречает детей у входа. — Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. ­Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? ­Как мы себя чувствуем дома? — Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Ответы детей) Хозяйка: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода   и   непогоды,   от   диких   зверей,   погреться   у   огня.   Мы   приходим   домой отдохнуть и набраться сил. — А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать: «Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки» (лиственница) — Почему же из лиственницы строили дома? (Ответы детей) Хозяйка:  Потому   что,   когда   лиственница   намокает,   она   становится   прочнее   и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. — Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает»  Дети: (печь). Хозяйка: Печь ­ это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие   детки   и   старики,   сушили   одежду   и   даже   мылись.   Как   встанет   поутру хозяйка,   так   первым   делом   начинает   растапливать   печку.   Печка   —   деревенская кормилица. Хозяйка: ­ Чем же могла печь накормить своих хозяев? Дети: кашей, хлебом, пирогами. Хозяйка: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйка: — Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? Ответы детей Хозяйка: Хозяйничала в кутке женщина­хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто­ с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. Загадки:  1. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар). За   самоваром   собиралась   вся   большая   крестьянская   семья,   пили   горячий   чай   с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. 2. «Новая посудина, а вся в дырках» (сито) Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. Дети пробуют просеять муку через сито. 3. «Что за барыня такая ? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка) Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. 4. «Всех кормлю с охотою, А сама безротая» (ложка). В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках. 5. «Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как   же   можно   было   достать   из   печи   горячий   горшок?   Здесь   был   нужен   другой помощник. Слушайте про него загадку. 6. «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват). Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто? 7. «Был я копан, был я топтан, Был на пожаре, был на базаре, Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал» (горшок) Главной   кухонной   посудой   был   горшок   —   прямой   предшественник   кастрюли, супницы,   сахарницы,   чайника,   контейнера   для   хранения.   В   горшке   варили   супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2­3­х ведер воды. Горшки   различались   и   по   внешней   отделке.   Более   нарядными   были   те,   которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок   треснул,   то   оплетали   его   берестяными   полосками   и   использовали   для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок­ не знал пеленок, стар стал­ пеленаться стал». Горшок был мужской и женский. Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской. Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу. Мужской по стуку­глухой, по форме  — толстый, пузатый, его использовали  для приготовления пищи. Когда   купали   детей,  то   девочек   поливали   из   женского   горшка,   чтобы   вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими. У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ — Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины. Раздает глину из берестяного кузова. — Какого цвета эта глина? — Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму) Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него   стенки   посуды,   похожие   на   кольца.   Стенки   тщательно   разглаживались   и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали. Изготовление горшочков из глины. Давайте   и   мы   поставим   наши   горшочки   в   печку.   А   в   следующий   раз   попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз. Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Знакомство с русской избой" для детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018