Конспекты логопедических занятий по лексической теме "Весна"
Оценка 4.6

Конспекты логопедических занятий по лексической теме "Весна"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
дефектология
4 кл—7 кл
16.11.2020
Конспекты логопедических занятий по лексической теме "Весна"
Здравствуйте, уважаемые учредители и участники сайта "Знанио". Хотела бы поделиться с вами своими разработками. Работаю логопедом в реабилитационном центре для детей-инвалидов. Дети могут поступить на реабилитацию в течение всего года, находятся в среднем 3-4 недели.Часто поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи, среди которых много детей с СНР средней степени. Исходя из этих особенностей пребывания мной была разработана система занятий "Времена года". Здесь приведён цикл "Весна".
Конспекты занятий по теме Весна.docx

Цикл занятий по лексической теме «Весна»

Целевая группа

Дети имеющие логопедическое заключение СНР средней степени.

 

Цель занятий

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

 

Задачи занятий

1. Формировать положительную установку на занятие.

2. Развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4. Формировать правильное звукопроизношение.

5. Развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексических тем «Сезонные изменения в природе».

Примерное направление занятий

п/п

Тема занятия

Средства, используемые в логопедической работе

Весна

1.

Весна в лесу. (1-ое занятие)

1. Упражнения, способствующие формированию положительного настроя на занятие.

2. Упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитию подвижности органов артикуляции, уменьшения явления апраксии.

3. Игры, способствующие развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

4. Наглядное моделирование абстрактных понятий (звук, слог, слово).

5. Создание коррекционно-развивающей среды.

 

2.

Весна в лесу. (2-ое занятие)

3.

Весна. Солнышко и капель.

4.

Весна. Скворечник.

5.

Весна. Ручеёк.

6.

Весна. Подснежники

7.

Весна. Пчёлы и мёд.

8.

Весна. Посадки.

Конспект индивидуального логопедического занятия 1.

Тема: Весна в лесу. (1-ое занятие)

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», весенний лес, сосульки, ручей, капель, медведь, лиса, волк, лось, заяц, ёжик, бельчата, дятел, плот, досточки, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка, комки снеговика.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

На столе стоит картинка с изображением времени года - весной.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Первая трава

На полях видна.

Стали дни теплее. – Это же весна!

Все радуются – хлопают в ладоши: ** *,* **, ** **.

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Звери в лесу просыпаются ото сна, их будит капель.

На солнышке весной

 Проснулся мир лесной.

 Течёт вода с зелёных лап,

 Поют капели: «кап-кап-кап!»

 Под ёлкой и сосной.

 В сугробе снег намок!

 

 

 С деревьев –кап!

 С карнизов –кап!..

 Прощайте, холода!

 С  балконов, с крыш -

 Кап-кап! Кап-кап!

 Вода! Вода! Вода!

 Звучит капели перезвон:

 - Кап-кап! - Весна!- Весна!

 

2.  Развитие правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Проснулся мишка: «ох!» да «ох!»

 Промок в его берлоге мох.

 На волю выбрался медведь –

 Давай ходить, давай глядеть,

А день совсем неплох!

Как мишка потягивается после зимнего сна? - Ах, Ох (руки через стороны вверх – вниз), Ух (руки вперёд),  Ых (руки в стороны, согнуты в локтях). Показываем схематичные изображения звуков. Биоэнергопластика.

 

 3. Артикуляционная гимнастика.

 

Капель буди скорее всех остальных лесных зверей, мне одному скучно!

Звонко капает капель,

Капать мне совсем не лень,

Когда солнце пригревает

И весной сосульки таят.

Что под каждой капелькой спряталось?

Картинки для артикуляционной гимнастики. («Заборчик», «Месим тесто», «Варенье», «Почистим верхние зубки», «Охотник идёт по болоту»)

Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

4. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

С каждым днем теплее солнце

 Звон капели за оконцем

 Стал ручьем последний снег

 Наступил черёд весне.– Л-Л-Л побежали ручьи по лесу (тактильная дорожка)

 (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

Но что-то никто из животных не встаёт.

Вышел мишка, что за диво,

Хватит звери в норках спать,

Надо нам весну встречать.

 Будет мишка всех будить. Топни ножкой, как медведь, когда услышишь [Л].

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

 

Вот и все зверята лесные проснулись: лиса, заяц, волк, лось.

Все с весной здороваются.

Логоритмика.

КЛУ-КЛУ-КЛУ – ждали мы весну. (Хлопаем в ладоши)

КЛА-КЛА-КЛА – к нам пришла весна. (Фонарики).

ПЛО-ПЛО-ПЛО – стало всем тепло. (Трём себе щёки).

ТЛО-ТЛО-ТЛО – на улице светло. (Разводим руки).

Только один ёжик всё спит, надо его разбудить: ТЛА-ТЛА-ТЛО и др. (Стучим тихо и громко. Если сила голоса одинаковая, то слоги одинаковые, разная громкость разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

 

А вот кто-то ещё к нам пришёл! Надо мне скорее к маме бежать!

 Заворчал в норке ёжик,

Ой, от сна не чую ножек.

Не могу уже я спасть,

Пора вставать,

Весну встречать!

 

«Фонарики»

 Трём себя по ножкам

Грозим пальчиком

Поднимаем руки вверх

Хлопаем в ладоши

 

8. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

Солнце жарче пригревает,

Снег уже на крыше тает,

И сосульки плакать стали,

Вдруг растаяли, упали!

 

Сосульки между собой разговаривают:

Я плачу. Ты плачешь. Мы плачем. Ты плачешь. Вы плачете. Она плачет. Они плачут.

 

Сосульки плачут, а мы слышим звук капели.

Я слышу. Мы…. Ты…Вы… Она…Он….Они.

 

9. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

 

Белочки тоже радуются весне, стали прыгать и скакать и с Мишкой играть. Интересно, как же нам перебраться через этот большой ручеёк. Надо нам сделать пЛОт. Из каких досточек. Какая досточка первая? С каким символом? Какая вторая? Что вместе получилось?

 

10. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие навыка слогоделения.

Рассердился строгий дятел:

Шуму много от бельчат.

 Застучат он своим клювом о дерево:

Пло-пло-пло: идите все в своё дупло! (хлопаем в ладоши на каждый слог). Компьютерная технология «Игры для Тигры». Блок «Просодика», модуль «Слитность» - Облако.

А то от вашего шума все прибегут: волк, лось, слон, лошадь, голубь, ласточка. (Все слова «отстукиваем» - стучит дятел).

Не прав ты, дятел, ведь не все эти животные в лесу живут? Какие из этих животных лесные?

Все звери просыпаются и

солнцу улыбаются.

Солнце вовсю старается –

На улице весна!

 

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Какие животные просыпаются весной от зимней спячки? Ритуал прощания

Конспект индивидуального логопедического занятия 2.

Тема: Весна в лесу. (2-ое занятие)

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», весенний лес, девочка, синичка, зёрнышки, ёжик, сугроб, волшебная палочка – солнечный лучик, 3 лукошка, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка, комки снеговика.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

На столе стоит картинка с изображением времени года - весной.

Потеплело,

Побежали всюду быстрые ручьи

Засвистели птицы песню:

Чьи-чьи-чьи.

И захлопали крыльями: ** *,* **, ** **.

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Жила – была девочка Мила, смотрит он аза окно, а там уже весна.

На солнышке весной

 Проснулся мир лесной.

 Течёт вода с зелёных лап,

 Поют капели: «кап-кап-кап!»

 Под ёлкой и сосной.

 В сугробе снег намок!

 

 

 С деревьев –кап!

 С карнизов –кап!..

 Прощайте, холода!

 С  балконов, с крыш -

 Кап-кап! Кап-кап!

 Вода! Вода! Вода!

 Звучит капели перезвон:

 - Кап-кап! - Весна!- Весна!

 

2.  Развитие правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

А кто ещё за окном появился?

За окном на ветке птичка,

Желтогрудая синичка.

Дили-день, дили-день –

Распевает целый день.

Она радуется весне и крылышками машет.

Ах, Ох (руки через стороны вверх – вниз), Ух (руки вперёд),  Ых (руки в стороны, согнуты в локтях). Показываем схематичные изображения звуков.

Биоэнергопластика

 3. Артикуляционная гимнастика.

 

Что ты хочешь синичка?

Я всю зиму голодала,

Я всю зиму замерзала,

А теперь поесть хочу,

Зёрнышек я у тебя прошу.

Девочка дела зернышек, а они не простые! Под ними картинки с гимнастикой для язычка. («Заборчик», «Месим тесто», «Варенье», «Почистим верхние зубки», «Охотник идёт по болоту»)

Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

4. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

Какая ты добрая девочка! За это я покажу тебе, как лес просыпается от зимнего сна.

Полетели – Л-Л-Л  (тактильная дорожка)

 (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

Прилетели мы в лес, а там деревья стоят все в снегу, надо о них волшебным солнечным лучиком дотронуться, чтобы снег стал таять. Дотронься до дерева палочкой, когда услышишь [Л].

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

 

А чтобы лес совсем проснулся, надо нам произнести волшебное заклинание.

Логоритмика.

Гла-гла-гла – тайте снега, (гладим ладонями по вате)

Слы-слы-слы – бегите ручьи, (пальчики бегут по столу)

Плы-плы-плы – звените капели. (фонарики)

 

Ал-ал-ал – теплее солнце согревай. (трём щёчки)

Ыл-ыл-ыл – ярче солнышко свети. (раскрываем кулачки)

Ул-ул-ул – зверей в лесу ты разбуди. (поднимаем руки вверх)

 

Давай посчитаем, сколько деревьев скинули снег, согрелись: СЛА-СЛА-СЛО и др. (Деревья разной величины. Если величина одинаковая, то слоги одинаковые, разная величина - разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

 

Там где снег исчез, появляется земля – это проталина – снег растаял.

А что появляется на проталинах?

 Подснежник проснулся

 И потянулся

 Солнышку улыбнулся

Солнышку поклонился

 Подснежник, подснежник

 В лесу расцветает.

Поднимаем руки вверх

Потягиваемся

Разводим руки в стороны

«Флажки»

Хлопаем в ладоши

Раскрываем ладошки.

 

8. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

В лесу сугроб стал маленьким от солнечных лучей

И побежал по лесу сверкающий ручей.

 

Ты слышишь, как он звенит?

Я слышу звон. Ты…Мы…Вы….Он…Она…Они…

 

9. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

 

На деревьях появляются почки –

Это будут листочки и цветочки.

А пока они сидят

И на солнышко глядят.

Все почки белые пушистые, а две почему-то пустые, давай споём им песенку солнышка – ОЛ.

Какая песенка первая? С каким символом? Какая вторая? Что вместе получилось?

 

10. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие навыка слогоделения.

 

А в лесу проснулся ёжик.

Ёж пыхтит и морщится,

Что я вам уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту.

 

Весной снег тает и появляется весь мусор, который многие люди бросают в лесу. Не надо засорять лес.

У ёжика 3 лукошка для мусора: маленькое побольше и самое большое. В первое положим те вещи, в названии которых 1 часть, во вторую – 2 части, в третью – 3 части.

Флаг, платок, бутылка, вилка, стекло, булавка. (Отхлопываем количество слогов)

Скажи: Ёжик кладёт стекло в это лукошко. (Составляем предложение по схеме) Компьютерная технология «Игры для Тигры». Блок «Просодика», модуль «Слитность» - Облако.

 

11. Развитие связной речи.

Стал наш лес чистым и умылся ото сна, ведь снег и сугробы стали таять (Большой сугроб, поменьше, проталина и течёт ручей).

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной в лесу? Ритуал прощания

 

Конспект индивидуального логопедического занятия 3.

Тема: Весна. Солнышко и капель.

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», сосульки, лужа, капель, капли, кот синички, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка, комки снеговика.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

На столе стоит картинка с изображением времени года - зимой.

Пришла весна с подарками:

С лучами солнца яркими!

Солнышко весёлое,

Загляни в окошко,

Мы тебе похлопаем

Радостно в ладошки ** *,* **, ** **.

Рассматриваем картинку. Спрашиваем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Наше солнышко встаёт -

Выше-выше.

Лучики он пускает

Ниже-ниже!

С деревьев – кап!

 С карнизов – кап!..

 Прощайте, холода!

 С  балконов, с крыш -

 Кап-кап! Кап-кап!

 Вода! Вода! Вода!

 Звучит капели перезвон:

 - Кап-кап! - Весна!- Весна!

Солнце светит ярко-ярко,

 Небо стало голубей.

 Нам Весна несёт подарки,

 Принимай их поскорей:

 Листочки пушистые,

 И цветы душистые,

 Пенье звонких птиц, листву

 И зелёную траву.

 

2. Артикуляционная гимнастика.

 

На окошке кот сидит

И на солнышко глядит.

Кот на солнце жмурится,

Солнцу улыбается. («Заборчик»)

Я сейчас тебя лучик догоню! Ты на нос и я язычком на нос («Варенье»), ты бежишь и я тебя догоню («Месим тесто»), а лучик только дразнится («Охотник идёт по болоту») и летает туда сюда («Почистим верхние зубки»)

Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

3. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

Не лови меня ты кот, я всё равно от тебя убегу! – Л-Л-Л  (проведи рукой по жёлтой ленточке к солнышку)

 (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

4.  Развитие правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Как жалко, что лучик от меня убежал, пойду тогда на улицу, посмотрю, что там!

Скачут тут синички,

Они совсем ещё глупышки.

Скачут, скачут по дорожке,

Не попал бы в лапы кошке.

А как они машут крыльями?

- Ах, Ох (руки через стороны вверх – вниз), Ух (руки вперёд),  Ых (руки в стороны, согнуты в локтях). Показываем схематичные изображения звуков. Биоэнергопластика.

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

Птички-синички, прячьтесь от кота!

Птички синички, на дворе весна!

Прячь синичку под стол, когда услышишь, что кот крадётся [Л-Л-Л].

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

Логоримтика.

Улетели птички

И  опять резвятся,

Пьют такую водичку,

В лужице купаются,

А кота не боятся!

 

Тла-тла-тла – не боимся мы кота, (грозим пальчиком)

Кла-кла-кла – улетим мы от кота, (машем руками)

Плы-плы-плы – сядем мы на веточки, (стучим кулачками по столу)

Глы-глы-глы – не догонят нас коты! (разжимаем ладони из кулачков)

Прыгают птички по луже ТЛА-ТЛА-ТЛО и др. (Следы разной величины. Если величины одинаковая, то слоги одинаковые, разная величина -  разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

 

А вот кто-то ещё к нам пришёл! Надо мне скорее к маме бежать!

 Птичка скачет в луже,

 Рядом кот сидит в засаде

 -Не поймать меня коту,

 Я проворная  лечу.

Хлопаем ладошами по столу, по очереди

«Колечки»

Грозим пальчиком

Руки к плечам, «машем» крыльями.

 

8. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

Птичка-синичка, не зевай,

В луже не купайся!

Ты скорее улетай,

От кота спасайся!

 

Птичка залетела под (на, за)… И кот кинулся под (на, за)…

Балкон, стекло, лавка, ветку, лужу.

Где кот не сможет птичку поймать? В каком слове нет звука [Л]?

 

9. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

 

А вот птичка спряталась под крышу.

С крыш бежит капель.

Дили-день, дили-день!

Петь ему совсем не лень –

Кап-кап целый день.

 

Две капельки упали на нос коту – не гоняйся за птичками! Кот заплакал – ЛЫ.

Какая капелька первая, с каким символом? Какая вторая? Что вместе получилось?

 

10. Автоматизация звука [Л] во фразе. Обогащение словарного запаса.

Ой, кот плачет – намочил меня капель, ничего за то весной, много чего хорошего!

Зимой погода холодная, а весной тёплая.

Зимой ветер холодный, а весной….

Зимой дни холодные, а весной…

Зимой утро холодное, а весной …

 

11. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

Вот сосулек перезвон

Зазвучал со всех сторон.

Песенка КАП – КАП слышна.

Стала маленькой сосулька

И  исчезла вдруг она.

 

Что же с сосулькой произошло? Я слово начну, а ты его закончи, скажи ЛА. А потом узнаем, какое слово вместе получилось.

Висе–ла, тая-ла, капа-ла, упа-ла, усчез-ла.

 

Разложи серию картинок («Сосулька»: сосулька висит, сосулька тает, сосулька превратилась в лужу).

 

Вот такая погода замечательная, ведь на улице весна!

 

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Во что превращается сосулька? Ритуал прощания

Конспект индивидуального логопедического занятия 4.

Тема: Весна. Скворечник.

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», «Зима», ласточка, соловей, скворечник, инструменты, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

На столе стоит картинка с изображением времени года – весной.

Посмотри-ка, дождь весенний,

Как волшебник озорной –

С крыш капают капели

И снег становится водой!

Рассматриваем картинку. Спрашиваем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Пришла весна с подарками

С лучами солнца яркими,

С весёлым первым громом

И с птичьим перезвоном.

 Солнце светит ярко-ярко,

 Небо стало голубей.

 Нам Весна несёт подарки,

 Принимай их поскорей:

 Листочки пушистые,

 И цветы душистые,

 Пенье звонких птиц, листву

 И зелёную траву.

Прилетели все синицы,

 И скворцы слетелись ,

 Папа мой сегодня сделал

 Новенький скворечник,

 Зачирикали все птицы ,

 Песни звонко пели,

 К нам весна пришла ,

 Встречайте,

 Звонкие капели.

 

2. Артикуляционная гимнастика.

Будем с вами строить домик! Компьютерная технология «Игры для Тигры». Блок «Просодика», модуль «Ритм» - Дом.

 

А чтобы птицы были рады, надо им домик построить, называется скворечник.

- Я проснулся очень рано,

От затеи спать не мог.

Буду строить птичий домик.

Вот они обрадуются  («Улыбка»)

 

Мы без дела не сидим

Домик птичкам мастерим

Вот с таким потолком

Будет сделан молотком.

Вот такой высокий потолок, покажем язычком  («Грибок»)

- Молоток – наш верный друг

Быстро-быстро застучали

Ловко гвозди забивали. («Месим тесто»)

-  А в конце покрасим домик

Стены, крышу, потолок.

Здорово получится у нас с тобой, дружок!  («Маляр»)

- Птички в домик прилетят, крыльями захлопают («Охотник идёт по болоту») Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

 

3. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

Птички, птички,

Воробьи, синички

В домик прилетайте,

Весну встречайте.

Как птички летят – Л-Л-Л  (проведи рукой по тактильной дорожке)

 (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

4.  Развитие правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

К нам ласточка прилетела,

И на ветку тихо села.

И глядит одним глазком,

Что за дети, что за дом?

Какой красивый! Стала крыльями махать!

- Ах, Ох (руки через стороны вверх – вниз), Ух (руки вперёд),  Ых (руки в стороны, согнуты в локтях). Показываем схематичные изображения звуков. Биоэнергопластика.

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

Много птичек прилетело! Пусти их в домик. Когда услышишь, что птичка стучит в домик, говорит [Л] – бросай её в домик.

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

 

С новосельем, с новосельем!

Птички рады и свистят,

Будут петь и веселиться,

В новый домик садится!

Логоритмика.

Кла-кла-кла – новый домик у меня. («Полочка»)

Клу-клу-клу – в нём я живу. (Ладонью дотрагиваемся, показываем на себя).

Тло-тло-тло – в нём тепло. (Хлопаем себя по щёчкам)

Тло-тло-тло – в нём светло. (Раскрываем кулачки)

Плы-плы-плы – птички веселы. («Фонарики»)

 

Птички смеются: ТЛА-ТЛА-ТЛО и др. (Разговаривают разные птицы. Если птицы одинаковые, то слоги одинаковые, разные птицы -  разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

Птичкам в домике хорошо, ведь весной погода иногда меняется, становится то теплее, то холоднее.

Утро красное пришло,

Солнце красное взошло.                         Стали лучики светить,

Наших пташек веселить

Прилетели тучки,

спрятались лучики.

 

Хлопаем в ладоши.

Поднимаем пальчики, сжатые в кулачки

Разгибаем пальчики

«Фонарики»

 

Загибаем пальчики.

 

8. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие словарного запаса. Это всё Зимушка-зима никак не уходит!

Надо нам рассказать, что нам зима принесла, а что весна.

 

Ландыш, солнце, новогодняя ёлка, снеговик, капель, снег, санки, лыжи, ручьи, лужи.

Зима принесла …

Весна принесла…

 

9. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

Ах, какая весна хорошая, ласковая, а зима злая.

Весной ветер ласковый, а зимой…злой.

Весной погода ласковая, а зимой погода …

Весной солнышко ласковое, а зимой солнце…

 

 

10. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

Зимушка-зима нам много счастья принесла,

Снеговик, Новый Год –

Но сейчас время новое идёт.

На дворе уже весна,

Она тепла нам принесла.

 

А ты, зимушка, спи под снежным одеяЛОм, мы тебе его свяжем.

 

Какой кусочек первый, с каким символом? Какой второй? Что вместе получилось?

 

11. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

Весна обрадовалась, смотри, как она улыбается!

Праздник наступил у всех птичек. Как ласточка стала радоваться. Я слово начну, а ты закончи, скажи ЛА. Что у нас вместе получилось?

Е-ла, пи-ла, пе-ла, лета-ла, скака-ла, крыльями маха-ла.

Скажи, что делала ласточка.

 

Вот и всё, закончился наш рассказ про птичий домик – скворечник. А как мы его строили, разложи картинки по порядку. (Мальчик с доской и молотком, мальчик стоит возле скворечника с молотком и доделывает его, птички сидят в скворечнике).

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Кто прилетает весной? Где могут поселиться птицы, в каком домике? Ритуал прощания

Конспект индивидуального логопедического занятия 5.

Тема: Весна. Ручеёк.

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», весенний лес, кораблик, плот, ручей, котёнок, мышка, медведь, лесные животные, полянка с цветами, досточки, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка, серия картинок.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

На столе стоит картинка с изображением времени года - весной.

Потеплело,

Побежали всюду быстрые ручьи

Засвистели птицы песню:

Чьи-чьи-чьи.

И захлопали крыльями: ** *,* **, ** **.

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Что же на улице происходит?

На солнышке весной

 Проснулся мир лесной.

 Течёт вода с зелёных лап,

 Поют капели: «кап-кап-кап!»

 Под ёлкой и сосной.

 В сугробе снег намок!

 

 

 С деревьев –кап!

 С карнизов –кап!..

 Прощайте, холода!

 С  балконов, с крыш -

 Кап-кап! Кап-кап!

 Вода! Вода! Вода!

 Звучит капели перезвон:

 - Кап-кап! - Весна!- Весна!

 

2.  Развитие правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Смастерю-ка я кораблик из бумажного листа.

Ручеёк его подхватит

И закружит у моста. – дуй на кораблик.

Как он закружится? – Вот так! Компьютерная технология «Игры для Тигры». Блок «Просодика», модуль «Дыхание» -Кораблик.

3. Артикуляционная гимнастика.

 

Ту-ту-ту,

Я один не поплыву!

Посади ко мне игрушек,

Твоих маленьких зверушек!

 

Вот котёнок побежал и в кораблик сел. Как он бежал? («Месим тесто»), а вот мышка бежит и хвостиком машет («Почистим верхние зубки»), как хорошо в кораблике сидеть («Заборчик»), водичка вокруг плещется («Охотник идёт по болоту»).

Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

4. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

Плывёт-плывёт кораблик

В далёкие края,

По ручейку плывёт кораблик,

А в нём сидят друзья! – Л-Л-Л плывёт кораблик по ручью (тактильная дорожка)

 (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

Бежит кораблик по ручью через лесную полянку, а там появились первые цветы – подснежники.

Надо нам остановить кораблик, хлопни в ладоши, когда услышишь [Л].

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

 

Возле ручейка в лесу,

На полянке и в саду

Появились первые цветы

Небывалой красоты.

Логоритмика.

Клы-клы-клы – вот цветы. («Фонарики»)

Клу-клу-клу – я цветы ищу. (Ладони сбоку от лица – «ищем»)

Плы-плы-плы – вот они. (Показываем на цветок).

Глу-глу-глу – я цветы сорву. (Сжимаем ладони в кулачки).

Слу-слу-слу и домой их отнесу. (Шагаем)

 

Давай посчитаем, сколько цветов выросло: СЛА-СЛА-СЛО и др. (Цветы разной величины. Если величина одинаковая, то слоги одинаковые, разная величина - разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

 

А вот кто-то ещё к нам пришёл! Надо мне скорее к маме бежать!

 Подснежник проснулся

 И потянулся

 Солнышку улыбнулся

 Солнышку поклонился

 Подснежник, подснежник

 В лесу расцветает.

Поднимаем руки вверх

Потягиваемся

Разводим руки в стороны

«Флажки»

Хлопаем в ладоши

Раскрываем ладошки.

 

8. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

Вот набрали мы корзинку цветов и дальше плывут. И мы вместе с мышкой и котёнком, только на кораблике нам тесно, поплывём на плоту.

Я плыву на плоту. Ты плывёшь…. Мы плывём…. Ты плывёшь…. Вы плывёте…. Она плывёт…. Они плывут….

 

9. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

 

Вдруг весенний тёплый дождь

Закапал на кораблик

Ой, потоните, друзья!

Чинить кораблик буду я!

Произошла поЛОмка.

Надо нам починить пЛОт. Из каких досточек. Какая досточка первая? С каким символом? Какая вторая? Что вместе получилось?

 

10. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие навыка слогоделения.

 

Вдруг хозяин леса к нам идёт – медведь!

Мишка-мишка косолапый

По земле стучит он лапой.

Я проснулся ото сна.

Я помочь хочу вам я!

 

Дам я вам большой кораблик, с 3-ми комнатками. Кто в первой комнате плывёт? У кого 1 часть в имени. Во второй? 2 части в имени. В третьей? 3 части в имени.

Лось, волк, белка, ласточка, соловей. (Отхлопываем количество слогов)

Скажи: лось плывёт в этой комнате.

 

Мы поплавали немножко, но пора и по домам. Кто останется в лесу? Кто полетит в скворечник?

 

11. Развитие связной речи.

Вот мы и дома нам не страшна туча. Вспомни, как дождик собирался: серия картинок – туча, идёт дождик, лужа.

 

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Ритуал прощания

Конспект индивидуального логопедического занятия 6.

Тема: Весна. Подснежники.

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», весенний лес, медведь, лесные животные, полянка с цветами, разрезная картинка «Ваза», берлога, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка, серия картинок.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Что за время года, отгадай!

Это весна пришла! Ура!

Похлопаем ** *,* **, ** **.

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Что же на улице происходит?

На дворе стоит весна!

 После зимней стужи

 Просыпается от сна

 Вся природа. Даже лужи.

 Все! Закончились морозы!

 Распускаются цветы!

 Подснежник проснулся

 И потянулся,

 Солнцу улыбнулся,

 И нам поклонился.

 Вот как цветочек

 В лесу расцветает.

 

2.  Развитие правильного дыхания.

Пришли все лесные звери смотреть на первый весенний цветок.

Дыхательная гимнастика.

Прорастает сквозь снежок,

 К солнечным лучам, цветок,

 Маленький и душистый,

 Беленький подснежник.

 

Давай понюхаем цветок Компьютерная технология «Игры для Тигры». Блок «Просодика», модуль «Дыхание» - Одуванчик.

 

 3. Артикуляционная гимнастика.

 

На поляне вырос подснежник,

 На поляне подснежник расцвел,

 Но зима на подснежник злится

 И мороз на подснежник зол.

 

Давайте укроем подснежники чем-то! Вот зверьки принесли из своего домика маленькие одеяльца, давай посмотрим, что на них нарисовано! («Заборчик», «Месим тесто», «Варенье», «Почистим верхние зубки», «Охотник идёт по болоту»)

Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

4. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

Ой, а одному цветочку одеяльца не хватило, он стал плакать – Л-Л-Л (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

А кто на полянку не пришёл, одеяльце нам не дал? А это медведь в своей берлоге сидит и выходить не хочет. Давай постучимся ему в берлоге, разбудим его. Стучи, когда услышишь [Л].

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

Логоримтика.

Не открывает медведь.

Слы-слы-слы, ты не спи. (Грозим пальчиком)

Клы-клы-клы, дверь отвори. (Руки согнуты в локтях, разводим в стороны)

Тлу-тлу-тлу, встречай весну. (Хлопаем в ладоши).

Тлы-тлы-тлы, на поляне первые цветы. («Фонарики»)

 

Там же столько цветов появилось, целая поляна!

Давай посчитаем, сколько цветов выросло: СЛА-СЛА-СЛО и др. (Цветы разной величины. Если величина одинаковая, то слоги одинаковые, разная величина - разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

 

Мишка из-за двери говорит, а вы мне расскажите, как цветок появился, какой он!

 Подснежник проснулся

 И потянулся

 Солнышку улыбнулся

Солнышку поклонился

 Подснежник, подснежник

 В лесу расцветает.

Поднимаем руки вверх

Потягиваемся

Разводим руки в стороны

«Флажки»

Хлопаем в ладоши

Раскрываем ладошки.

 

8. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

 

Вышёл мишка на дорожку,

Захотел размять он ножки.

Стал топтаться  и рычать

И цветочки ломать.

 

Что мишка сломал?

Выбери те картинки, в названии которых есть звук [Л].

Палки, ёлки, фиалки, подснежники, ветки, весла, бревна, стволы.

Скажи мишка сломал много….

9. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

 

Ай-ай-ай, медведь, какой ты неуклюжий. Нельзя так делать! Теперь, чтобы фиалки не погибли, надо вазу нам склеить. Из выложить, что тут фиАЛки. АЛ – какой звук первый? Какой символ ты возьмёшь, какой второй?

 

10. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

 

Мишка-мишка косолапый

По земле стучит он лапой.

Ах, простите вы, друзья!

И помочь хочу вам я!

 

Тогда позови, Мишка, солнышко, чтобы оно всё осветило.

Зовём разными голосами (как Мишка, как заяц, как белочка, волк, ёж): Солнышко выгляни!

Что солнышко сделало? Я слово начну, а ты скажи ЛО и скажи слово полностью.

Солнышко выгляну-ЛО, освети-ЛО, согре-ЛО, обрадова-ЛО.

Какой общий слог во всех словах.

 

11. Развитие связной речи.

Солнышко любимое

В лес к нам пришло.

Солнышко весеннее

Осветило всё.

 Расскажи, как оно появлялось – серия картинок. (Серое мрачное небо, из-за облака появляется солнышко, солнышко осветило всё, снег стал таять).

Вот и весна в лесу наступила, стало всем тепло и хорошо! Мишка говорит: «Больше не буду цветочки топтать и вы, дети берегите цветы!»

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Ритуал прощания

 

Конспект индивидуального логопедического занятия 7.

Тема: Весна. Пчёлки и мёд.

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», весенний лес, медведь, пчёлы, полянка с цветами, соты, крышечки с символами звуков, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка, серия картинок.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Что за время года, отгадай!

Это весна пришла! Ура!

Похлопаем ** *,* **, ** **.

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Что же на улице происходит?

На дворе стоит весна!

 После зимней стужи

 Просыпается от сна

 Вся природа. Даже лужи.

 Все! Закончились морозы!

 Распускаются цветы!

 Подснежник проснулся

 И потянулся,

 Солнцу улыбнулся,

 И нам поклонился.

 Вот как цветочек

 В лесу расцветает.

 

2.  Развитие правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Распустилась целая полянка первых цветов!

Аромат цветов струится

 В весенний тёплый день.

 Пчёлам в ульях не сидится,

 Не знакома пчёлам лень.

Полетели пчёлки на цветы – вот так!

Ах, Ох (руки через стороны вверх – вниз), Ух (руки вперёд),  Ых (руки в стороны, согнуты в локтях). Показываем схематичные изображения звуков.

Биоэнергопластика.

 3. Артикуляционная гимнастика.

 

- Ты куда спешишь, пчела?

 - Извините, ждут дела!

 Каждый маленький цветочек

 Ждёт меня с утра до ночи!

Пчёлка с цветка на цветок летает и нектар собирает! А пыльца прикрыта волшебной картинкой! Помоги пчёлке собрать все картинки! («Заборчик», «Месим тесто», «Варенье», «Почистим верхние зубки», «Охотник идёт по болоту»)

Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

4. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

Летом пчелкам целый день

 Собирать нектар не лень.

 Отнесут его потом.

 В улей - свой чудесный дом.– Полетела пчела - Л-Л-Л (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

Пчёлки домик отворите,

И меня туда впустите.

Я нектара принесла!

Помоги пчёлке войти в домик – улей! Стучи, когда услышишь [Л].

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

 

Пчёлки рады, что они собрали много нектара. Из него летом будет много мёда!

Логоритмика.

Кла-кла-кла, я весёлая пчела. (Показываем на себя ладошкой)

Глы-глы-глы, облетела все цветы. (Машем руками)

Сла-сла-сла, и нектар я принесла. (Топаем).

Сла-сла-сла, хорошо, сейчас весна. (Хлопаем в ладоши).

Пчёлки положили нектар в специальные коробочки – соты. Давай посчитаем, сколько сотов получилось у пчёлок: СЛА-СЛА-СЛО и др. (Соты разной величины. Если величина одинаковая, то слоги одинаковые, разная величина - разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

Ого, сколько сотов заполнили наши пчёлы! Они очень обрадовались и стали летать.

 Это улей – в нём живёт

 Удивительный «народ».

 Он туда – сюда летает,

 

 Сок с цветочков собирает

 Спасибо, пчёлки вам за труд!

 Любят дети кушать мёд,

 Он здоровье им даёт!

 

Руки сложены в кольцо перед животом.

 

Руки к плечам, согнуты в локтях – «махаем крыльями»

«Колечки»

Хлопаем в ладоши

 

Гладим себя по животу, по часовой стрелке.

 

8. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

 

Надо же соты закрыть, чтобы нектар не вылился. Давай подберём крышечки с именем пчеЛА, ЛА, какая крышечка первая? Какая вторая?

 

9. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

 

Почему же стал реветь

Разобиженный Медведь?

Запустил он лапу в улей.

Чтобы лакомства поесть!

За подобные дела

Жалит каждого Пчела,

Потому что не за этим

Мёду в соты принесла!

 

А кого ещё ужалила пчела? Выбери только тех, у кого в названии есть звук [Л]: собака, Мила, Михаил, ёжик, белка, лось, кошка, Павел.

Как пчёлка жалила? Дотрагиваемся до картинки пальцем, отстукивая количество слогов.

Скажи. Пчёла ужалила Милу 2 раза. И т.д.

 

10. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие грамматического строя речи.

Пчёлка-пчёлка, не сердись на нас. Мы тебе много сладкого принесём.

Ведь пчёлки любят сладкое

На сладкое летят.

А как увидят сладкое –

Его они едят.

 Выбери только то, что сладкое: яблоки, шоколадки, халва, пастила, клубники, колбаса, масло, молоко, лук.

Белка принесла много яблок. И т.д.

11. Развитие связной речи.

«Спасибо вам большое!» сказала пчёла. Я вас мёдом угощу, только готов он будет летом, а сейчас весна! Мёд пока готовится.

Расскажи, как пчёлка готовит мёд? – серия картинок. (Пчёлка летает, собирает с цветков нектар. Пчёлка запечатывает соты. Мёд стоит на столе.)

Спасибо тебе пчёлка летом мы к тебе придём за мёдом!

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Ритуал прощания

Конспект индивидуального логопедического занятия 8.

Тема: Весна. Посадки.

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

1)    формировать положительную установку на занятие.

2)    развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

3)    способствовать развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

4)    закреплять правильное произношение  звука [Л] во фразовой речи.

5)    развивать способность к словоизменению и словообразованию.

6)    расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

Оборудование: картинки «Весна», дедушка, бабушка, лопата, грабли, грядка, семечко, росток, лейка, листочки салата, дождик, предметные картинки, условные обозначения гласных звуков, звука [Л], схема предложения, слова, звуковая дорожка, серия картинок.

Ход занятия

I. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Что за время года, отгадай!

Это весна пришла! Ура!

Похлопаем ** *,* **, ** **.

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

II. Основная часть.

1. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Что же на улице происходит?

На дворе стоит весна!

 После зимней стужи

 Просыпается от сна

 Вся природа. Даже лужи.

 Все! Закончились морозы!

 Распускаются цветы!

 Солнце светит ярко-ярко,

 Небо стало голубей.

 Нам Весна несёт подарки,

 Принимай их поскорей:

 Листочки пушистые,

 И цветы душистые,

 Пенье звонких птиц, листву

 И зелёную траву.

 

3. Артикуляционная гимнастика.

 

Дедушка тоже встречает весну. Пора нам сеять семена, чтобы летом выросли овощи и фрукты. Очень вкусные («Заборчик»)

Давайте будем грядку готовить.

Возьму лопату в руки,

Копать будем без скуки («Месим тесто»)

А теперь возьмём мы грабли,

Ты земельку порыхли. («Варенье», «Почистим верхние зубки»).

Будем грядку поливать

И земельку увлажнять. («Охотник идёт по болоту»)

Биоэнергопластика. Технология формирования кинестетических ощущений с использованием вкусовых и термических раздражителей.

 

2.  Развитие правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Как устал наш дедушка! Много поработал! - Ах, Ох (руки через стороны вверх – вниз), Ух (руки вперёд),  Ых (руки в стороны, согнуты в локтях). Показываем схематичные изображения звуков. Биоэнергопластика.

 

4. Уточнение артикуляции звука [Л].

 

А тут бабушка идёт дедушке на помощь.

Принесла я семена,

Буду их сажать сюда.

Семечко расти-расти,

Урожай нам принеси.

Бабушка сеет каждое семечко - Л-Л-Л – втыкаем каждое семечко в коричневый пластилин – грядку. (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

 

5. Развитие фонематического восприятия.

 

Надо семечко присыпать

Влажною землёй.

Семечко напьётся

Ключевой водой.

Присыпь семечко землёй (прикрой коричневым кружком, когда услышишь [Л].

 

6. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

 

А чтобы растение выросло большим и красивым, нам надо волшебное заклинание сказать.

Логоритмика.

Ал-ал-ал – дед земельку копал. (Ребром ладони дотрагиваемся до стола)

Ил-ил-ил – дед земельку рыхлил. («Царапки»)

Ал-ал-ал – дед земельку поливал. (Раскрываем кулачок)

Ала-ала-ала – баба семечко сажала. (Указательный палец дотрагивается до ладони другой руки)

Ала-ала-ала – баба грядку поливала. (Раскрываем кулачок)

 

Ой, вот стали появляться первые всходы – большие и маленькие - Давай посчитаем, сколько всходов появилось: СЛА-СЛА-СЛО и др. (всходы разной величины. Если величина одинаковая, то слоги одинаковые, разная величина - разные слоги)

 

7. Кинезиологическое упражнение.

 

Как быстро растут наши растения!

 Росточек проснулся

 И потянулся

 Солнышку улыбнулся

Солнышку поклонился

Росточек – росточек

Показал свой листочек.

Поднимаем руки вверх

Потягиваемся

Разводим руки в стороны

«Флажки»

Хлопаем в ладоши

Раскрываем ладошки.

 

8. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

 

А что же это за росточек такой? Это саЛАт! На нём появилось только 2 листочка - какой листочек первый? Какая второй? (Кладём символы звуков на листочки).

 

9. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Что растёт на них у нас?

Отгадай-ка ты сейчас.

 

Что посадил дедушка? Те овощи, в которых есть звук [Л]. А бабушка посадила те овощи, в названии которых нет звука [Л].

Лук, свёкла, салат, баклажаны, редька, редиска.

Скажи: Дедушка посадил много лука и т.д.

Бабушка посадила много редьки.

А ещё они овощи поливали.

Дедушка поливал…. Бабушка поливала….

 

10. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие навыка слогоделения.

Только сколько не поливай – всё равно воды для всходов мало. Надо дождик звать.

Первый дождик озорной

 В огород пришёл со мной,

 Следом маму-тучку

 Он привёл за ручку

 Не смешит ребят, не пляшет,

Поливает грядки наши.

Сколько капелек упало на каждое растение? Кладём на растение столько капель, сколько слогов отхлопаем в слове.

Скажи: На лук упала одна капелька. И т.д.

 

11. Развитие связной речи.

Вот как хорошо дождик наши всходы полил! Теперь ростки превратятся в большие овощи, но они вырастут только летом.

Вспомни, как же мы семена садили и их растили – серия картинок (копаем грядку, садим семечко, появляется росток).

 

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Ритуал прощания

 


 

Цикл занятий по лексической теме «Весна»

Цикл занятий по лексической теме «Весна»

Л] во фразовой речи. 3) развивать способность к словоизменению и словообразованию

Л] во фразовой речи. 3) развивать способность к словоизменению и словообразованию

На волю выбрался медведь –

На волю выбрался медведь –

КЛУ-КЛУ-КЛУ – ждали мы весну. (Хлопаем в ладоши)

КЛУ-КЛУ-КЛУ – ждали мы весну. (Хлопаем в ладоши)

Пло-пло-пло: идите все в своё дупло! (хлопаем в ладоши на каждый слог)

Пло-пло-пло: идите все в своё дупло! (хлопаем в ладоши на каждый слог)

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года

Артикуляционный уклад межзубного звука [Л])

Артикуляционный уклад межзубного звука [Л])

Развитие простых форм звуко-буквенного анализа

Развитие простых форм звуко-буквенного анализа

Л] во фразовой речи. 4) развивать способность к словоизменению и словообразованию

Л] во фразовой речи. 4) развивать способность к словоизменению и словообразованию

На окошке кот сидит И на солнышко глядит

На окошке кот сидит И на солнышко глядит

А кота не боятся! Тла-тла-тла – не боимся мы кота, (грозим пальчиком)

А кота не боятся! Тла-тла-тла – не боимся мы кота, (грозим пальчиком)

Зимой погода холодная, а весной тёплая

Зимой погода холодная, а весной тёплая

I . Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна»

I . Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна»

Быстро-быстро застучали Ловко гвозди забивали

Быстро-быстро застучали Ловко гвозди забивали

Кла-кла-кла – новый домик у меня

Кла-кла-кла – новый домик у меня

А ты, зимушка, спи под снежным одеяЛОм, мы тебе его свяжем

А ты, зимушка, спи под снежным одеяЛОм, мы тебе его свяжем

Потеплело, Побежали всюду быстрые ручьи

Потеплело, Побежали всюду быстрые ручьи

В далёкие края, По ручейку плывёт кораблик,

В далёкие края, По ручейку плывёт кораблик,

Я плыву на плоту. Ты плывёшь….

Я плыву на плоту. Ты плывёшь….

Л] во фразовой речи. 3) развивать способность к словоизменению и словообразованию

Л] во фразовой речи. 3) развивать способность к словоизменению и словообразованию

Давай понюхаем цветок Компьютерная технология «Игры для

Давай понюхаем цветок Компьютерная технология «Игры для

Кинезиологическое упражнение.

Кинезиологическое упражнение.

Развитие связной речи. Солнышко любимое

Развитие связной речи. Солнышко любимое

Похлопаем ** *,* **, ** **. Рассматриваем картинку

Похлопаем ** *,* **, ** **. Рассматриваем картинку

В улей - свой чудесный дом.– Полетела пчела -

В улей - свой чудесный дом.– Полетела пчела -

Автоматизация звука [Л] в предложении

Автоматизация звука [Л] в предложении

Л] во фразовой речи. 3) развивать способность к словоизменению и словообразованию

Л] во фразовой речи. 3) развивать способность к словоизменению и словообразованию

Копать будем без скуки («Месим тесто»)

Копать будем без скуки («Месим тесто»)

Ала-ала-ала – баба семечко сажала

Ала-ала-ала – баба семечко сажала

Следом маму-тучку Он привёл за ручку

Следом маму-тучку Он привёл за ручку
Скачать файл