Протокол
дефектологического обследования обучающего 2 класса с легкой степенью УО (интеллектуальными нарушениями)
Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________
Дата рождения ____________________
Откуда прибыл____________________________________________________
__________________________________________________________________
Контакт (речевой, жестовый, мимический)
-В контакт не вступает
-Проявляет речевой негативизм
-Контакт формальный (чисто внешний)
-В контакт вступает не сразу, с большим трудом
-Не проявляет заинтересованности в контакте
-Контакт избирательный
-Легко и быстро устанавливает контакт
-Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется
Работоспособность:
1. Крайне низкая; 2. Снижена; 3. Достаточная;
Кругозор:
-Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных, растениях, временах года;
-Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
-Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны. Бессистемны.
Развитие речи:
-Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
-Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
-Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
-Связная речь не сформирована, в речи присутствуют отдельные звукоподражания.
Особенности обучаемости:
-Достаточный уровень обучаемости (ребенок способен выполнить задание самостоятельно или при небольшой организующей/стимулирующей помощи).
-Уровень обучаемости снижен (ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания по алгоритму, требуется неоднократный обучающий эксперимент).
-Низкий уровень обучаемости (ребенок нуждается в прямой помощи, не способен выполнить задание самостоятельно после многократных показов).
Познавательная активность:
-Проявление/не проявление интереса к предлагаемым заданиям.
-Активность/пассивность в познании окружающего мира.
-Способность/неспособность сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
-Заинтересованность/не заинтересованность в положительной оценке своей деятельности.
Характер деятельности:
-Отсутствие мотивации к деятельности;
-Работает формально;
-Деятельность неустойчивая;
-Деятельность устойчивая, работает с интересом.
Использование помощи (во время обследования):
-Помощь не использует.
-Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
-Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднён.
-Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.
Познавательные процессы:
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
-Ребёнок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость)
-Недостаточно устойчивое, поверхностное;
-Быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
-Плохая переключаемость внимания;
-Достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Зрительное восприятие:
восприятие цвета:
-представление о цвете отсутствует
-сличает цвета
-узнает и называет основные цвета
-называет оттенки цветов
восприятие величины:
-представление о величине отсутствует
-соотносит предметы по величине
-дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову)
-называет сам величину предмета
восприятие формы:
-нет представления о форме
-соотносит предметы по форме
-различает геометрические формы (выделяет по слову)
-называет (плоскостные и объёмные) геометрические формы
Восприятие пространственных соотношений:
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация). ДА, НЕТ
-ориентировка в сторонах собственного тела: ДА, НЕТ
-Зеркальное отображение ДА, НЕТ
-дифференцирование пространственных понятий :
выше – ниже: ДА, НЕТ;
дальше – ближе: ДА, НЕТ,
справа – слева: ДА, НЕТ,
впереди – сзади: ДА, НЕТ,
в центре: ДА, НЕТ)
Временные представления:
-Части суток: ДА, НЕТ знание признаков ДА, НЕТ, последовательность ДА, НЕТ
-Времена года: ДА, НЕТ знание признаков ДА, НЕТ, последовательность ДА, НЕТ
-Дни недели : ДА, НЕТ, последовательность ДА, НЕТ
-Часы, минуты: ДА, НЕТ последовательность ДА, НЕТ
-прошлое, настоящее, будущее время: знание ДА, НЕТ; ориентирование ДА, НЕТ
Память:
- механическая память: зрительная ___________, слуховая__________
-опосредствованная (вербально-логическая)_______________________
Мышление:
Уровень развития мышления:
1) наглядно-действенное 2) наглядно-образное 3) элементы абстрактно-логического мышления
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
Складывание разрезных картинок: по образцу, по представлению
-разрез по вертикали, по горизонтали - ДА, НЕТ,
-по диагонали, ломаной линией - ДА, НЕТ
Способы выполнения задания:
1) действует силой 2) перебор вариантов 3) целенаправленные пробы
4) примеривание 5) зрительное соотнесение.
Классификация предметов:
-Самостоятельно определяет принцип обобщения.
-Непоследовательность суждений при раскладывании изображений.
-Контраст между способностью собрать группу и неумением ее обозначить.
-Низкий уровень обобщающих операций.
Парные картинки: находит без ошибок, находит с ошибками, не находит.
Четвёртый – лишний:
-Правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения предметов (слов), объединяемых в одну группу и «лишнего» предмета(слова).
-Дает описательную характеристику родового понятия для обозначения предметов (слов), объединяемых в одну группу, «лишнего» предмета (слова), но с помощью исследователя. Ошибается по мере их усложнения.
-Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения предметов (слов), объединяемых в одну группу, «лишнего» предмета (слова).
Нелепицы: понимание картин с бессмысленным, нелепым сюжетом: ДА,НЕТ
Последовательность событий:
-Ребенок видит динамику всех
событий (историй), выделяет их начало, а также может представить развитие
события: его середину и конец.
-Ребенок видит динамику некоторых событий,
выделяя их начало. В основном ребенок ориентируются в тех событиях, о которых
имеет конкретное представление.
-Ребенок затрудняется в анализе динамики
события, в установлении его начала.
Ведущая рука (правая, левая)
Психомоторное развитие: не соответствует возрасту, соответствует возрасту.
-Мелкая моторика рук: не сформирована, сформирована, нарушена, не нарушена;
-Общая координация движений: нарушена, неловкость в движениях, не сформирована, сформирована, характерна неловкость, неуклюжесть;
Сформированность учебных навыков
(соответствие требованиям программы):
МАТЕМАТИКА
• порядковый счёт от__________ до___________
• счёт от заданного числа______________________________________________
• пересчитывание предметов ДА, НЕТ /зрительно, дотрагиваясь/;
• соотношение числа и количества предметов /соотносит, не соотносит/
• сравнение множеств ДА, НЕТ /зрительно, приложением, наложением /
• сравнение чисел ДА, НЕТ
• состав числа______________разрядный состав числа___________________
• счётные операции в пределах_________/отвлечённо, на конкретном материале, по линейке/
• табличное умножение и деление /знает таблицу умножения, не знает таблицу умножения, выполняет самостоятельно с помощью таблицы умножения, не понимает ход задания/
• решение простых задач /самостоятельно, по аналогии, опоре, с помощью /
__________________________________________________________________
Трудности при решении задач:
• не понимает ход решения, затрудняется в выборе
действия, в усвоении
грамматической формулировки, в записи решения, неустойчивости внимания.
ЧТЕНИЕ
• знание букв _____________________________________________________
• способ чтения /буквенный, слоговой, переход на целые слова, словесный/
• понимание прочитанного /понимает, с наводящими вопросами, не понимает/
•пересказ текста /последовательный, по вопросам, с превнесениями/
РУССКИЙ ЯЗЫК:
•списывание /копирование, перенос с печатного ДА, НЕТ
• письмо под диктовку ДА, НЕТ
• умение работать с деформированными предложениями ДА, НЕТ
• выполнение грамматических заданий____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования__________________
Учитель-дефектолог: _________________/Богданова Л.В./
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.