Конспекты уроков по курсу Экологическая оценка отдельных компонентов природы
Оценка 4.7

Конспекты уроков по курсу Экологическая оценка отдельных компонентов природы

Оценка 4.7
docx
03.01.2024
Конспекты уроков по курсу Экологическая оценка отдельных компонентов природы
Экология КБР 8 класс.docx

Состояние атмосферного воздуха. §24

БЛОК ОБСУЖДЕНИЙ.

Работа по таблице "Основные загрязнители атмосферы в КБР"-стр.181

Наименование вещества

возможное влияние на состояние биосферы

SO2 -сернистый газ

изменение климата, образование кислотных дождей, обострение респираторных забеливаний, болезни растений, разъедание стройматериалов, тканей, усиление коррозии металлоконструкций

SO3- сернистый ангидрид

взвешенные частицы, содержащие тяжёлые металлы и оксиды азота

изменение климата, состояние озонового слоя, образование кислотных дождей, увеличение концентрации тяжёлых металлов и нитратов в цепи питания, уменьшает содержание в крови гемоглобина, усиление коррозии, образование смога, чрезмерное разростание водной растительности.

сероводород, аммиак

увеличивает риск к астматическим заболеваниям,  способствуя возникновению злокачественных новообразований

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Городской транспорт представляет собой один из основных ис­точников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомоби­лей содержатся оксиды азота (II) N0 и (IV) N02, угарный газ (С02), углеводороды - СХНУ, сажа - продукты неполного сгорания топли­ва, сернистый газ (SOi), тяжелые металлы. Каждый автомобиль вы­деляет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль ис­пользует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.

Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, ди­зельные двигатели расходуют на 25 % меньше топлива, чем бензи­новые; в дизельном топливе нет соединений свинца; при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: тяжелые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем лег ковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и оттого, насколько отрегулирован двигатель.

Дополнительная информация к уроку

Газоустойчивые деревья и кустарники:

акация белая, бересклет, боярышник обыкновен­ный, бузина красная, гледичия, ель колючая, клен ясенелистный, скумпия, смородина золотистая, снежноягодник, тополь канадский, туя западная, шиповник, шелковица.

Деревья и кустарники, обладающие высокими пылезадерживающими свойствами:

акация белая (шаровидная форма), вяз гладкий, вяз листоватый, ель колючая, каштан конский, клен остролистный, клен серебристый, клен ясенелист- пый, липа (все виды), можжевельник виргинский, орех грецкий, орех черный, тополь белый, тополь ка­надский, тополь туркестанский, тополь черный (пи­рамидальная форма), черемуха виргинская, черему­ха обыкновенная, шелковица белая.

ЗАДАНИЕ: разработать 1-5 способов защиты воздуха.

Состояние внутренних вод. §25

БЛОК ОБСУЖДЕНИЙ.

Работа по таблице "Основные загрязнители внутренних вод Майского района  в КБР" (2009г)

Полное на­именование водопользо­вателя

Прием­ник СВ и рассто­яние от устья, км

Кате­гория сточных вод

Основные загрязнители

ООО «Кабар­динский крахмал», ст. Алек­сандровская

р. Терек, 451

недо­статочно очищен­ные

взвешенные вещества, БПК полное, азот аммонийных солей, фосфаты

ОАО «Сев- каврентген»

 

р. Терек, 430

недо­статочно очищен­ные

 

медь, железо, азот аммоний­ных солей, суль­фаты, взвешен­ные вещества, БПК пол­ное, нефтепро­дукты, железо, медь, взвешен­ные вещества

ООО «ИПК»

р.Черек,

12

без

очистки

(!)

азот аммоний­ных солей,

фосфаты, БПК полное, нефте­продукты, же­лезо, медь, взве­шенные вещества

МП "Водоканал"

р. Черек,15

недостаточно очищенные

азот аммоний­ных солей,

фосфаты, БПК полное, нефте­продукты, же­лезо, медь, взве­шенные вещества

БПК- бытовые природные коммуникации

Дополнительная информация к уроку

Сельское хозяйство — один из наиболее значи­тельных потребителей воды (наряду с промышленно­стью, энергетикой и коммунальным хозяйством го­родов). Около 3/4 воды в сельском хозяйстве расхо­дуется безвозвратно. Чтобы составить мнение о водоёмкости этой отрасли, напомним некоторые цифры: на выращивание 1 т пшеницы требуется за вегетаци­онный период 1500 т воды; на выращивание 1 т риса — более 7 тыс. т; на получение 1 т хлопка — около 10 тыс. т воды. Подсчитано, что для производства су­точной нормы пищевых продуктов в расчете на одно­го человека требуется не менее 6 м3 воды...

В промышленности на 1 т синтетического волокна нужно израсходовать 500—2500 тыс. м3 воды; на 1 т пластмассы: 500—1000 м3; на 1 т бумаги: 400— 800 м3; на 1 т стали и чугуна: 160—200 м3.

Одна теплоэлектростанция мощностью 300 тыс. кВт расходует до 120 м3/с воды, или более 300 млн м3 в год.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не по­нимая, что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить толь­ко нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты - величайшее в мире богатство... Ты не тер­пишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты - божество, которое так легко спугнуть...

Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.

Антуан де Сент-Экзюпери

ЗАДАНИЕ: разработать меры охраны водных ресурсов в Майском районе. (1-5).

Состояние почв. § 26

БЛОК ОБСУЖДЕНИЙ.

Работа по таблице "Факторы плодородия почвы"

Факторы, снижающие плодородие почвы

Факторы, повышающие плодородие почвы

Распашка склонов

залужение склонов

отвальная вспашка

безотвальная обработка

избыток минеральных удобрений

органо-минеральные удобрения

выращивание монокультуры

севооброты с травами и сидератами

избыточное орошение

сухое земледелие(капельное ор)

использование тяжёлой техники

использование лёгкой техники

 

Дополнительная информация к уроку

Часть земельных ресурсов, используемых в сельском и лесном хозяйстве называются почвенными ресурсами.

1. Рекультивация - мероприятия по устранению вредного влияния промышленных отвалов и более целесообразного их использования.  Пути осуществления рекультивации: утилизация, реставрация- восстановление нарушенных земель для сельского хозяйства, путём нанесения почвенного покрова необходимой мощности и консервация-различные формы покрытий поверхности промышленных отвалов и последующее озеленение.

2. Мелиорация (лат. melioratio — улучшение) — совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение земель. Мелиорация дает возможность изменять природные условия территорий в нужном для хозяйственной деятельности человека направлении. Наибольшее значение мелиорация имеет для сельского хозяйства, изменя­ет условия жизни людей, меняет микроклимат территории, флору и фауну.

К мелиоративным мерам относятся орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение пастбищ, внесение удобрений

Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может насту­пить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.

При внесении удобрений — как минеральных, так и химиче­ских — нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе про­изойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нит­ратов.

ScannedImage-4

ЗАДАНИЕ: разработать меры борьбы с водной, ветровой и антропогенной эрозией на соответствующих территориях КБР.

Состояние растительного мира. § 27

БЛОК ОБСУЖДЕНИЙ.

Работа по таблице "Роль растительных ресурсов в жизни человека"

Роль

Последствия исчезновения

обеспечение продуктами питания

сокращение биологических запасов

древесина, сырьё для текстильной промышленности, лекарственные растения

замена натурального сырья на синтетическое, которое содержит в пищевых связях свободные радикалы, приносящие вред организму.

санитарное и взаимосвязанное значение (задержка пыли или поддержка круговорота воды в природе)

вода не задерживается растительной подстилкой, корнями и стекает по склонам из-за чего смывается верхний слой почвы, снижаются урожаи.

рекреационное значение(отдых, лечение, удовлетворение познавательных интересов, спорт занятия, туризм)

Загрязняется воздух парковых аллей, исчезает красота городов, т.к. эти зоны мало посещаемы.

 

Дополнительная информация к уроку

1. Лесные пожары губят и повреждают не только древостой, но и подлесок, живой напочвенный по­кров, фауну лесных почв. Часто сгорает вся лесная подстилка, а вместе с нею и живые организмы этого слоя. Уничтожение огнем на больших площадях надпочвенного покрова сопровождается изменением гид- рологического режима. Ослабленные пожаром на­саждения продолжают погибать и после него от ство­ловых вредителей. Часто происходит нежелательная смена пород: ценные для народного хозяйства хвой­ные — сосна, кедр, ель, пихта сменяются лиственны­ми — березой, осиной.

 

I Скрепленная корнями растений почва не раз- м.ищется водой и не развеивается ветром. Под пологом растительности, особенно лесной, уменьшается постный сток воды и увеличивается просачивания воды в почву, увеличивая подземный сток; вода больше задерживается на участках, занятых растительными сообществами.

ЗАДАНИЕ . (Ситуация для обсуждения.)

Была на улице аллея лип. Однажды появился бульдозер и дви­нулся на деревья. Первыми его увидели старушки, сидевшие на скамейке, и спросили бульдозериста, что он собирается делать. Тот ответил, что здесь будут прокладывать трубы и поэтому нужно выкорчевать деревья. И снова сел за руль. Тогда женщины распо­ложились прямо на земле перед деревьями. Растерялся парень... и повернул обратно. Приехал инженер из стройтреста. И оказалось, что вполне можно траншею проложить на несколько метров в сто­роне, не задевая деревья.

Могло ли не быть конфликта? Как могли бы развиваться собы­тия? Какое решение нужно было принять работникам стройтреста, чтобы решить свою задачу и не нанести урон зеленым насаждени­ям города?

 


 

Состояние животного мира. §28

БЛОК ОБСУЖДЕНИЙ.

Работа по таблицам

ЖИВОТНЫЕ - ЧЕЛОВЕКУ

 

 

«+»

пища (молоко, мясо, яйца, мед)

одежда (шерсть, кожа, замша)

обувь (кожа, замша, валяная шерсть)

лекарства (яд змей, пчелиные продукты, эндокринные

препараты, пантокрин и др.)

санитария (мыло)

помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд, буйвол, лама, лабораторные животные) предметы домашней обстановки (ковры, подушки) украшения (перламутр, коралл)

воспитание ответственности («братья наши меньшие»)

«—»

переносчики болезней

пищевые конкуренты (грызуны, насекомые-фитофаги)

 

Прямое воздействие

Косвенное воздействие

разведение преследование истребление переселение

строительство городов и дорог;

вырубка лесов;

распашка степей;

осушение болот;

интродукция конкурентов;

интродукция паразитов;

сооружение плотин;

гибель от ядохимикатов;

увеличение плотности населения людей;

фактор беспокойства

Дополнительная информация к уроку

 Из всех типов животных, встречающихся в КБР, в Крас­ную книгу республики занесено 138, в том числе 26 видов млекопитающих, 53 — птиц и 14 — рыб.

По мнению ученых-биологов, практиковавшаяся рань­ше интродукция в КБР некоторых животных (зубр, як, пят­нистый олень) наносила определенный урон естественной кормовой базе местной фауны. Так, пятнистые олени, за­везенные в 1966 году с Дальнего Востока для разведения пантового оленеводства, разрушили растительную экоси­стему на площади 1,5 тыс. га во время вольерного их со­держания, после чего пришлось выпустить их на волю.

В связи с этим неудавшимся опытом кандидат биологи­ческих наук A.M. Хатухов считает, что нужно принять постановление Правительства КБР о запрете в дальнейшем акклиматизации чужеродных диких животных без объек­тивного научного обоснования ее необходимости.

ЗАДАНИЕ . Укажите меры восстановления численности охраняемых и промысловых животных в КБР (1-5).

Мое отношение к природе

№ п/п

Вопросы

Да

Нет

По-разному

 

1

2

3

4

5

 

1.

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

 

2.

Делите ли вы природные объекты на «красивые» и «некрасивые»?

0

2

1

 

3.

Всегда ли вы бережно относитесь к при­роде?

2

0

1

 

4.

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происхо­дящие в ней явления?

2

0

1

 

5.

Всегда ли вы обращаете внимание на ок­ружающую вас природу?

2

0

1

 

6.

Все ли в окружающей природе вас инте­ресует?

2

0

1

 

7.

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

 

8.

Цените ли вы разнообразие в природе?

1

2

0

 

9.

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

 

 

10.

Можете ли вы объяснить, чем привлека­ют вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

 

11.

Вмешиваетесь ли -вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

 

12.

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

 

13.

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

 

14.

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

 

15.

Часто ли вы отдыхаете среди природы?

1

2

0

 

16.

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

 

17.

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

 

18.

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

 

19.

Вы начали принимать носильное участие в охране природы в 1-5 классах?

2

0

1

 

20.

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

 

21.

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фото)?

2

0

1

 

22.

Знакомы ли вам музыкальные произведе­ния, связанные с природой?

2

0

1

 

23.

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

 

24.

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

 

25.

Повлияли ли на ваше отношение к при­роде уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам?

2

0

1


 

№ п/п

Да

Нет

По-разному

 

1.

2

0

1

 

2.

0

2

1

 

3.

2

0

1

 

4.

2

0

1

 

5.

2

0

1

 

6.

2

0

1

 

7.

2

0

1

 

8.

1

2

0

 

9.

2

0

1

10.

1

0

2

 

11.

2

0

1

 

12.

2

0

1

 

13.

2

0

1

 

14.

2

0

1

 

15.

1

2

0

 

16.

0

2

1

 

17.

2

0

1

 

18.

0

2

1

 

19.

2

0

1

 

20.

0

2

1

 

21.

2

0

1

 

22.

2

0

1

 

23.

2

0

1

 

24.

2

0

1

 

25.

2

0

1

 

ИТОГО

 

 

 

№ п/п

Да

Нет

По-разному

 

1.

2

0

1

 

2.

0

2

1

 

3.

2

0

1

 

4.

2

0

1

 

5.

2

0

1

 

6.

2

0

1

 

7.

2

0

1

 

8.

1

2

0

 

9.

2

0

1

10.

1

0

2

 

11.

2

0

1

 

12.

2

0

1

 

13.

2

0

1

 

14.

2

0

1

 

15.

1

2

0

 

16.

0

2

1

 

17.

2

0

1

 

18.

0

2

1

 

19.

2

0

1

 

20.

0

2

1

 

21.

2

0

1

 

22.

2

0

1

 

23.

2

0

1

 

24.

2

0

1

 

25.

2

0

1

 

ИТОГО

 

 

 

№ п/п

Да

Нет

По-разному

 

1.

2

0

1

 

2.

0

2

1

 

3.

2

0

1

 

4.

2

0

1

 

5.

2

0

1

 

6.

2

0

1

 

7.

2

0

1

 

8.

1

2

0

 

9.

2

0

1

10.

1

0

2

11.

2

0

1

12.

2

0

1

13.

2

0

1

14.

2

0

1

15.

1

2

0

16.

0

2

1

17.

2

0

1

18.

0

2

1

19.

2

0

1

20.

0

2

1

21.

2

0

1

22.

2

0

1

23.

2

0

1

24.

2

0

1

25.

2

0

1

ИТОГО

 

 

№ п/п

Да

Нет

По-разному

 

1.

2

0

1

 

2.

0

2

1

 

3.

2

0

1

 

4.

2

0

1

 

5.

2

0

1

 

6.

2

0

1

 

7.

2

0

1

 

8.

1

2

0

 

9.

2

0

1

10.

1

0

2

11.

2

0

1

12.

2

0

1

13.

2

0

1

14.

2

0

1

15.

1

2

0

16.

0

2

1

17.

2

0

1

18.

0

2

1

19.

2

0

1

20.

0

2

1

21.

2

0

1

22.

2

0

1

23.

2

0

1

24.

2

0

1

25.

2

0

1

ИТОГО

 


 

 

Общие  вопросы    БЛОК ОБСУЖДЕНИЙ.

ЗАДАНИЕ .  Определить типологию экологического состояния  Майского района. (1-5 )

.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Состояние атмосферного воздуха

Состояние атмосферного воздуха

Состояние внутренних вод. §25

Состояние внутренних вод. §25

Состояние почв. § 26 БЛОК

Состояние почв. § 26 БЛОК

Состояние растительного мира. § 27

Состояние растительного мира. § 27

Состояние животного мира. §28

Состояние животного мира. §28

Мое отношение к природе № п/п

Мое отношение к природе № п/п

Да Нет По-разному 1

Да Нет По-разному 1

Общие вопросы БЛОК

Общие вопросы БЛОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2024