Тема: Одна и две буквы н в отымённых прилагательных (2 урок)
Цели урока: закрепить умения правильно писать одну и две буквы н в суффиксах
прилагательных, группировать слова с изученной орфограммой, графически
обозначать условия выбора; научить правильно выбирать буквы е и я в суффиксах
прилагательных с корнем ветр.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Литература: Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. :
Просвещение, 2016. — 240 с. — ISBN 9785090428774.
1.Организация детей к уроку.
2.Лингвистическая разминка. Записать предложение, произвести письменный
пунктуационный разбор предложения и устный орфографический разбор
прилагательных с полным объяснением.
Соломенные крыши до самых дверей покрывали убогие домики, и они тускло
смотрели на путников слюдяными окнами. (По А. С в и р с к о м у)
3.Проверка домашнего задания
4. Работа по теме
А)Работа по теме урока в группах с последующим выступлением
1 группа: учащиеся объясняют графически правописание прилагательных, в
которых, если не учитывать морфемный состав, можно допустить ошибки и в
правописании и в объяснении. Добавить свои примеры.
Старинный, картинная, органный, макаронный, равносторонний, мышиный,
машинный, гортанный
2 группа: работа с правописанием непроизводных прилагательных и их
лексическим значением
Пьяный, рьяный, буланый, вороной, свиной, олений, кабаний, фазаний.
Б) Орфоэпическая работа продолжается с парой вЕтреный — ветрянОй.
Учащиеся читают материалы для наблюдения (с. 31), объясняют, как связан выбор
гласной в суффиксе с произношением слов, приводят аналогичные примеры,
выполняют упр. 368.
Дополнительное задание: образуйте от прилагательного существительное со
значением «ветреный юноша», от него произведите существительное женского
рода (ветреный_ветреник_ветреница). Почему в этих словах пишется одна буква
н? Используйте для ответа аналогию: лесной — лесник; нефтяной — нефтяник.
В) Образуйте отымённые прилагательные от данных существительных. Запишите
их в два столбика — с одной и двумя н, выделите суффикс: рожь, листва,
единство, секция, множество, кожа, полотно, кость, родство, торф,
информация, комар, серебро, естество, агитация, толокно, стекло, реакция, жизнь, утка, порция, буква, ресторан, язва, овёс, правительство, песок, почва,
голубь, пустыня, соль.
Комментарий учителя: о т существительного соль образуется прилагательное
солянОй (соляные копи, соляные пласты), а слово солёный — от глагола солить
(солёные огурцы). Это отглагольные прилагательные. У них своё правило.(можно
привести ещё несколько примеров)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали? Что показалось вам легким, а что трудным?
При написании каких прилагательных важно учитывать лексический анализ
слова?
6. Домашнее задание: составить тренировочное упражнение на изучаемую
орфограмму.
Конспекты уроков "Н и НН в отыменных прилагательных"
Конспекты уроков "Н и НН в отыменных прилагательных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.