Урок «Конституция Российской Федерации».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока, заключается в формировании у обучающихся представления о Конституции РФ как документе обладающем высшей юридической силой и определяющим принципы устройства государства.
Задачи:
• продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
• расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
• воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.
ХОД УРОКА
Эпиграф к уроку: Право существует для пользы человечества.
Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
- Ребята, скажите пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)
- Какую информацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)
- Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите, пожалуйста, тему урока.
Самым важным документом для нашего государства, является Конституция.
АССОЦИАЦИЯ / КЛАСТЕР
- А с чем у вас ассоциируется это слово? Карточка № 1
Это главное, что должен знать каждый гражданин о Конституции своей страны. Для того чтобы изучать Конституцию, нужно обязательно читать ее текст (его можно найти в Интернете, а лучше иметь в домашней библиотеке). Хотя, конечно, чтение это не из легких. Зато интересное и очень полезное.
Из курса отечественной истории вы знаете, что одними из первых, кто разрабатывал конституционные проекты в России, были руководители движения декабристов П.И. Пестель и Н.М. Муравьев.
Работа с документом – стр. 100 уч. Из проекта Конституции Н.М. Муравьева (1824 г.)
Но, крепостническая Россия в нач. XIX в. не была еще готова к переходу от абсолютной монархии (самодержавия) к власти права и закона. Своеобразным свидетельством может служить одна трагикомическая ситуация. («Да здравствует Константин и его жена Конституция!»
1. Этапы развития Конституции.
Ребята, в преддверии празднования 25-летия Конституции у нас в школе оформлен тематический стенд. Но, мне кажется, не лишним там будет еще один лист – «Это интересно!» или «Спорим, вы не знали!». Предлагаю оформить такой лист для стенда, познакомившись с текстом параграфа и заполнив пропуски в уже готовом шаблоне.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 97-98.
Спасибо за работу. Ваш лист займет достойное место на общешкольном стенде.
- Скажите, а когда была принята наша Конституция? (12 декабря 1993 г.) - Кем принята ныне действующая Конституция? (народом, на референдуме) - Сколько Конституций было принято в России до этого? (4) Сл.5.
- Вспомните императора, который обещал даровать России Конституцию, но его обещание осталось только на уровне проектов, и не было воплощено. (Александр I). Хотя им была дарована
Конституция входящей в состав Росси Польше в 1815 г. Сл.6
Давайте вспомним правителей России, при которых были приняты предшествующие современной Конституции. Сл 7
2. Закон высшей юридической силы.
Конституция РФ – документ не очень объемный, на достаточно сложный.
Давайте посмотрим, из чего он состоит. Работа с текстом Конституции.
Глубокая проработка этого документа потребует немало времени и сил. Такой цели мы сейчас не ставим, хотя в процессе дальнейшей работы много раз будем обращаться к тексту Конституции. Вводная часть – преамбула. Именно в ней провозглашены основные цели, во имя которых наш многонациональный народ принял этот документ.
Работа с документом. (самостоятельная работа) Подчеркните эти цели, обозначенные в преамбуле.
Преамбула
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.»
Работа с текстом учебника. (самостоятельная работа) Особенности Конституции.
1. Имеет высшую юридическую силу.
2. Все статьи Конституции имеют прямое действие.
Работа с документом. (самостоятельная работа) Скажите, что является высшей ценностью в государстве, и в чем заключается главная обязанность государства, согласно Конституции?
Обратитесь к статье 2.
3. Основные задачи Конституции.
Цели, провозглашенные Конституцией, мы уже уяснили. Теперь следует отметить ее основные задачи.
Конституция, утверждают ученые, решает три главные задачи.
Работа с текстом учебника. (самостоятельная работа) – выписать в тетрадь 1) Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.
2) Упорядочить государственную власть.
3) Утвердить правосудие.
Работа с текстом Конституции. Теперь поподробнее о том, что значит каждая из задач.
1) Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.
Обратимся к ст. 2 - решение этой задачи дано в этой статье. Но, кроме прав есть обязанности.
Назовите их, познакомившись со статьями 15, 43, 44, 57, 58, 59.
2) Упорядочить государственную власть.
Вторая задача значит, что необходимо полностью исключить бесконтрольное единовластии.
Давайте обратимся к статье 10 (разделение властей). Схема записывается в тетрадь.
А теперь из статьи 11 скажите, кто осуществляет государственную власть. Дополняем схему. Парламент является представительным органом Российской Федерации. Это значит, что наш парламент должен выступать представителем всего многонационального народа России.
3) Утвердить правосудие.
Что такое правосудие? (справедливое разрешение конфликтов и споров, возникающих в жизни общества, восстановление нарушенных прав и, конечно, наказание нарушителей закона).
Судебную власть в России представляют суды.
А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их). Первичное закрепление
«Закончи предложение». Учащиеся выходят к доске, берут листок с незаконченным предложением и дают ответ.
Первая советская Конституция была принята в …
Конституция Российской Федерации 1993 года была при¬нята на …
Первая писаная конституция в качестве основного закона государства была принята в … Вводная часть Конституции Российской Федерации, устанав¬ливающая ее исходные начала, цели и задачи, называется …
Конституция Российской Федерации состоит из …
Раздел первый Конституции Российской Федерации состо¬ит из … глав. Первая глава Конституции Российской Федерации закрепляет….
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Конституция образована от латинского слова «constitutio». Что это означает?
а) установление б) согласие в) договор
2. Какое из определений подходит к понятию «Конституция»?
а) юридический акт, содержащий все законы страны;
б) основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации;
в) текст законов;
2. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) парламент б) президент в) народ 3. Правительство РФ осуществляет…
а) законодательную власть б) исполнительную власть в) судебную власть
4. Найдите в приведенном списке характеристики современного Российского государства.
1) монархия
2) республика
3) унитарное
4) федерация
5) теократическое
6) правовое
5. Конституции СССР были приняты в 1) 1905 г.
2) 1918 г.
3) 1924 г.
4) 1936 г.
5) 1945 г.
6) 1962 г. 7) 1977 г.
6. Конституция Российской Федерации была принята на референдуме __________ года.
Включение в систему знаний / Решение проблемных заданий
Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав? В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность.
А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. А обязанности без прав могут существовать в тоталитарных государствах. В таких государствах у людей права практически отсутствуют.
Всегда ли записанные в Конституции права исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни?
Записанные в Конституции права не всегда исполняются. Часто нарушение прав людей совершают сами же люди.
Для соблюдения прав в реальной жизни необходимо развивать правовую культуру личности, а также развивать положительные качества человека. Со стороны как государства, так и человека должно быть неукоснительное исполнение законов.
Может ли подросток на практике реализовать все права гражданина России? Подросток не может реализовать все права гражданина, поскольку законодательство ограничивает несовершеннолетних в правах. Например, участвовать в выборах могут граждане РФ, достигшие 18 лет.
Рефлексия
Домашнее задание: п. 11
1. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом людей на жизнь.
2. Из периодической печати найдите статьи, где говорится об нарушении прав и свобод граждан. Укажите, какие статьи КРФ нарушены.
За каждое дополнительно выполненное домашнее задание ставится дополнительная оценка, за каждый вид работы, таким образом:
Все ребята молодцы, все работали в меру сил и возможностей. Спасибо за работу.
«Это интересно!» или
«Спорим, вы не знали!»
Первые Конституции стали складываться в ___________вв.
Конституции принято делить на ____________________ и _________________________.
____________, значит________________________________.
____________, значит________________________________.
Примером неписаной Конституции может случить______________________конституция:
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
__________________________________
(__________________________________________________).
Первая писаная Конституция была принята в ______________ году в __________________. Ей уже более _________________ лет.
Конституции «второго поколения» появились в ________ в.
Эпиграф:
Право существует для пользы человечества.
Преамбула
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.»
Тест
1. Конституция образована от латинского слова «constitutio». Что это означает?
а) установление б) согласие в) договор
2. Какое из определений подходит к понятию «Конституция»?
а) юридический акт, содержащий все законы страны;
б) основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации;
в) текст законов;
3. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) парламент б) президент в) народ 3. Правительство РФ осуществляет…
а) законодательную власть б) исполнительную власть в) судебную власть
4. Найдите в приведенном списке характеристики современного Российского государства.
1) монархия
2) республика
3) унитарное
4) федерация
5) теократическое
6) правовое
5. Конституции СССР были приняты в 1) 1905 г.
2) 1918 г.
3) 1924 г.
4) 1936 г.
5) 1945 г.
6) 1962 г. 7) 1977 г.
6. Конституция Российской Федерации была принята на референдуме __________ года.
Первая советская Конституция была принята в …
Конституция Российской Федерации 1993 года была при¬нята на …
Первая писаная конституция в качестве основного закона государства была принята в …
Вводная часть Конституции Российской Федерации, устанав-ливающая ее исходные начала, цели и задачи, называется …
Конституция Российской Федерации состоит из …
Раздел первый Конституции Российской Федерации состо¬ит из … глав. Первая глава Конституции Российской Федерации закрепляет….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.