Методическая разработка урока обществознания в 11 классе
по теме
"Демократические выборы"
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель: Создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления.
Цели урока по содержанию:
1) Обучающая: способствовать формированию знаний учащихся о этапах развития и структуре системы выборов в Российской Федерации. 2) Развивающая: продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний. 3) Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах, развитию познавательного интереса и самостоятельности через использование ТРКМ .
Формируемые УУД:
Познавательные: овладение приёмами анализа документов и материалов учебника.
Регулятивные: умение формулировать и решать проблему; работа по алгоритму. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; совершенствование навыков работы в парах, в группах.
Личностные: формирование ценностных ориентаций; формирование обществоведческой компетенции.
Технология обучения: технология развития критического мышления Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения:1)"Обществознание 11 класс", учебник для общеобразовательных учебных заведений под редакцией Л.Н.Боголюбова , Просвещение 2017г, Конституция Р.Ф.
2)Компьютер, интерактивная презентация.
Место урока в изучаемом материале : четвёртый урок при изучении главы 3-й "Политическая жизнь общества" .Первый урок по теме " Демократические выборы".
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организация класса. - 1 мин.
Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.
-Здравствуйте, садитесь.
Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверен, что у нас всё получится.
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.
2.Актуализация знаний.- 5 мин.
Демонстрация слайда №1
Наш урок я хочу начать с
демонстрации репродукций серии картин известного английского художника 18 века Уильяма Хогарта. Демонстрация слайдов № 2-4
Демонстрация слайда № 5
Как вы думаете какие политические события из жизни английского общества в своих юмористических картинах изобразил автор?
Проверка правильности ответов.
Демонстрация слайда № 6
Правильный ответ выборы в английский парламент.
Демонстрация слайда №7-
Какие этапы выборов изображены на картинах?
Демонстрация слайдов №8-10
Проверка правильности ответов.
Демонстрация слайда №11
-Какие нарушения с точки зрения современных демократических выборов были допущены?
Высказывают своё мнение о изображённом на картинах.
Ответ политический процесс изображённый на картинах Хогарта это выборы.
Работа с иллюстрациями
На картинах изображены : агитация , голосование , победа в выборах.
Подкуп избирателей.
Возможность влияния на избирателей.
Давление на избирательную комиссию.
Привлечение недееспособных. Агитация во время голосования. Применение физического насилия.
Коммуникативные:
-высказывать своё мнение и обосновывать его;
-умение выражать мысли.
3.Формулирование темы урока.- 3 мин.
Демонстрация слайда №12
Как вы думаете на каких организуются современные выборы.
-Демонстрация слайда №13 Какие документы регулируют процессы выборов в России?
Проверка правильности ответов.
Демонстрация слайда №14
Демонстрация слайда №15
Выборы в России имеют очень древние традиции.
Определите какое событие изображено на рисунке ? Проверка правильности ответов.
Демонстрация слайда №16
Демонстрация слайда №17
Когда и при каких обстоятельствах состоялись первые общегосударственные выборы в России?
Демонстрация слайда №18
Проверка правильности ответов.
Демонстрация слайда №19
В истории нашего государства произошло много тяжёлых исторических событий. Одно из них было названо "Смутным временим"
Что такое «Смутное время»? В результате каких событий оно прекратилось ?
Демонстрация слайда №20
Проверка правильности ответов.
Демонстрация слайда №21
Как мы видим выборы играют очень важную роль в истории нашего государства.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Демонстрация слайда №22.
Ответы учащихся.
Свободное, тайное волеизъявление.
Строгое следование закону. Альтернативность. Участие только дееспособных граждан.
Недопустимость вмешательства в процессы выборов.
Агитация в строго установленные сроки.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г.
№ 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления”Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ “О выборах
Президента Российской Федерации”
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ “О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”
Вече – народное собрание у восточных славян и русских людей играло роль органа государственного управления и общественного самоуправления.
После смерти Фёдора Иоановича Земский собор 17 февраля 1598 года избрал на царство Бориса Годунова.
Сму́тное вре́мя, или Сму́та — период в истории России с 1598 по 1613 год , ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной русскопольской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственнополитическим и социально-экономическим кризисом.
21 февраля 1613 года Великий Земский собор избрал Михаила Романова на царство.
"Демократические выборы.
2 )Запись темы в тетради.
Коммуникативные: - умение выражать мысли
4. Открытие новых знаний.- до 15 мин.
1) Формирование проблемы. Что же такое выборы?
Демонстрация слайда №23.
В Российской Федерации существует трёхуровневая система выборов . Какими элементами она представлена? Получить ответ на этот вопрос нам поможет материал учебника на стр.250
Демонстрация слайда №24
-Что нам нужно узнать для получения более полной информации по теме ?
При помощи чего осуществляется механизм выборов?
Демонстрация слайда №25
Отвечают на вопросы.
Выборы - это избрание должностных лиц, а также депутатов в представительные органы власти на определённый срок.
-одна из наиболее распространённых форм участия людей (граждан ) в общественно-политической жизни государства, страны. Делают зап. в тетр.
1.Федеральный : Выборы президента, депутатов Государственной Думы.
2.Региональный : Выборы губернаторов и законодательных органов субъектов РФ.
3.Муниципальный: Выборы глав местного самоуправления и представительных органов.
Записывают в тетради.
Формируют список вопросов необходимых для изучения.
Отвечают на вопрос. Работают с текстом. Делают записи.
Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.
Регулятивные УУД: -определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.
-выдвигать версии.
Познавательные:
-предполагать, какая информация нужна для решения задачи, отбирать источники информации.
Что относится к структуре избирательной системы?
Демонстрация слайда №26
Какие ограничения существуют в избирательном процессе?
Избирательное право- комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле - политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы власти. В широком смысле - возможности субъектов действовать определенным образом.
Избирательный процесс - комплекс действий в процессе выборов.
Включает этапы:
- Организационный
-Выдвижение и регистрация кандидатов
- Предвыборная агитация
-Голосование и определение его результатов -Обнародование итогов Возрастные.
Гражданско-территориальные.Недееспособность.
Заключение в местах лишения свободы , наличие судимости.
Ограничение количества сроков занятия должности.
Судебное решение о лишении права занимать выборные должности. Несовместимость деятельности.
Коммуникативные:
-совершенствование навыков работы в парах, в группах.
Познавательные УУД:-владеть смысловым чтением
– самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Регулятивные:
- анализ и оценка деятельности.
Личностные УУД:
-формирование исторической компетентности.
5. Применение полученных знаний.-
-На уроке мы изучили материал о "Демократических выборах". Для того чтобы закрепить полученные знания, составим таблицу. Демонстрация слайда №27-
-Подводит итоги работы .
- Смогли ли мы на уроке получить ответ на вопрос "Что такое демократические выборы?
Работа с терминами .
Оправдались ли предположения о сущности демократических выборов?
Работают в парах.
Проверка в парах или самопроверка.
Ответы учащихся.
Озвучивают значение терминов: выборы , избирательный процесс, избирательное право, избирательная система.
Ответы учащихся.
Познавательные УУД:
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям .
Коммуникативные УУД: - умение работать в парах.
Регулятивные:
-дать самооценку своей работе.
представлений информации в виде схемы или таблицы.
Личностные УУД:
-формирование обществоведческих компетентности.
6. Рефлексия- 5 мин.
Учитель предлагает учащимся продолжить одно из предложений.
Демонстрация слайда № 29
Продолжают одно из предложений по выбору.
Коммуникативные УУД
-высказывать своё мнение и обосновывать его.
Регулятивные:
-дать самооценку своей работе.
7. Домашнее задание.
Стр. 250-251, документ на стр.259 , вопросы и задания к документу ,
Слайд № 30
Запись домашнего задания.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.