Музейный урок "Мой родной край"
Оценка 4.7

Музейный урок "Мой родной край"

Оценка 4.7
pdf
28.03.2022
Музейный урок "Мой родной край"
музейный урок.pdf

      Тема урока:Мой родной край.

Цели: 

1.   Пробудить интерес к истории родного края;                                                   

2.   Приобщать учеников к прекрасному,  к богатому культурноисторическому наследию малой Родины.

3.   Углубить знания учеников о кодексах народов Дагестана.

4.   Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.

Задачи: 

- Формировать уважительное отношение к обычаям и традициям. -  Развивать жизненный опыт учащихся  в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями. 

Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, набор иллюстраций по теме урока, выставка книг о Дагестане ,предметы быта.

 

Звучит тихая дагестанская национальная музыка

Эпиграф:

                                                                  В ладони сердце можно уместить,

Но в сердце целый мир не уместишь.

                                                           Другие страны очень хороши,                                                              Но Дагестан дороже для души. 

                                        (Р. Гамзатов).

 

     -Учитель читает стихотворение  Р.Гамзатова «Дагестан».

 

   Ребята, вы догадались какая тема нашего урока? Да, мы сегодня будем говорить о нашей малой родине. 

                                  1. Ход урока:

 -Учитель:  Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: “Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину”.

И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей не выбирают. Они даются человеку один раз навсегда, до конца жизни. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Дагестан и твердили, что «Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда».

Расположен Дагестан на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря.

-С кем граничит Дагестан?

- Он граничит с такими братскими республиками, как Азербайджан, Грузия, Чеченская республика, Ставропольский край и Калмыкия. (Ответы детей).

   

      Дагестан богат своими традициями, промыслами культурой, а самое главное своими жителями. Мы гордимся своими поэтами, писателями, учеными, художниками, скульпторами, космонавтами. 

Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитание старших, Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это мужество джигитов, это мудрость  аксакалов.

Дагестан является одной из наиболее многонациональных республик нашей страны. Пожалуй, ни в одном другом Регионе России нет так много народностей  как здесь.

 Кавказ в древности называли «горой языков», подразумевая большое количество народов, проживающих на небольшом пространстве. На территории самого замечательного и своеобразного уголка нашей Родины, в Дагестане, проживает более 30 национальностей. 

-А какую легенду знаете связанную с языками?

  -Ученик. Всем известна легенда о всаднике, который когда-то, в незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Вот почему в Дагестане так много языков. Но каждая клеточка моего организма рада тому, что все национальности живут единой семьей.

-Учитель: - А какие еще легенды  знаете связанные с нашим селом? -Ученик( Караул тебе).Есть легенда о происхождении этой каменистой гоы.Нарты(богатыри),которые жили в древние времена в горах,решили устроить состязания.Расположились они для своих состязаний на горе «Тюз тав» и отсюда решили бросать камни.Брошенные ими камни попадали на  то место,откуда открывается обзор над всей  окружающей местностью,поэтому здесь в далекие времена располагались стражники т.е сторожевая башня.В тревожные опасные дни они разводили на этой горе сигнальные огни,тем самым предупреждали об опасности.Осюда и название «Караул тебе». -Ученик:Янгур ташлар.Стоят эти два  больших камня на северной окраине села,около дороги,рядом «Чакалы бет».Когда наступает засуха,сельчане прижодят к этим камням совершают религиозный обряд,раздают садакаи поднимают камни,обращаются к Аллаху с просьбой вознаградить их дождем.По вечерам дети ходят по улицам воспевая обрядовую песню «Земире» для вызывания дождя,люди выходят из дома плескают воду.Женщины варят в больших кастрюлях традиционное кумыкское блюдо «Шапши» и раздают.Говорят,камни окаменели ,когда влюбленная пара которая не смогла соединить между собой судьбу.

-Учитель:Проживая вместе, дагестанцы  приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Они научились совместно обрабатывать землю, производить продукты животноводства  и земледелия. Они создавали искусные изделия из глины, камня, дерева, шерсти, металла.У каждого народа есть свои прославленные аулы. 

-Учитель:Какие прославленные аулы знаете?

-Ученики: Кубачинцы и гоцатлинцы  превосходные ювелиры. Жители

Кубачи, Харбука, Казанища, Гамсутля, Гоцатля, Согратля, Кулда и КазиКумуха считаются лучшими оружейниками. Селения Испик, Балхар,

Сулевкент известны как центры изготовления гончарных изделий. В Южном Дагестане ткут  паласы, ковры.  Есть аулы известные своими канатоходцами, танцорами, музыкантами, поэтами, писателями, сапожниками, кузнецами. Андийцы и хунзахцы славятся как мастера по производству бурок из войлока.                                                     

-Учитель: Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим.

       Производство разнообразных шерстяных изделий являлось самым массовым и самым древним из всех видов домашних промыслов народов Дагестана.

-Как вы думаете, почему?(Потому, что занимались овцеводством).

Из шерсти изготавливали :войлок,арбабаши, сапоги,ковры,паласы,хурджины,маски,бурки.

Производством войлока, обработкой шерсти женщины занимались круглый год.В народе сложилась шутка.Молодая жена подала мужу обед ,который она приготовила для него впервые. Обед был хорош, но муж почему-то прогнал жену. Оказывается ,он не нашел в пище ни одного волоска шерсти.В представлении андийца женщина,которая не умеет или не любит обрабатывать шерсть,не может быть полноценной женой и хозяйкой в доме.

По всему Кавказу и далеко за его пределами пользовались именно андийские бурки.

Бурка-один из компонентов мужской одежды народов Дагестана.Атрибутом  мужчины была папаха,наплечная бурка и кинжал,а в полном реквизите конь и оружие.Для дагестанцев бурка является символом мужественности и воинственности.В прошлом ею пользовались и зимой и летом,защищаясь от холода,ветра,дождя и жары.

Бурка нашла свое отражение и в обычаях и традициях дагестанцев.                       Без бурки не обходились рукопашные бои. Если двое решали ссору поединком с оружием в руках, любой из присутствующих одетый в бурку, снимал ее и набрасывал на того из бойцов ,который был без бурки.

      Бурка защищала от сабельных  и кинжальных ударов  и фактически заменяла собой щит и доспехи.

К буркам прибегали и в ситуациях похищения девушки. Похищенную девушку было  принято заворачивать в бурку ,не только, чтобы скрыть похищаемое от посторонних глаз, заглушить призывы о помощи. Похититель даже в этом случае  считал себя не вправе прикасаться к одежде девушки.

Покойника несут  на кладбище покрыв буркой. В доисламские времена в бурке, как ныне в саване, хоронили покойника. Люди пришедшие на соболезнование к родственникам умершего приходили в бурке. На бурке молились.

В обряде примирения кровников «Кьанлы»,родственники с той и иной стороны собирались на площади,в присутствии джамаата здесь происходило примерение.Отец или дед убийцы приводил сюда убийцу,накинув на его голову бурку.Остановившись перед матерью,он бросал сына или внука к их ногам со словами: «Делайте с ними все,что хотите».Убийца в бурке падал на землю перед ними,склонив голову.Мать покойного подходила к убийце,снимала с него с него бурку.Гладила его  по голове  и произносила такие слова: «Если ты будешь вести себя как человек, будешь нам сыном ,если нет- останешься врагом. Здесь сторона убийцы вручала потерпевшей стороне плату за кровь. Она состояла из скота и савана .После этого считалось, что родственники убийцы получили прощение.

Бурка играла определенную роль и свадебном обряде. Четыре женщины, родственницы жениха ,в течение свадебной процедуры держали над головой невесты ее подружек бурку, растянув ее.

По технологии изготовления бурки можно подразделить на несколько процессов: мойка шерсти, сушка, сортировка, рыхление руками

,расчесывание на гребне, уваливание, вычесывание ворса ,покраска, мойка, сушка, кройка и шитье. Каждая из операций по изготовлению бурок занимала определенное время. Одна мастерица тратила на изготовление бурки 15-20 дней.

На одну бурку уходило 5-6 кг шерсти.

Основные ингредиенты черной краски для бурок- это ольховая кора  и железный купорос.

Большой праздник устраивался  в день завершения работ по изготовления бурок .Хозяйка готовила праздничный обед, который сопровождались музыкой и танцами.

Лучшие бурки производили именно в Анди. Андийские бурки отличались  своим качеством, блеском, нарядностью  ,легкостью, так как была изготовлена из особой шерсти андийской  породы овец. Высококачественная бурка должна стоять, не падая. Налитая на хорошую бурку вода ,не впитывалась, а протекала по его поверхности.

До сих пор сохранился обычай дарить бурку как памятный подарок дорогому  гостю.

-Ученицы:Поют песню « Чыгъып,чыгъып».

Дагестанцы с незапамятных времен стали использовать природные материалы для изготовления предметов домашнего обихода.Горцы превратили простую глину в уникальные произведения искусства.

Керамическое производство в Дагестане является одной из самых древних отраслей кустарного производства, начало его зарождения относятся к эпохе неолита. Основными центрами художественной керамики в Дагестане с давних являлись лакский аул Балхар,даргинский аул Сулевкент,лезгинский аул Испик,табасаранский аул Джули.

Из глины делали: кувшины, маслобойки ,сосуды, игрушки для развлечения детей.

Все начиналось со специальной подготовки глины .Ее осторожно скабливали ножами со стен, глиняных ям и затем приносили домой .После этого глину заливали водой  и месили ногами. У лакцев есть поговорка: «Лучшая невеста в Балхаре,с большой ступней ног».После того как глину месили ногами ее мяли руками. Далее мастерица садилась на скамеечка ,за гончарный круг. Рождение нового сосуда начиналось с круглой глиняной лепешки на гончарном круге для донышка. Стенка сосудов росли за счет глиняных жгутиков.Мастерица  время от времени смачивали глину водой.

Красками служат ангобы(светлая глина).На дно мастерицы наносят авторский знак.

Для обжига используют печь. Для топлива –кизяк(сушенный навоз).После обжига желтая глина превращалась в красную.

Сценка: «Ответ мудреца».                                                                                      

Две женщины брали из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. – А мой поет, как соловей. Ни у кого такого нет, говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету. Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины,

останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг на встречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поет. Соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что! Каковы

наши сыновья! А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.                                                                                                                           

-Учитель: Ребята, а сейчас подумайте и скажите: А чем говорится в дагестанской притче? (Высказывания учащихся, учитель делает вывод) .             – Вы правильно поняли, что человек своими поступками, своим отношениям к окружающим его людям может создать о себе как хорошее мнение, так и плохое. В этой притче мы увидели положительный пример сына – желание помочь не на словах, а на деле. Я надеюсь, что и вы, мои ученики, возьмете только положительный пример и будете поступать, также.

Тема урока:Мой родной край.

Тема урока:Мой родной край.

И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения

И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения

Дагестане так много языков. Но каждая клеточка моего организма рада тому, что все национальности живут единой семьей

Дагестане так много языков. Но каждая клеточка моего организма рада тому, что все национальности живут единой семьей

Андийцы и хунзахцы славятся как мастера по производству бурок из войлока

Андийцы и хунзахцы славятся как мастера по производству бурок из войлока

К буркам прибегали и в ситуациях похищения девушки

К буркам прибегали и в ситуациях похищения девушки

Большой праздник устраивался в день завершения работ по изготовления бурок

Большой праздник устраивался в день завершения работ по изготовления бурок

Для обжига используют печь. Для топлива –кизяк(сушенный навоз)

Для обжига используют печь. Для топлива –кизяк(сушенный навоз)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022