КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»
В.А.Сухомлинский
«Час работы научит большему, чем день объяснений,
ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником»
Ж. Руссо
Анотация: В данной статье представлен один из способов развития познавательного интереса и деятельности обучающихся при обучении физике во внеурочное время. Конструирование простейших приборов для уроков физики собственными руками обучающимися, демонстрация известных опытов или проведение практических работ с их использованием повышает градус интереса к предмету. Автором статьи предлагается такая форма организации работы с обучающимися по развитию познавательной активности, как летняя досуговая площадка.
Ключевые слова: познавательный интерес, изготовление и конструирование приборов, конструкторские и творческие способности, летняя досуговая площадка.
Перед образовательной организацией всегда стояла задача – вооружить выпускников прочными знаниями и умениями применять их на практике. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного интереса и деятельности учащихся на уроках.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знания, но в первую очередь на «деятельностный» компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает не только деятельность непосредственно на уроке, но и внеурочную деятельность. «Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности; развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.» [1].
В практике работы каждого учителя физики накоплен немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике в урочное и внеурочное время.
В данной статье хочу продолжить рассмотрение темы непрерывности и преемственности формирования естественного мировоззрения учащихся основной школы через организацию работы летней досуговой площадки.
Период развития интеллекта через познание окружающего мира как раз приходится на возраст, соответствующий 5-6 классу. Но согласно Государственному стандарту основного общего образования в 6 классе природоведение не изучается. Затем учащиеся с 7-го класса начинают изучать новый предмет – физику, который без предварительной подготовки быть весьма затруднительным. Поэтому, летняя досуговая площадка здесь может быть кстати. Учащиеся овладеют разнообразными научными методами исследований, укрепят здоровье, освоят различные трудовые навыки. В группу принимаются обучающиеся 5-7 классов на добровольной основе. Работой группы руководит учитель, а обучающиеся 8-10-х классов могут выступать в роли коучей.
Наблюдать за тем, как учитель проводит опыт, всегда интересно. Проводить опыт самому - интереснее вдвойне. А если проводить опыт с прибором, который сконструирован своими руками, вызывает большой интерес не только личный, но и интерес сверстников. Работа над изготовлением приборов способствует развитию у школьников конструкторских и творческих способностей. В дальнейшем эти обучающиеся могут стать незаменимыми помощниками учителя во время демонстрации опыта или проведении лабораторной работы. Работу можно начать с копирования готового прибора, а потом перейти к модернизации или созданию своей модели.
Примерный план работы летней досуговой площадки
|
День |
Мероприятия |
|
1 день |
31 мая среда |
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
|
Инструктаж по технике безопасности. Слет юных исследователей и конструкторов «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Изготовление парафинового двигателя и пробковой турбины. |
2 день |
1 июня четверг |
Международный день защиты детей |
Удивительный мир камня. Выращивание кристаллов. Экскурсия в музей минералогии ДонНТУ |
3 день |
2 июня пятница |
Делу время – потехе час |
Измерение физических величин. Изготовление песочных, водяных часов. Экскурсия к городским часам (солнечным, песочным) |
4 день |
6 июня вторник |
День русского языка. День рождения электрического утюга |
Электричество вокруг нас. Изготовление гальванического элемента. Экскурсия в краеведческий музей |
5 день |
7 июня среда |
Праздник Иванов день – Медвяные росы. |
Волшебные свойства воды. Изготовление водного фильтра, опреснителя воды. Викторина и игры на спортплощадке. |
6 день |
8 июня четверг |
Всемирный день океанов
|
И вновь – эта удивительная вода. Изготовление макета корабля, аэрометра, фонтана. Экскурсия к городским фонтанам. |
7 день |
9 июня пятница |
Международный день друзей |
Творческая мастерская «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг». |
8 день |
12 июня понедельник |
Вся сила – в знаниях! |
Силы вокруг нас. Изготовление катушки-ползушки, динамометра. |
9 день |
13 июня вторник |
День рождения булавки |
Давление. Изготовление жидкостного манометра, барометра. |
10 день |
14 июня среда |
День экологии |
Вторая жизнь пластиковых бутылок: изготовление прибора для демонстрации закона Паскаля; картезианского водолаза; поилки для птиц. Трудовой десант. |
11 день |
15 июня четверг |
Всемирный день ветра |
Ветер, ветер, ты могуч… Изготовление бумажного флюгера, змея, модели движения воздушного колеса. Изготовление анемометра. Подвижные конкурсы |
12 день |
16 июня пятница |
Солнце печет, липа цветет. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? |
Греет ли шуба? Конструирование прибора, демонстрирующего увеличение объема газов при нагревании. Изготовление термоскопа (наблюдение передачи тепла) |
13 день |
19 июня понедельник |
День наблюдения за облаками |
У природы нет плохой погоды. Изготовление гигрометра, психрометра. Экскурсия в ботанический сад (оранжереи) |
14 день |
20 июня вторник |
Закрытие смены |
Фестиваль «Формула успеха», закрытие смены. Экскурсия на физико-технический факультет ДонНУ. |
Методическое сопровождение смены содержит подробный конспект с указанием целей, этапов проведения занятия; видеоматериалы; подробное описание практической составляющей занятия; список использованной литературы и интернет-ресурсов. С методическим сопровождением каждого дня смены можно ознакомиться по ссылкам в таблице.
Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 г.г (приказ МОН ДНР от 17 мая 2015года №325 )
2. Ванклив Д. Занимательные опыты по физике /Д.Ванклив. – М.: Аст, 2008
3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике /Л.А.Горев.- М.: Просвещение, 1985.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Грирорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2010.
5. Долина Н. Коучи в образовании: [Электронный ресурс] /Н.Долина. – Режим доступа: http://www.eurocoach.ru/training/coaching_in_education/.
6. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике, ВЛАДОС, 2007.
7. Опыты в домашней лаборатории. М. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981 (серия: “Библиотечка “Квант” Вып. 4.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А.И.Савенков. – Самара: Изд.дом «Федоров», 2010.
9. Шахмаев Н.Н. Шилов В.Ф. Физический эксперимент в школе. М. 1989.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.