КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Оценка 4.7

КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Оценка 4.7
doc
01.12.2021
КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ .doc

КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 

 «Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»

В.А.Сухомлинский

«Час работы научит большему, чем день объяснений,

 ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником»

Ж. Руссо

Анотация: В данной статье представлен один из способов развития познавательного интереса и деятельности обучающихся при обучении физике во внеурочное время. Конструирование простейших приборов для уроков физики собственными руками обучающимися, демонстрация известных опытов или проведение практических работ с их использованием повышает градус интереса к предмету. Автором статьи предлагается такая форма организации работы с обучающимися по развитию познавательной активности, как летняя досуговая площадка.

Ключевые слова: познавательный интерес, изготовление и конструирование приборов, конструкторские и творческие способности, летняя досуговая площадка.

Перед образовательной организацией всегда стояла задача – вооружить выпускников прочными знаниями и умениями применять их на практике. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного интереса и деятельности учащихся на уроках.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знания, но в первую очередь на «деятельностный» компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает не только деятельность непосредственно на уроке, но и внеурочную деятельность. «Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности; развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.» [1].

В практике работы каждого учителя физики накоплен немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике в урочное и внеурочное время.

В данной статье хочу продолжить рассмотрение темы непрерывности и преемственности формирования естественного мировоззрения учащихся основной школы через организацию работы летней досуговой площадки.

 Период развития интеллекта через познание окружающего мира как раз приходится на возраст, соответствующий 5-6 классу. Но согласно Государственному стандарту основного общего образования в 6 классе природоведение не изучается. Затем учащиеся с 7-го класса начинают изучать новый предмет – физику, который без предварительной подготовки быть весьма затруднительным. Поэтому, летняя досуговая площадка здесь может быть кстати. Учащиеся овладеют разнообразными научными методами исследований, укрепят здоровье, освоят различные трудовые навыки. В группу принимаются обучающиеся 5-7 классов на добровольной основе. Работой группы руководит учитель, а обучающиеся 8-10-х классов могут выступать в роли коучей.

Наблюдать за тем, как учитель проводит опыт, всегда интересно. Проводить опыт самому - интереснее вдвойне. А если проводить опыт с прибором, который сконструирован своими руками, вызывает большой интерес не только личный, но и интерес сверстников. Работа над изготовлением приборов способствует развитию у школьников конструкторских и творческих способностей. В дальнейшем эти обучающиеся могут стать незаменимыми помощниками учителя во время демонстрации опыта или проведении лабораторной работы. Работу можно начать с копирования готового прибора, а потом перейти к модернизации или созданию своей модели.

Примерный план работы летней досуговой площадки

 

День

Мероприятия

1 день

31 мая

среда

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

 

Инструктаж по технике безопасности. Слет юных исследователей и конструкторов «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Изготовление парафинового двигателя и пробковой турбины.

2 день

1 июня

четверг

Международный день защиты детей

Удивительный мир камня. Выращивание кристаллов. Экскурсия в музей минералогии ДонНТУ

3 день

2 июня

пятница

Делу время – потехе час

Измерение физических величин. Изготовление песочных, водяных часов.

Экскурсия к городским часам (солнечным, песочным)

4 день

6 июня

вторник

День русского языка. День рождения электрического утюга

Электричество вокруг нас. Изготовление гальванического элемента.

Экскурсия в краеведческий музей

5 день

7 июня

среда

Праздник Иванов день – Медвяные росы.

Волшебные свойства воды. Изготовление водного фильтра, опреснителя воды.

Викторина и игры на спортплощадке.

6 день

8 июня четверг

Всемирный день океанов

 

И вновь – эта удивительная вода. Изготовление макета корабля, аэрометра, фонтана. Экскурсия к городским фонтанам.

7 день

9 июня

пятница

Международный день друзей

Творческая мастерская «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг».

8 день

12 июня

понедельник

Вся сила – в знаниях!

Силы вокруг нас. Изготовление катушки-ползушки, динамометра.

9 день

13 июня вторник

День рождения булавки

Давление. Изготовление жидкостного манометра, барометра.

10 день

14 июня

среда

День экологии

Вторая жизнь пластиковых бутылок: изготовление прибора для демонстрации закона Паскаля; картезианского водолаза; поилки для птиц. Трудовой десант.

11 день

15 июня

четверг

Всемирный день ветра

Ветер, ветер, ты могуч…       Изготовление бумажного флюгера, змея, модели движения воздушного колеса. Изготовление анемометра. Подвижные конкурсы

12 день

16 июня

пятница

Солнце печет, липа цветет. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Греет ли шуба? Конструирование прибора, демонстрирующего увеличение объема газов при нагревании. Изготовление термоскопа (наблюдение передачи тепла)

13 день

19 июня

понедельник

День наблюдения за облаками

У природы нет плохой погоды. Изготовление гигрометра, психрометра.

Экскурсия в ботанический сад (оранжереи)

14 день

20 июня

вторник

Закрытие смены

Фестиваль «Формула успеха», закрытие смены. Экскурсия на физико-технический факультет ДонНУ.

 

Методическое сопровождение смены содержит подробный конспект с указанием целей, этапов проведения занятия; видеоматериалы; подробное описание практической составляющей занятия; список использованной литературы и интернет-ресурсов. С методическим сопровождением каждого дня смены можно ознакомиться по ссылкам в таблице.

Список литературы:

 

1.                 Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 г.г (приказ МОН ДНР от 17 мая 2015года №325 )

2.                 Ванклив Д. Занимательные опыты по физике /Д.Ванклив. – М.: Аст, 2008

3.                 Горев Л.А. Занимательные опыты по физике /Л.А.Горев.- М.: Просвещение, 1985.

4.                 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Грирорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2010.

5.                 Долина Н. Коучи в образовании: [Электронный ресурс] /Н.Долина. – Режим доступа: http://www.eurocoach.ru/training/coaching_in_education/.

6.                 Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике, ВЛАДОС, 2007.

7.                 Опыты в домашней лаборатории. М. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981 (серия: “Библиотечка “Квант” Вып. 4.

8.                 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А.И.Савенков. – Самара: Изд.дом «Федоров», 2010.

9.                 Шахмаев Н.Н. Шилов В.Ф. Физический эксперимент в школе. М. 1989.

 


Скачано с www.znanio.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации…

Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации…

Работой группы руководит учитель, а обучающиеся 8-10-х классов могут выступать в роли коучей

Работой группы руководит учитель, а обучающиеся 8-10-х классов могут выступать в роли коучей

Электричество вокруг нас. Изготовление гальванического элемента

Электричество вокруг нас. Изготовление гальванического элемента

Солнце печет, липа цветет. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Солнце печет, липа цветет. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2010

П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2010
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021