Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида детский сад № 80
Конструкт
Составила: Рачева
Елена Николаевна, старший воспитатель
Нижний Тагил, 2020 г.
Тема: «Фронтовые письма – письма строгие…».
Возрастная группа: подготовительная.
Форма организации: фронтальная, групповая, подгрупповая.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».
Предварительная работа: знакомство с художественной литературой А. Твардовский «Гармонь»; выставки рисунков по ВОВ; беседы с детьми «О ветеранах ВОВ», «День Победы»; просмотр презентации «Города герои»; рассматривание иллюстраций о ВОВ; слушание музыкальных произведений Л. Лещенко «Этот День Победы»; заучивание стихов о войне.
Программно - методическое обеспечение:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2.Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева, Нравственно-патриотическое
воспитание старших дошкольников. В помощь педагогу. Волгоград 2013.
3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жингаль Е.Н.,
Краснощёкова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование
и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
4. Стихи советских поэтов, посвящённые войне:
портал для родителей «Ладушки – ладушки», «Русская поэзия»-rupoem.ru
Оборудование: сюжетные картинки, открытки с изображением памятников, мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны, набор демонстрационного материала «День Победы», Аудио записи музыкальных произведений о войне, песня Д. Тухманова на стихи В. Харитонова - «День Победы», рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».
Цель: формирование
представлений о солдатских письмах Великой Отечественной Войны.
Задачи:
· Дать понятие «Великая Отечественная Война», почему война 1941 – 1945 г.г. так названа.
· Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы
· Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой отечественной войны (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).
· Определять и чувствовать важность и значимость фронтовых писем, предполагаемое их содержание (поднимали бодрость духа бойцов, были той прочной связующей нитью между родными людьми, помогали выжить солдату, вселяли надежду на скорую победу).
· Научиться складывать письма треугольником с опорой на схему.
Планируемый результат:
Знают |
Умеют |
Проявляют отношение |
- понятие «Великая Отечественная Война», почему война 1941 – 1945 г.г. так названа; - события Великой Отечественной Войны; - как люди защищали свою родину.
|
- сопереживать другим людям; - уважительно относиться к подвигу наших солдат. - умеют складывать письма - треугольники |
- чувство уважения к памяти воинов – победителей, к традиции преемственности поколений; - чувство патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за нашу страну. |
Этап, его продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Психологический настрой |
Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. |
Ребята предлагаю вам поиграть в необычную игру, для этого давайте встанем в круг, а называется она «Приветствие без слов». |
Дети мотивированны на деятельность, вступают во взаимодействие со взрослым и сверстниками. |
Игровой момент. |
Психологическая готовность. |
Вводно-организационный |
Организация направленного внимания. |
Ребята, а кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 мая? Верно, а почему он так называется «День
Победы»? |
Активно участвуют в диалоге. Высказывают свое мнение. |
Беседа по вопросам. |
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
Мотивационно-побудительный |
Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. |
Посмотрите, что нашла у нас в группе, как думаете, что это? Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как
начиналась война. |
Дети активно высказывают свои предположения. |
Сюрпризный момент. |
Внутренняя мотивация на деятельность. |
Восприятие и усвоение нового |
Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. |
А началась она неожиданно 22 июня 1941года воскресным летним утром, нарушив мирную жизнь людей, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. И вскоре война шла уже на море, в воздухе и на суше. Гитлеровцам очень хотелось закончить войну быстрой победой. Немецкие войска бомбили наши города и села с самолетов, расстреливали танками и пушками. |
Слушают внимательно рассказ. |
Словесный метод – чтение стихотворения. |
Внутренняя мотивация на деятельность. |
Основная часть |
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; Дать понятие «Великая Отечественная Война», почему война 1941 – 1945 г.г. так названа.
Продолжать знакомить детей с событиями ВОВ, закреплять знания о том, как люди защищали свою Родину.
|
В те грозные дни начала Великой отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война». Эта песня была призывом к битве, к борьбе с врагом. Звучит запись песни «Священная война». - На борьбу с захватчиками встала наша армия, в то время она называлась Советская армия. Все взрослые мужчины стали солдатами и ушли на фронт. Ребята, а что это такое – фронт? Кого там можно увидеть? Что там происходит? (Фронт – это место, где идут бои. Там сражаются бойцы. Там стреляют) - Там идет битва. Послушайте звуки битвы Запись шума боя - Взрываются бомбы. Летят самолеты. Грохочут танки. Гремят выстрелы. Слышатся крики солдат. Враг силен. Но защитники помнят такое правило: «Бой – святое дело, иди на врага смело!». Все как один встали на защиту родины. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. - Ребята, а кто такой герой? - Правильно, ребята. Герой тот, кто совершал подвиг, не жалея своей жизни, защищал свою Родину, свой народ. - А как вы думаете, могут города быть героями? - В годы Великой Отечественной войны не только военные, но и мирные жители городов и даже дети сражались с врагами, напавшими на нашу Родину. После войны такие города были награждены высокой наградой страны – золотой Звездой Героя, и стали носить гордое звание город-герой. - Это города: Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой. - Первыми встретили врагов бойцы Брестской крепости, которая стояла на границе нашей Родины. Фашисты хотели захватить Брест за несколько часов стремительным ударом. - Как вы думаете, почему им это не удалось? - Верно, защитники крепости не сдавались, они истекали кровью, но ни одно полковое знамя не попало фашистам в руки. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Обстрелы и бомбёжки крепости продолжались днем и ночью, от огня плавился кирпич. Звучит запись песни «Брестская крепость. На стены под знамя» Герои-пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была разрушена. Уже после войны на стене одной из казарм нашли нацарапанную запись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина! 20 VII 1941 г.». В ознаменование 20-летия Победы Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой». Здесь можно увидеть руины крепости и огромные скульптуры – памятники бойцам – пограничникам. Высокое звание «Город-герой» с гордостью носит столица нашей Родины – Москва. Битва под Москвой была самой тяжелой в Великой Отечественной войне. - Как вы думаете, почему немецкие захватчики хотели захватить Москву? - Захватить столицу страны для фашистов означало победить, но они не дошли до Москвы 30 км. - Кто стал на защиту своего города? - Верно, москвичи от мала до велика, встали на защиту родного города. - Они рыли траншеи, окопы, заваливали дороги, строили баррикады. Под Москвой завязался жаркий бой. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая ее врагам: «Велика Россия – а отступать некуда – позади Москва» - эти слова стали символом московской битвы. Звучит запись песни «Марш защитников Москвы» . Все москвичи, у которых были силы, вышли на оборону Москвы. - Как вы думаете, что делали на заводах? - Верно, на заводах днем и ночью выпускали снаряды, орудие для фронта. Стойко сражались защитники Москвы. Имена многих героев, оборонявших город, помнит вся страна. Героем первого ночного тарана (приём воздушного боя, заключающийся в нанесении повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим летательным аппаратом атакующего) был Виктор Талалихин. Произошло это 7 августа 1941 года. Сбив немецкий бомбардировщик, летчик приземлился на парашюте. Этот подвиг повторили 600 наших летчиков. Фронтом и обороной Москвы руководил главнокомандующий Георгий Константинович Жуков, четырежды герой советского союза. «Все мы гордимся нашей страной. Наша столица – город-герой!». -Также высокое звание город - герой носит город Ленинград. Тяжелейшие испытания выпали на долю города Санкт-Петербурга, тогда носившего имя Ленинград. Враги окружили Ленинград, стремясь захватить его и полностью уничтожить. Они окружили его в кольцо, сделав блокаду. - А что же такое блокада? Это, когда город полностью отрезан от других городов, закончилось продовольствие, не было тепла, электричества, воды. - Жители Ленинграда готовы были умереть, но не сдаваться фашистам. Особенно тяжело пришлось ленинградцам в холодную, лютую зиму 1941-1942 годов. Ленинградцы получали лишь крошечные кусочки хлеба на целый день. Единственная связь была со страной через Ладожское озеро. - Вы знаете, как называлась эта дорога? - Верно, «дорогой жизни». В первую блокадную зиму были сильные морозы, и вода в Ладожском озере превратилась в лёд. Днём и ночью люди трудились. Несмотря на воздушные атаки немцев, водители машин, моряки, речники справлялись с поставленными задачами. Порой ценой собственной жизни. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. В город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей. Но всего этого не хватало для большого города. - Куда ходили ленинградцы за водой? За водой приходилось ходить под обстрелом зимой к реке Неве, к специально прорубленным полыньям. После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Она писала «Сегодня умер дедушка, сегодня умерла мама, сегодня умер брат». Вся семья, шесть человек погибли от голода, осталась одна Таня, её спасли от голода, но она все же умерла. - Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, мины, гранаты и другое оружие. «Все для фронта, все для победы!» Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. -Люди, помогавшие переправлять грузы в Ленинград, и дети Ленинграда, и все, кто находился в осаждённом городе - герои. За их мужество, отвагу они были награждены медалью "За оборону Ленинграда". Звучит запись песни «Медаль за оборону Ленинграда»
|
Участвуют в диалоге, активно высказывают свои предположения. Внимательно слушают воспитателя. Рассматривают иллюстрации, прослушивают аудиозаписи.
Ответы и объяснения детей.
Активно участвуют в диалоге с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.
Размышляют над поставленным вопросом.
Отвечают на вопрос.
После выслушанного рассказа делают вывод.
|
Показать иллюстрации с изображением городов - героев. Приемы активизации самостоятельного мышления детей.
|
Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат. |
Динамическая пауза |
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Развитие координации. |
Физическая минутка Как солдаты на параде, |
Шагают на месте.
Попеременно поднимая, то левую, то правую ногу.
Хлопаю в ладоши в такт.
Выполняю бег на месте. Ладонью стучат по коленям.
Вытягивают руки к верху, приподнимаясь на носочки. Повороты вокруг себя. |
Игровой момент. Чтение стихотворения. |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой отечественной войны (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания). |
Послушайте загадку: - Я домик. Но только совсем без этажный Я тонкий раскрашенный домик бумажный Хоть дверца моя заперта не замком, А просто лизнули ее языком, Но внутрь никого не пускает без спроса: Живут там приветы, ответы, вопросы. Наказы и просьбы, свернувшись лежат, Марки с печатями их сторожат. Вопрос к детям: Для чего нужны письма? -Чтобы общаться с близкими и знакомыми, если они находятся далеко друг от друга.
Очень важно было во время войны получать солдату письма из дома…И родные дома ждали весточки от него…если есть письмо, значит живой! Взрывы и
пожарища - будни боевые, Во время войны не было таких писем, как мы сегодня получаем (показать современные конверты), военные письма выглядели по-другому…
Они треугольной формы. - Но кроме писем с фронта шли и похоронки, но выглядели они иначе — были прямоугольной формы.
Вопрос к детям: - Как вы думаете, почему письма во время Великой Отечественной войны посылались в виде треугольника, а не в конверте? Выслушивание предположений детей. Не хватало конвертов, не было марок, все письма просматривались специальной службой (цензура)… - О чем может рассказать фронтовой треугольник? (предположения детей) - Как найти родных.. - Как проходил бой.. - О чувствах солдата, о расставании с родными. - О встречах с офицерами Послушайте письмо одного солдата (разворачиваю «треугольник» и читаю):
«Два дня назад был жаркий бой с «тиграми» недалеко от населенного пункта «Б». Вы не представляете, как мужественно дрались наши против хваленой гитлеровской брони! А она все равно горит! Гоним сволочей на запад... За этот бой меня маршал Жуков наградил именными часами...» В редкие минуты отдыха солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.
- А чтобы вы сказали в письме солдату? (опрос детей, слайды)
- Послушайте письмо Алины Шевляковой. Дорогой солдат! С мамой мы вчера читали, как солдаты воевали, как Отечество спасали, победить врага смогли. И подумала я вдруг: «Ты, солдат, - мой лучший друг! Смерти ты не испугался, смело ты с фашистом дрался! Среди ночи, среди дня ты сражался за меня! Чтобы в школе я училась. Чтобы с друзьями веселилась. Чтоб не знала холода. Чтоб не знала голода. Чтоб в стране свободной я жила сегодня! Чтоб не бил пулемет. Чтоб молчал автомат» Спасибо, солдат! Спасибо, солдат! - Я думаю такое письмо понравилось бы каждому солдату на фронте и поддержало его боевой дух!.
|
Размышляют над поставленным вопросом.
Отвечают на вопрос.
Размышляют над поставленным вопросом.
Отвечают на вопрос, проявляют инициативу и самостоятельность
Слушают, понимают услышанное
Отвечают на вопросы
|
|||
Научиться складывать письма треугольником с опорой на схему. |
- Я научу вас складывать лист бумаги, так, что бы получился треугольник. Такие письма мы можем отправить нашим ветеранам, когда придем на Парад Победы. Давайте этими письмами поздравим их с Днем Победы 9 мая. Предлагаю пройти за столы. Сначала научимся правильно складывать письма-«треугольники», а потом сложим свое письмо-треугольник. |
Занимают удобное для них место для изготовления письма – треугольника
Дети рисуют письма (возможно взять ранее выполненные рисунки).
|
|||
Заключительный этап. Рефлексия |
Подведение итогов НООД, вызвать чувство уважения к памяти воинов – победителей, к традиции преемственности поколений; Пробудить чувство любви к Родине, чувства гордости за нашу страну. |
В памяти народной навечно сохранятся имена героев. Великой Отечественной войны. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! - Почему наш народ победил врага? Благодаря мужеству, стойкости, отваге и большой любви к своей земле наш народ прогнал фашистов. Звучит запись «День Победы» - У некоторых из вас может быть есть родственники, которые тоже воевали, кто-то из них ещё жив. Сегодня мы познакомились с фронтовыми письмами-треугольниками. - Что еще нового узнали вы сегодня? Чему научились? (ответы детей) Письма с фронта... Документы, над которыми не властно время. Как много значат солдатские письма. Это «живые» свидетели прошлого! Это память, которая досталась нам в наследство. Прошу вас, храните солдатские письма. Они просты, и порою грустны. В них столько надежды и всякого смысла. Прошу вас, храните солдатские письма. Тревожную память людской доброты! Не забудьте поздравить их с праздником Победы. Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему "спасибо" за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о трудной Победе. |
Вызвано чувство уважения, любви к Родине и её воинам – победителям через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Отвечают на вопрос. |
Беседа с детьми. |
Формирование элементарных навыков самооценки. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.