Конструкт
организации образовательной деятельности
по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования»
Константиновой Анастасии Евгеньевны, Миннехаировой Кристины Альбертовны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 33 «Б»)
Группа: Подготовительная группа
Тема: Арифметическая задача
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид НОД: решение арифметических задач
Форма НОД: занятие-игра, игра-путешествие, игра-экспериментирование и т.д.
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, музыкальная, коммуникативная, трудовая и т.д.
Формы организации: индивидуальная, коллективная
Планируемый результат:
· Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
· У детей закреплены умения о составление числа из двух меньших
· У детей созданы условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
· У детей развита смекалка, слуховая память, воображение
· У детей сформировано мыслительная операция, развита речь, умение аргументировать свои высказывания.
· У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её
· Воспитан интерес к математическим занятиям
Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание
Задачи совместной образовательной деятельности |
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие задачи: · Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. · Закрепить умение составлять число из двух меньших Развивающие задачи: · Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. · Развивать смекалку, слуховую память, воображение. · Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные задачи: · Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. · Воспитывать интерес к математическим занятиям. |
Указать имена детей и задачи индивидуальной работы с ними. Но указать только те задачи, которые возможно решить в рамках данного занятия. |
Список использованных источников
1. Примерная общеобразовательная программа
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. Указать дополнительные источники.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
· сделать выборку принципов из ФГОС ДО
Принципы воспитания:
Принципы обучения:
Методы воспитания:
Методы обучения:
Оборудование: Игрушка зайки, корзинка с овощами, схемы, игрушки, шнурки
Этапы деятельности |
Методы обучения |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность |
Беседа, демонстрация, игровая ситуация |
Воспитатель, раскладывает на столе корзинку с овощами и подзывает к себе детей. -Ребята, посмотрите, зайка принес нам корзинку с овощами. -Давайте, посмотрим, что это за овощи. (Морковь и капуста) -Верно, только вот беда, зайка не знает, сколько в корзинке лежит морковок и капусты. -Ребята, а давайте поможем зайке узнать, сколько морковок и капусты лежит в корзинке. -Вы согласны? |
Слушают воспитателя, соглашаются принять участие в предстоящей деятельности. |
Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Основная часть. 2.1. Формирование первичных представлений об арифметической задаче. Игра «Задача – незадача» Задачи: Воспитывать интерес к математическим занятиям. Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
|
Беседа, демонстрация, упражнение, объяснение |
Ребята присаживаются за столы. Воспитатель раскладывает перед ними морковки и капусту. -Ребята, что это? (морковь и капуста) -Сколько морковок? (4) -Сколько капусты? (4) -А мы можем узнать общее количество овощей на столе? (да) -А как мы можем это сделать? (посчитать) -Посчитайте. И сколько всего овощей в корзине? (8) Воспитатель вводит понятие арифметической задачи. -Ребята, представляете вы только, что решили самую настоящую арифметическую задачу. -Послушайте, как она звучит. В корзинке лежало четыре морковки и четыре качена капусты. Сколько всего овощей лежало в корзинке? -Ребята, а вы знаете, что такое арифметическая задача? (ответы детей) -Ребята, арифметическая задача-это текст, в котором есть условии е и вопрос. -Ребята, а давайте сейчас и в нашей задаче выделим условие и вопрос. При назывании условия воспитатель на доске рисует линию, а при назывании вопроса- знак вопроса, при этом обо элемента одинакового цвета.
-А вопрос нашей задачи будет звучать вот так: Сколько всего овощей лежало в корзинке? ? Воспитатель, объясняет детям, что не всякий текст можно назвать «задачей». И при объяснении «незадача», меняет рисунок на доске -Ребята, а вы знаете, что не всякий текст называется «задачей». Есть такие тексты, которые называются «незадачей» -Послушайте внимательно. 1)Если в тексте есть условие, но нет вопроса это «незадача» В корзине лежало 4 морковки, положили ещё одину
2)Если в тексте есть вопрос, но нет условия - это «незадача» Сколько морковок лежало в корзинке? ?
Воспитатель проводит игру «задача- незадача» -Ребята, а давайте мы с вами не много поиграем в игру под названием «задача- незадача». Правила таковы: я вам называю текст, вы его внимательно слушаете и говорите что это «задача» или «не задача». -И так начнём 1.Что это? На столе лежало 3 яблока, добавили одно (не задача) 2. Что это? На столе лежало 3 карандаша и 3 ручки. Сколько всего предметов лежало на столе? (задача) 3. Что это? Сколько птиц сидело на ветке? (не задача) 4. Что это? В саду росли 3 вишни и 2 сливы. Сколько всего вёдер стояло у бочки? (не задача) |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы |
У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её. Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. У детей созданы условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.Решение прямой арифметической задачи на сложение Задачи: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
|
Демонстрация, упражнение, беседа |
Воспитатель, выдаёт детям цветные шнурки (красный, жёлтый, синий) и предлагает положить цветные шнурки во круг каждой группы игрушек. Во время прокладывания шнурков воспитатель уточняет вопрос задачи -Ребята, посмотрите у меня, есть вот такие замечательные цветные шнурки, а давайте мы сейчас, этими шнурками разделим наши овощи на группы? (давайте) -Посмотрите вокруг морковок я кладу синий шнурок. Сколько морковок у нас? (4), вокруг капусты жёлтый шнурок. Сколько капусты у нас? (4), а вокруг всех овощей я кладу красный шнурок. Сколько всего у нас овощей? (8) Воспитатель объясняет, как можно решить задачу с большими предметами. И объясняет что такое схема, рисует схему задачи -Ребята, а вот если мы будем решать задачу с большими предметами, например про деревья, дома, магазины. Мы же не сможем вокруг них положить шнурки и тогда ребята нам на помощь приходят схемы. -А вы знаете, что такое схема? (ответы детей) -Ребята схема - это графическое изображение предметов и их отношений -А давайте мы с вами сейчас рассмотрим схему нашей задачи об игрушках
Воспитатель предлагает детям найти целое, использует схему. Воспитатель объясняет про «сложение». -Ребята, а что нужно сделать, что бы найти целое? (сложить) -Ребята, верно, данное действие так и называется «сложение»
-Ребята, знаком сложения является «+» этот знак очень любить дружить, и сам никогда ни с кем ни сорится, а если кто-то не дружит, он всегда им помогает подружится. Этот знак состоит их двух чёрточек и обозначает увеличение. -Ребята, а что же получится, если мы сложим две половинки круга? (целый круг) -Посмотрите справа от половинок я помешаю целый круг, и между половинками и кругом я помещаю знак «=» сытую рыбку, он говорит о том, что выражения справа и слева равны.
+ =
Воспитатель показывает детям числовой луч. Дети вспоминают, сколько мячей лежало в корзинке, и проводят дугу, дальше называют количество капусты, и решают, в какую сторону от 4 будут рисовать дугу. -Ребята, посмотрите на наш числовой луч 0 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10 -Вспомните, сколько у нас было морковок? (4) -Провидите на луче дугу от нуля до 4
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -А сколько капусты лежало в корзинке? (4) -А в какую сторону мы будем рисовать дугу вправо или влево от 4? Чего больше капусты или всех овощей? (овощей больше) -Значит общее количество овоще больше, чем морковок и капусты, значит, дугу мы проведём в право там числа, которые больше. Ребята скажите ещё раз, сколько у нас капусты? (4). Давайте проведём дугу.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -В какое число пришла дуга? (8)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -Ребята, посмотрите, на нашем луче появилось 3 дуги, две из них обозначают часть, а одна целое. -Ребята, помните, нам нужно было найти целое? (да) -Тогда, куда нам нужно поместить знак вопроса? (в третью дугу) -Помещайте |
Дети слушают, выполняют действие, отвечают на вопросы |
У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её. Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка Задачи: способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания |
Показ Чтение художественного слова |
Ребята выходят на ковёр. -Ой ребята, я что то устала, а вы устали? Давай те мы с вами немного отдохнем. Выходите на ковёр Зайка серенький сидит (сидя на
корточках, шевелим руками, изображая уши заики) |
Дети повторяют за воспитателем. |
Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Решение прямой арифметической задачи на вычитание Задачи: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
|
Беседа, демонстрация, объяснение, упражнение |
Воспитатель выкладывает на стол10 игрушек -Ребята, посмотрите, что ещё нам принес зайка -Скажите что это? (овощи) -Сколько овощей? (10) Воспитатель убирает 4 игрушки и говорит текст задачи -На столе лежало 10 овощей, 4 убрали. Сколько овощей осталось? -Ребята, вы помните, что задача это текст, в котором есть условие и вопрос. -Ребята, а из чего состоит задача? (из условия и вопроса) -Тогда давайте в нашей задаче выделим условие и вопрос. Послушайте ещё раз задачу. На столе лежало 10 овощей, 4 убрали. Сколько овощей осталось? -Какое здесь условие? (На столе лежало 10 овощей, 4 убрали) -А какой тогда здесь вопрос? (Сколько овощей осталось?) -Верно. Ребята, а помните, нашу игру «задача- незадача»? А давайте мы в неё поиграем? (ответы детей) Воспитатель проводит игру «задача- незадача» -Итак начнём: 1.На полке стояло 8 кукол, 4 купили 2.Сколько машинок осталось? 3.На ветке сидело 7 снегирей, 3 улетели. Сколько снегирей осталось на ветке? 4.На столе лежало 5 конфет, 2 съели. Сколько конфет осталось? Воспитатель, показывает детям шнурки и предлагает детям положить шнурки вокруг овощей -Ребята, посмотрите, какие шнурки у меня есть -Ребята сколько овощей было на столе? (10) Воспитатель кладёт красный шнурок -А сколько овощей убрали? (4) Воспитатель кладёт синий шнурок отделяя 4 овоща от других Воспитатель рисует схему задачи
-Ребята, где у нас на схеме находится целое? (это весь круг) -А где у нас находятся части? (там, где расположены 4 точки и 6 точек)
Воспитатель, на кругах вместе с детьми выясняют, как можно найти часть -Ребята, а что нам нужно сделать, что бы найти часть? -Ребята, посмотрите, у нас есть целый круг, если из него мы уберём половинку, т.е. часть, то, что у нас останется? (вторая половинка). Верно, у нас остаётся вторая половинка, т.е. часть. -Что нам нужно сделать, что бы найти часть? (нужно из целого убрать известную часть) Воспитатель рассказывает детям о вычитании и демонстрирует схемы -Ребята удаление части уз целого называется вычитанием это арифметическое действие
- -Ребята, знак «-» не очень дружелюбный и он постоянно со всеми сорится. Он состоит из одной палочки и любит всё уменьшать. -Ребята, получается, что если мы из целого удалим часть, то мы получим другую часть? (да)
- = Воспитатель, заменяет схемы на цифры -Ребята, а давайте теперь нашу схему, заменим цифрами
10 -Сколько всего овощей у нас было? (10)
4 -А сколько убрали? (4)
10 4 - -Значит нам из 10 нужно вычесть 4
10 числа. И получается что 10-4=6 Воспитатель предлагает отметить задачу на числовом луче, который она заранее приготовила -Ребята, давайте нашу задачу отметим на числовом луче, который я уже приготовила
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 -Сколько овощей лежало в корзинке? (10). Давайте отметим
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 -А сколько овощей убрали? (4) -Ребята, а овощей стало больше или меньше? (меньше) -Значит, в какую сторону мы будем рисовать стрелочку вправо или влево? (влево). Значит, давайте мы нарисуем дугу от цифры 10 влево на 4 деления.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 -В какое число упала дуга? (6) -Сколько же овощей осталось? (6) -Давайте проведём последнюю дугу от 0 до 6 -Ребята 2 из дуг обозначают часть, а 1 целое. А нам же была неизвестна часть. А какая часть была неизвестна правая или левая? (левая). Давайте поставим в неё знак вопроса
?
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Дети слушают воспитателя. Отвечают на вопросы, решают задачу |
У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её. Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Подведение итогов ОД. Задача: формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод |
Беседа, демонстрация |
Воспитатель возвращается к мотивации и беседует с детьми -Ребята, помните, нам зайчик принес корзинку с морковками и капустой, и просил посчитать сколько всего овощей он нам дал. Какое число у нас получилось? (8) -Верно -А помните он нам дал 10 овощей, а потом 4 забрал, сколько овощей у нас осталось? (6) -Верно -Скажите, а трудно вам было? -А как вы эти трудности преодолели? -А вам понравилось решать задачи? |
Дети вступают в диалог, отсылают видео с воспитателем |
Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Открытость. Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
Беседа |
-Ребята, помните, как звучали задачи? -Я вам предлагаю, в свободно время придумать задачи, рассказать их мне, а потом мы все вместе и решим. Договорились? |
Вступают в диалог |
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.