Конструкт по изучению арифметических задач

  • docx
  • 12.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Konstrukt_po_arifmeticheskim_zadacham.docx

Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Константиновой Анастасии Евгеньевны, Миннехаировой Кристины Альбертовны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 33 «Б»)

Группа: Подготовительная группа

Тема: Арифметическая задача

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид НОД: решение арифметических задач

Форма НОД: занятие-игра, игра-путешествие, игра-экспериментирование и т.д.

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, музыкальная, коммуникативная, трудовая и т.д.

Формы организации: индивидуальная, коллективная

Планируемый результат:

·         Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

·         У детей закреплены умения о составление числа из двух меньших

·         У детей созданы условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

·         У детей развита смекалка, слуховая память, воображение

·         У детей сформировано мыслительная операция, развита речь, умение аргументировать свои высказывания.

·         У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её

·         Воспитан интерес к математическим занятиям

Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

Задачи совместной образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие задачи:

·         Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

·         Закрепить умение составлять число из двух меньших

Развивающие задачи:

·         Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

·         Развивать смекалку, слуховую память, воображение.

·         Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

·         Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

·         Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Указать имена детей и задачи индивидуальной работы с ними. Но указать только те задачи, которые возможно решить в рамках данного занятия.

Список использованных источников

1.      Примерная общеобразовательная программа

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

3.    Указать дополнительные источники.

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

·        сделать выборку принципов из ФГОС ДО

Принципы воспитания:   

Принципы обучения:

Методы воспитания:

Методы обучения:

Оборудование: Игрушка зайки, корзинка с овощами, схемы, игрушки, шнурки

 

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность

Беседа, демонстрация, игровая ситуация

Воспитатель, раскладывает на столе корзинку с овощами и подзывает к себе детей.

-Ребята, посмотрите, зайка принес нам корзинку с овощами.

-Давайте, посмотрим, что это за овощи. (Морковь и капуста)

-Верно, только вот беда, зайка не знает, сколько в корзинке лежит морковок и капусты.

-Ребята, а давайте поможем зайке узнать, сколько морковок и капусты лежит в корзинке.

-Вы согласны?

Слушают воспитателя, соглашаются принять участие в предстоящей деятельности.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность

2.Основная часть.

2.1. Формирование первичных представлений об арифметической задаче.

Игра «Задача – незадача»

Задачи:   

Воспитывать интерес к математическим занятиям. Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

 

Беседа, демонстрация, упражнение, объяснение

Ребята присаживаются за столы. Воспитатель раскладывает перед ними морковки и капусту.

-Ребята, что это? (морковь и капуста)

-Сколько морковок? (4)

-Сколько капусты? (4)

-А мы можем узнать общее количество овощей на столе? (да)

-А как мы можем это сделать? (посчитать)

-Посчитайте. И сколько всего овощей в корзине? (8)

Воспитатель вводит понятие арифметической задачи.

-Ребята, представляете вы только, что решили самую настоящую арифметическую задачу.

-Послушайте, как она звучит. В корзинке лежало четыре морковки и четыре качена капусты. Сколько всего овощей лежало в корзинке?

-Ребята, а вы знаете, что такое арифметическая задача? (ответы детей)

-Ребята, арифметическая задача-это текст, в котором есть условии е и вопрос.

-Ребята, а давайте сейчас и в нашей задаче выделим условие и вопрос.

При назывании условия воспитатель на доске рисует линию, а при назывании вопроса- знак вопроса, при этом обо элемента одинакового цвета.

-Условие нашей задачи будет звучать так: В корзинке лежало четыре морковки и четыре качена капусты. 

вопрос нашей задачи будет звучать вот так: Сколько всего овощей лежало в корзинке?  ?

Воспитатель, объясняет детям, что не всякий текст можно назвать «задачей». И при объяснении «незадача», меняет рисунок на доске

-Ребята, а вы знаете, что не всякий текст называется «задачей». Есть такие тексты, которые называются «незадачей»

-Послушайте внимательно. 1)Если в тексте есть условие, но нет вопроса это «незадача» В корзине лежало 4 морковки, положили ещё одину

 


2)Если в тексте есть вопрос, но нет условия - это «незадача» Сколько морковок лежало в корзинке?   ?

3)Если в тексте есть условие и вопрос, но они не соответствуют друг другу- это «незадача» В корзинке лежало 4 морковки и 4 качена капусты. Сколько всего игрушек стояло на столе?                                ?

Воспитатель проводит игру «задача- незадача»

-Ребята, а давайте мы с вами не много поиграем в игру под названием «задача- незадача». Правила таковы: я вам называю текст, вы его внимательно слушаете и говорите что это «задача» или «не задача».

-И так начнём

1.Что это? На столе лежало 3 яблока, добавили одно (не задача)

2. Что это? На столе лежало 3 карандаша и 3 ручки. Сколько всего предметов лежало на столе? (задача)

3. Что это? Сколько птиц сидело на ветке? (не задача)

4. Что это? В саду росли 3 вишни и 2 сливы. Сколько всего вёдер стояло у бочки? (не задача)

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы

У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

У детей созданы условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

 

 

 

 

2.2.Решение прямой арифметической задачи на сложение

Задачи:

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

 

 

Демонстрация, упражнение, беседа

Воспитатель, выдаёт детям цветные шнурки (красный, жёлтый, синий) и предлагает положить цветные шнурки во круг каждой группы игрушек. Во время прокладывания шнурков воспитатель уточняет вопрос задачи

-Ребята, посмотрите у меня, есть вот такие замечательные цветные шнурки, а давайте мы сейчас, этими шнурками разделим наши овощи на группы? (давайте)

-Посмотрите вокруг морковок я кладу синий шнурок. Сколько морковок у нас? (4), вокруг капусты жёлтый шнурок. Сколько капусты у нас? (4), а вокруг всех овощей я кладу красный шнурок. Сколько всего у нас овощей? (8)

Воспитатель объясняет, как можно решить задачу с большими предметами. И объясняет что такое схема, рисует схему задачи

-Ребята, а вот если мы будем решать задачу с большими предметами, например про деревья, дома, магазины. Мы же не сможем вокруг них положить шнурки и тогда ребята нам на помощь приходят схемы.

-А вы знаете, что такое схема? (ответы детей)

-Ребята схема - это графическое изображение предметов и их отношений

-А давайте мы с вами сейчас рассмотрим схему нашей задачи об игрушках

                          -Сколько морковок в корзинке? (4)

                           

 

 

 

 

 


                          -Сколько капусты в козинке? (4)

 

 

 


                                                              -Сколько все овощей в корзинке?

                           

                             ??

 

 

Воспитатель предлагает детям найти целое, использует схему. Воспитатель объясняет про «сложение».

-Ребята, а что нужно сделать, что бы найти целое? (сложить)

-Ребята, верно, данное действие так и называется «сложение»

          +

                  

-Ребята, знаком сложения является «+» этот знак очень любить дружить, и сам никогда ни с кем ни сорится, а если кто-то не дружит, он всегда им помогает подружится. Этот знак состоит их двух чёрточек и обозначает увеличение.

-Ребята, а что же получится, если мы сложим две половинки круга? (целый круг)

-Посмотрите справа от половинок я помешаю целый круг, и между половинками и кругом я помещаю знак «=» сытую рыбку, он говорит о том, что выражения справа и слева равны.

 


             +        =

 

Воспитатель показывает детям числовой луч. Дети вспоминают, сколько мячей лежало в корзинке, и проводят дугу, дальше называют количество капусты, и решают, в какую сторону от 4 будут рисовать дугу.

-Ребята, посмотрите на наш числовой луч                      

0     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

-Вспомните, сколько у нас было морковок? (4)

-Провидите на луче дугу от нуля до 4

 

 


0     1     2     3     4      5      6      7      8      9     10

-А сколько капусты лежало в корзинке? (4)

-А в какую сторону мы будем рисовать дугу вправо или влево от 4? Чего больше капусты или всех овощей? (овощей больше)

-Значит общее количество овоще больше, чем морковок и капусты, значит, дугу мы проведём в право там числа, которые больше. Ребята скажите ещё раз, сколько у нас капусты? (4). Давайте проведём дугу.

 

 


0     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

-В какое число пришла дуга? (8)

-Давайте теперь проведём последнюю дугу на нашем луче от 0 до 8

                            ?

 


0     1     2     3     4     5     6     7     8      9      10

-Ребята, посмотрите, на нашем луче появилось 3 дуги, две из них обозначают часть, а одна целое.

-Ребята, помните, нам нужно было найти целое? (да)

-Тогда, куда нам нужно поместить знак вопроса? (в третью дугу)

-Помещайте

Дети слушают, выполняют действие, отвечают на вопросы

У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

 

Физминутка

Задачи:

способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение художественного слова

Ребята выходят на ковёр.

-Ой ребята, я что то устала, а вы устали? Давай те мы с вами немного отдохнем. Выходите на ковёр

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,  (дрожим стоя)
Надо лапочки погреть,  (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,  (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.

Дети повторяют за воспитателем.

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

2.3. Решение прямой арифметической задачи на вычитание

Задачи:

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

 

 

Беседа, демонстрация, объяснение, упражнение

Воспитатель выкладывает на стол10 игрушек

-Ребята, посмотрите, что ещё нам принес зайка

-Скажите что это? (овощи)

-Сколько овощей? (10)

Воспитатель убирает 4 игрушки и говорит текст задачи

-На столе лежало 10 овощей, 4 убрали. Сколько овощей осталось?

-Ребята, вы помните, что задача это текст, в котором есть условие и вопрос.

-Ребята, а из чего состоит задача? (из условия и вопроса)

-Тогда давайте в нашей задаче выделим условие и вопрос. Послушайте ещё раз задачу. На столе лежало 10 овощей, 4 убрали. Сколько овощей осталось?

-Какое здесь условие? (На столе лежало 10 овощей, 4 убрали)

-А какой тогда здесь вопрос? (Сколько овощей осталось?)

-Верно. Ребята, а помните, нашу игру «задача- незадача»? А давайте мы в неё поиграем? (ответы детей)

Воспитатель проводит игру «задача- незадача»

-Итак начнём:

1.На полке стояло 8 кукол, 4 купили

2.Сколько машинок осталось?

3.На ветке сидело 7 снегирей, 3 улетели. Сколько снегирей осталось на ветке?

4.На столе лежало 5 конфет, 2 съели. Сколько конфет осталось?

Воспитатель, показывает детям шнурки и предлагает детям положить шнурки вокруг овощей

-Ребята, посмотрите, какие шнурки у меня есть

-Ребята сколько овощей было на столе? (10)

Воспитатель кладёт красный шнурок

-А сколько овощей убрали? (4) Воспитатель кладёт синий шнурок отделяя 4 овоща от других

Воспитатель рисует схему задачи

 


                             -Сколько овощей было на столе? (10)

 

 

 

 

 

 


                           -Сколько овощей убрали? (4)

 

 

 


-Ребята, где у нас на схеме находится целое? (это весь круг)

-А где у нас находятся части? (там, где расположены 4 точки и 6 точек)

Блок-схема: узел:                 ?                             

 


                                      -Ребята, а что неизвестно целое или часть?

 

 

 

 


Воспитатель, на кругах вместе с детьми выясняют, как можно найти часть

-Ребята, а что нам нужно сделать, что бы найти часть?

-Ребята, посмотрите, у нас есть целый круг, если из него мы уберём половинку, т.е. часть, то, что у нас останется? (вторая половинка). Верно, у нас остаётся вторая половинка, т.е. часть.

-Что нам нужно сделать, что бы найти часть? (нужно из целого убрать известную часть)

Воспитатель рассказывает детям о вычитании и демонстрирует схемы

-Ребята удаление части уз целого называется вычитанием это арифметическое действие

 


           -            -Ребята, знак «-» не очень дружелюбный и он   

                          постоянно со всеми сорится. Он состоит из одной палочки и любит всё уменьшать.

-Ребята, получается, что если мы из целого удалим часть, то мы получим другую часть? (да)

 


           -        =        

Воспитатель, заменяет схемы на цифры

-Ребята, а давайте теперь нашу схему, заменим цифрами

10

 
                

               -Сколько всего овощей у нас было? (10)

4

 
               

               -А сколько убрали? (4)

10

 

4

 
 


          -            -Значит нам из 10 нужно вычесть 4

4

 

6

 
 


10

 
             -        =          -Ребята в этом случаи знак «=» не уравнивает   

                                     числа. И получается что 10-4=6

Воспитатель предлагает отметить задачу на числовом луче, который она заранее приготовила

-Ребята, давайте нашу задачу отметим на числовом луче, который я уже приготовила

 


0     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     11

-Сколько овощей лежало в корзинке? (10). Давайте отметим

 

 

 


0     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10      11

-А сколько овощей убрали? (4)

-Ребята, а овощей стало больше или меньше? (меньше)

-Значит, в какую сторону мы будем рисовать стрелочку вправо или влево? (влево). Значит, давайте мы нарисуем дугу от цифры 10 влево на 4 деления.

 

 

 

 


0     1     2     3     4     5     6     7     8      9     10      11

-В какое число упала дуга? (6)

-Сколько же овощей осталось? (6)

-Давайте проведём последнюю дугу от 0 до 6

-Ребята 2 из дуг обозначают часть, а 1 целое. А нам же была неизвестна часть. А какая часть была неизвестна правая или левая? (левая). Давайте поставим в неё знак вопроса

 

 

 


            ?

 


0     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10      11

 Дети слушают воспитателя. Отвечают на вопросы, решают задачу

У детей воспитаны такие качества, как самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Дети научились составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

 

3.Подведение итогов ОД.

Задача:

формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа, демонстрация

Воспитатель возвращается к мотивации и беседует с детьми

-Ребята, помните, нам зайчик принес корзинку с морковками и капустой, и просил посчитать сколько всего овощей он нам дал. Какое число у нас получилось? (8)

-Верно

-А помните он нам дал 10 овощей, а потом 4 забрал, сколько овощей у нас осталось? (6)

-Верно

-Скажите, а трудно вам было?

-А как вы эти трудности преодолели?

-А вам понравилось решать задачи?

Дети вступают в диалог, отсылают видео с воспитателем

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

-Ребята, помните, как звучали задачи?

-Я вам предлагаю, в свободно время придумать задачи, рассказать их мне, а потом мы все вместе и решим. Договорились?

Вступают в диалог

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах