КОНСТРУКТ
театрализованной игры
постановка по сказке С. Михалкова «Три поросенка»
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Интеграция областей: Социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Вид деятельности: театрализованная игра
Тема: Сказка С. Михалкова «Три поросенка».
Форма организации: групповая.
Планируемые результаты:
- Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности.
- Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Демонстрируют умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства.
- Демонстрируют умение работать в группе, налаживают партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
- Принимают активное участие в инсценировке.
- Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.
- Проявляют артистические качества и творческие способности.
- Создают игровые образы с использованием выразительных действий, мимики, жестов, интонации речи, передают их эмоциональное состояние, смену настроения своего персонажа.
- Дети проявляют творческую самостоятельность, эстетический вкус при передаче образа своего героя.
- Демонстрируют уверенность в себе.
- Демонстрируют умение анализировать выразительность игровых образов, работу своих товарищей.
- Умеют выражать своё отношение к поступкам героев сказки.
Цель: развитие коммуникативных умений у детей 4-5 лет через театрализованную игру.
ЗАДАЧИ образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
1.Воспитательные задачи: - Воспитывать умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства. - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. - Воспитывать артистические качества. - Воспитывать уверенность в себе. 2.Развивающие задачи: - Развивать у детей любознательность. - Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. - Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. - Развивать творческие способности детей. - Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя. - Развивать умение анализировать выразительность игровых образов и работу своих товарищей. 3.Обучающие задачи: - Побуждать к активному участию в инсценировке. - Учить детей с помощью средств интонационной выразительности, мимики, жестов, передавать различные эмоциональные состояния, смену настроения своего персонажа. - Совершенствовать умение выражать своё отношение к поступкам героев сказки. |
•У Вани. · Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, а так же уверенность в себе и положительную самооценку.
•Кирилла. · Учить с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоциональные состояния, смену настроения своего персонажа.
•У Ханым и Евы. · Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности, самостоятельность. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
Принципы воспитания: Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: Обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Принцип систематичности и последовательности.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика – синтез, 2012г.; ФГОС.
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Изд. Дом «Воспитание дошкольника», 2012 г.
Оборудование:
Куклы: волк, поросенок Ниф-Ниф, поросенок Нуф-Нуф, поросенок Наф-Наф.
Декорации: лес, солнечная полянка, домики поросят.
Атрибуты: ширма, стульчики за ширмой для детей и воспитателя.
Игровое оборудование: Афиша, музыкальное сопровождение.
Действующие лица: сказочница, волк, поросенок Ниф-Ниф, поросенок Нуф-Нуф, поросенок Наф-Наф.
Предварительная работа:
1. Проведение бесед на тему: «Трудолюбие и лень», «Что такое дружба?».
2. Чтение сказки «Три поросенка», «Зимовье» с показом иллюстраций и беседа по ее содержанию.
3. Обсуждение сказки: её героев (их поведение, действия), сюжета сказки.
4. Дидактическая игра «Из какой мы сказки?»
5. Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата, пантомимических навыков и различных эмоций (удивление, радость и др.)
6. Заучивание детьми текста сказки.
Ход игры
Этапы |
Методы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивационный этап. Задачи: - Мотивировать детей на предстоящую деятельность. - Развивать у детей любознательность. - Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. |
Словесный: - Проблемная ситуация. - Беседа. - Объяснение. - Эмоциональное стимулирование.
|
Воспитатель эмоционально создаёт игровую ситуацию, вовлекает и побуждает детей, к постановке игровой цели. - Ребята, сегодня утром мы с вами говорили о трудолюбии и лени, о дружбе. Как вы думаете, для других ребят эта информация важна? А через какую сказку мы с вами могли бы донести эти правила поведения? Я с вами полностью согласна можно через сказки «Три поросенка», или «Зимовье». Ребята, какую вы сказку хотите показать сейчас? У как шумно, давайте проголосуем. Поднимите руки, кто хочет поставить сказку «Три поросенка». Хорошо. А теперь поднимите руки, кто хочет поставить сказку «Зимовье». Хорошо. По количеству голосов у нас больше проголосовало за сказку «Три поросенка», но вы не переживайте сказку «Зимовье» мы покажем чуть позже. Ребята, мы с вами участвовали в спектакле, где были молчаливыми актерами и показывали переживания своего персонажа действиями и мимикой, участвовали в спектакле, где своего персонажа показывали не только мимикой и действием, но и интонацией голоса, а сегодня я хочу вам предложить показать другой театр. В самом начале мы с вами разговаривали о разных видах театров. Кто помнит, какие бывают театры? Воспитатель выслушивает высказывания детей, поощряет. Я хочу предложить вам показать сказку при помощи кукол. Как этот театр называется? Правильно, конечно кукольный. При показе этого спектакля зрители не увидят вашей мимики и жестов. В этом спектакле нужно все происходящее передать интонацией голоса. Хотите побыть актерами кукольного театра? Я очень рада, что вам мое предложение понравилось. Остается распределить роли и обязанности. |
- Подходят к воспитателю, вступают в диалог, эмоционально откликаются на проблемную ситуацию. - Предлагают свои версии. - Соглашаются. |
- Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности. - Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. |
2 этап. Совместное планирование игры. Задачи: - Воспитывать умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства. - Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. - Побуждать к активному участию в инсценировке. - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
|
Словесный: - Беседа. - Обсуждение сюжета, игровых действий. - Рекомендации. - Эмоциональное стимулирование. Наглядный: - Демонстрация. - Показ. Практический: - Конструирование пространства, совместная подготовка атрибутов.
|
Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, организует обсуждение Ребята, а вы помните всех героев сказки? Давайте, вместе их перечислим. А теперь нам нужно распределить роли, кто какого героя сказки будет играть в нашей постановке. Ребята, я знаю, вам всем нравится быть актерами, поэтому чтобы не было обидно те ребята, которые уже участвовали 2 раза в спектакле, будут моими помощниками, а между остальными распределим роли по жребию как в прошлый раз. Согласны? Вот и хорошо. Воспитатель на листочках пишет персонажей, складывает в мешочек, добавляет пустые листочки по оставшемуся количеству детей и предлагает детям по очереди достать листочек. Кирилл,тебе досталась роль поросенка Нуф-Нуф. Расскажи, нам о нем. Какой он? Мне кажется ты будешь замечательным поросенком. Ваня, тебе выпало быть волком. Ты хочешь быть волком? Расскажи нам, какой волк в нашей сказке. Да, правильно, молодец. Ева, какую роль выпало тебе играть? расскажи нам о своем поросенке Наф-Наф. Замечательно. Ханым, расскажи нам о своем поросенке Ниф-Ниф. Какой он? Хорошо. Замечательно. Ну вот, роли мы распределили, а сейчас нужно выбрать художников оформителей которые будут делать афишу. Как вы думаете, для постановки этой сказки, сколько нам нужно художников оформителей? Я тоже думаю, 2 будет достаточно. Кто хочет быть художниками-оформителями? Хорошо! Скажите, а вы хорошо помните сказку? Какие декорации нужны для спектакля? Молодцы. Мы с вами выбрали художников – оформителей, актеров, осталось выбрать костюмеров. Как вы думаете, для постановки этой сказки костюмеры нужны? Правильно нет. Нам нужен кукольник, который подберет нужные куклы. Кто хочет быть кукольником? Хорошо! Мы с вами вспомнили героев сказки, и я думаю, вы без труда сможете подобрать кукол. Художники оформители, если вам понадобиться помощь, обращайтесь, я обязательно помогу вам. А остальным ребятам я предлагаю быть декораторами. Что бы наша сказка получилась яркая и насыщенная, мы с вами будем создавать декорации. - Ребята, можно я опять буду в вашей сказке диктором? Спасибо! - Ребята я предлагаю, пока готовятся декорации прорепетировать сказку. Согласны? После того как декорации и куклы для артистов будут готовы мы можем с вами пригласить зрителей на просмотр спектакля. Договорились? |
- Участвуют в диалоге. - Проявляют активность, любознательность, инициативность. - Идут готовить костюмы и атрибуты для представления.
|
- Демонстрируют умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства. - Демонстрируют умение работать в группе, налаживают партнерские отношения в процессе совместной деятельности. - Принимают активное участие в инсценировке. - Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.
|
3 этап. Реализация игрового замысла. Задачи: - Воспитывать артистические качества. - Развивать творческие способности детей. - Учить детей с помощью средств интонационной выразительности, мимики, жестов, передавать различные эмоциональные состояния, смену настроения своего персонажа. - Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя. - Воспитывать уверенность в себе. |
Словесный: - Художественное слово. - Косвенное руководство. - Эмоциональное стимулирование.
|
Воспитатель организует игровой процесс. Воспитатель в роли сказочницы: осуществляет косвенное руководство и направляет детей на правильные действия. (фоном звучит легкая музыка). - Здравствуйте дорогие зрители, удобно ли сидите вы? Сегодня мы вам покажем сказку «Три поросенка». Мы хотим не просто показать вам спектакль, а научить вас тому, как нужно вести себя, как следует поступать и чего делать нельзя. Смотрите и слушайте очень внимательно! Готовы? А теперь закроем глазки, И представим нашу сказку. Скажем дружно: 1, 2, 3! Сказка в гости приходи! Свои глазки открывайте, В нашу сказку попадайте. Включается фоном музыка и начинается спектакль. Воспитатель наблюдает за игрой, эмоционально стимулирует игровые действия детей. |
- Проявляют активность, - Взаимодействуют в ходе выполнения игровых действий.
|
- Проявляют артистические качества и творческие способности. - Создают игровые образы с использованием выразительных действий, мимики, жестов, интонации речи, передают их эмоциональное состояние, смену настроения своего персонажа. - Дети проявляют творческую самостоятельность, эстетический вкус при передаче образа своего героя. - Демонстрируют уверенность в себе. |
4.Подведение итогов Задачи : - Развивать умение анализировать выразительность игровых образов и работу своих товарищей. - Совершенствовать умение выражать своё отношение к поступкам героев сказки.
|
Словесный: -Беседа -Поощрение -Анализ
|
Воспитатель побуждает детей к анализу достижения игровой задачи. - Ребята, вам понравилось наше представление? - А как вы думаете, чему учит наша сказка? (ответы детей). Правильно ребята. (Нужно быть трудолюбивыми и дружными, обязательно приходить друг другу на помощь). - Ребята я вам напомню, кто для вас сегодня исполнял роли (перечисляет детей участвующих в спектакле) Давайте скажем им большое спасибо, а так - же поблагодарим наших костюмеров которые готовили для наших артистов костюмы (называет имена детей), и художников –оформителей которые создали для нас декорации!(так же называет имена детей) Дети кланяются, говорят до свидания и уходят. По возвращению в группу педагог выражает искреннее восхищение, поощряет детей, выражает признательность. - Ребята, вам понравилось участвовать в кукольном театре? Как вы думаете, а нашим зрителям понравилась сказка? Как вы узнали, что она понравилась? Правильно по аплодисментам, которые наши зрители вам подарили. Я тоже думаю, что им очень понравился наш спектакль. Вы такие молодцы! Были очень внимательными, замечательно передавали своим голосом состояние своего персонажа. Хочу так же похвалить наших костюмеров, ведь если бы вы подобрали костюмы не правильно, вся сказка перепуталась, а также хочу отметить какие молодцы наши декораторы, без их декораций сказка была бы не интересна и художникам оформителям тоже хочется сказать большое спасибо. Афиша у них получилась замечательная. Ребята, вам трудно было участвовать в таком спектакле? Что именно было для вас трудно? |
- Анализируют достижение цели, - Оценивают деятельность артистов, т. е. работу своих товарищей. - Ведут беседу. |
- Демонстрируют умение анализировать выразительность игровых образов, работу своих товарищей. - Умеют выражать своё отношение к поступкам героев сказки.
|
5.Открытость Задача: - Сориентировать детей на самостоятельную деятельность. |
Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование. |
Воспитатель побуждает к использованию игры в самостоятельной деятельности. Вам хочется рассказать кому нибудь о том, какой замечательный спектакль мы сегодня с вами поставили? Каму бы вы хотели рассказать об этом? Ребята, такой спектакль можно показать дома? - Ребята, помните, мы с вами ввели традицию, о каждом своем спектакле рисовать рисунки, какой кому эпизод больше всего понравился? Мы с вами договорились, что рисунки вы будете рисовать в свободное время или можно нарисовать дома, а на следующий день утром мы их будем рассматривать и обсуждать. Завтра жду ваши замечательные рисунки. |
Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои мысли, чувства, желания. |
- Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность. |
Сценарий кукольного спектакля по мотивам сказки С. Михалкова
«Три поросенка»
Ведущий: Жили-были на свете три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила Осень.
Наф-Наф: Пора нам подумать о Зиме. Давайте построим крепкий, теплый дом.
Ниф-Ниф: Нам не нужен теплый дом. Мы еще погуляем.
Нуф-Нуф: Мы еще покувыркаемся и повеселимся.
(Поросята уходят) Раздается звуки ветра.
Ведущий: Но стало холодно, подул сильный ветер, лужи стали замерзать. И ленивым поросятам пришлось строить домики. (Появляется дом из соломы)
Ниф-Ниф: Вот я какой дом построил из соломы. Раз-два и готово! Сейчас положу последнюю соломинку и все! Ура!
(Ниф-Ниф поет песенку)
Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь!
(Убираем дом Ниф-Нифа. Ставим дом из прутьев)
Нуф-Нуф: Вот и готово! Вбил в землю колышки, переплел их прутьями. На крышу досок навалил. Листьев набросал и готово!
(Нуф-Нуф поет песенку)
У меня хороший дом, новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром, дождь и гром, дождь и гром.
(Убираем дом из прутьев. Ставим каменный дом)
Ведущий: А Наф-Наф уже несколько дней занят работой. Натаскал камней, намесил глины и построил прочный дом, в котором можно укрыться от ветра, мороза и страшного волка. И дверь сделал тяжелую, дубовую с засовом.
(Наф-Наф поет песенку)
Я, конечно, всех умней, всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней, из камней, из камней!
Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь.
Не ворвется в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь.
Появляются поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф: О каком страшном звере это ты поешь?
Наф-Наф: О волке.
Поросята, удаляясь от домика Наф-Наф танцуют и поют передразнивая его. В это время убирается кирпичный дом и выставляется соломенный.
Где ты ходишь, хитрый волк,
Старый волк, страшный волк!
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!
Ведущий: Поросята так разрезвились и разыгрались, что даже не заметили волка. Он стоял за большим деревом.
И вдруг они увидели настоящего живого волка! У него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики задрожали. Волк приготовился к прыжку, щёлкнул зубами, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк. (Ставим дом из соломы, поросята прячутся за дом.) Поросята добежали до соломенной хижины и едва успели захлопнуть дверь перед самым носом волка.
Волк: Сейчас же отоприте дверь! А не то я её выломаю!
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф: Нет, не отопрем!
Волк: Сейчас же отоприте дверь! А не то я так дуну, что весь дом разлетится!
Ведущий: Но поросята от страха ничего уже не могли ответить. Тогда волк начал дуть.
Волк: «Ф-ф-ф-у-у-у!» Включается звук ветра
Ведущий: Дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган. Через минуту они были уже у двери Нуф-Нуфа. (Ставим дом из прутьев, поросята прячутся за дом). Едва успели братья запереться, как услышали голос волка:
Волк: Ну, теперь я съем вас! Сейчас же отоприте дверь! А не то я так дуну, что и от этого дома сей час ничего не останется!
Ведущий: И он принялся дуть. Дом немного по косился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвёртый раз. Включается звук ветра
Дом зашатался и развалился. В ужасе бросились поросята бежать. Братья мчались к дому Наф-Нафа.
(Ставим дом из камней).
Ведущий: Прибежали поросята, спрятались в крепком доме Наф-Нафа.
А Наф-Наф запел песенку.
Наф-Наф поет:
Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь.
Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!
Ведущий: Волк разозлился. Он и дул на дом. А дом ни с места!
Он и царапал дом когтями! Дом ни с места!
Тогда волк решил залезть в дом через трубу на крыше.
Но не удержался и свалился в котел с водой! Завыл от боли и удрал из леса
навсегда! А три поросенка весело зажили в крепком, теплом доме из камней и с тех пор все делали вместе.
Артисты выходят под веселую музыку и кланяются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.