Конструкт урока по литературному чтению
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 11.05.2022
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Английская народная песня «Перчатки». Американская народная песня «Бульдог по кличке Дог».
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: развитие познавательных УУД (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы) в процессе формирования умения пользоваться политической картой.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
· прослушанного текста.).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Образовательные: формировать умение читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «Английская народная песня «Перчатки», интерактивное упражнение, аудиоматериал.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс.
4. Учебник Литературное чтение 2 класс, Климанова, Горецкий, часть 2, УМК «Школа России».
5. Интерактивное упражнение на платформе Lerning Apps. URL: https://learningapps.org/watch?v=p3swt5uht22
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Первичное закрепление.
5. Физминутка.
6. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваш урок литературного чтения проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник по литературному чтению и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Итак, для того, чтобы начать наш урок, предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. (организую слушание фрагмента народной песни «Калинка-Малинка») - Кто узнал, что это за песня? - Ребята, понравилось ли вам услышанное? - Какое настроение у вас появилось? - Желаю, чтобы это настроение сопровождало вас на протяжении всего урока. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Ребята, как вы думаете, это народная музыка или её написал композитор? - Почему? (в музыке используются народные инструменты, люди поют на народный лад, в тексте песни много народных присказок) - Предположите, о чём будет наш урок? (народные песни) - Как вы думаете, народные песни существуют только в русском языке или в других языках они тоже есть? (есть в других языках) - Чтобы узнать, о чём мы поговорим сегодня, предлагаю вам отгадать загадку. - Их надеваю на руки зимою, В них и полы, и посуду я мою, Пальцев нигде не найдут отпечатки, Если на Ваших руках есть … (перчатки) - Сегодня на уроке мы изучим английскую народную песню под названием «Перчатки». - Как вы думаете, как звучит тема урока? (Английская народная песня «Перчатки») - Ребята, давайте составим план урока: 1. Вспомнить, что такое фольклор 2. Прочитать английскую народную песню «Перчатки» 3. Прослушать американскую народную песню |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений. |
3. Решение проблемы.
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Для того, чтобы решить первую задачу, мы должны вспомнить, что такое фольклор. Для этого предлагаю вам сделать новую запись в читательском дневнике. - Откройте новую страницу, и по середине первой строки запишите сегодняшнюю дату и слова «Классная работа», как у меня на доске. - Запишите название песни «Перчатки». В следующей строке по середине «Английская народная песня». Ниже по середине строки «Перевод С.Я. Маршака». Помните, что в конце каждой строчке д.б. точка. - Ниже с красной строки запишите слово «Фольклор» с большой буквы и поставьте после него тире. - Ребята, скажите, помните ли вы, что означает слово фольклор? - Для того, чтобы мы смогли сказать, что такое фольклор, предлагаю вам, используя слова на слайде, попытаться устно собрать это определение. - …, что у тебя получилось? (Фольклор – это произведения устного народного творчества.) - Верно. Спишите это определение со слайда в свой читательский дневник. - Для того, чтобы вспомнить, что входит в понятие фольклор, предлагаю вам поработать над электронным упражнением. Для этого вспомним, как нужно обращаться с интерактивной доской. (организую фронтальную работу с интерактивным заданием learning apps) - Итак, ребята, что входит в понятие литературного фольклора? - Мы с вами выполнили первую задачу урока. Отметим её перчаткой. - Напомните, какое произведение мы сегодня изучаем? - Кто является его автором? А кто перевёл его на русский язык? - Что вы уже знаете об этом русском авторе? Какие произведения Маршака вы уже читали? - Предлагаю вам познакомиться с его переводом английской песни «Перчатки». Откройте 132 страницу учебника. Я буду читать текст песни, а вы следите за текстом и читайте про себя. (организую первичное слушание текста произведения) - Почему песня называется «Перчатки»? - Ребята, как вы поняли, о чём песня? |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл. |
Физминутка
Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, мы довольно активно поработали головой, а теперь поработаем мышцами тела. - С тобой гуляем весело, По улице идем. И по дороге песенку Веселую поем. (шагать на месте) Ля-ля-ля-ля, (4 хлопка) По улице идем. (шаги на месте) Ля-ля-ля-ля, (4 хлопка) Мы песенку поем. (шаги на месте) - Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
4.Первичное закрепление
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, давайте подробнее разберём текст песни в учебнике. Прочитайте первую строку. С какой интонацией её нужно читать? Какую эмоцию нужно передать при чтении? - Какое слово выделяем в этой строчке? Куда падает логическое ударение? Подчеркните это слово карандашом в учебнике. - Какая пауза между первой и второй строкой: длинная или короткая? (аналогично разбираем весь текст) - Предлагаю вам самим выразительно прочитать данную песню. Для этого сначала проведём речевую разминку. Откройте страницу 130 учебника. (организую речевую разминку) - Теперь мы готовы прочитать текст песни. …, прочитай первые 3 строчки. (организую чтение текста по цепочке) - Ребята, понравилось ли вам данное произведение? - Выполнили ли мы 2 задачу? Отметим её перчаткой.
|
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки. |
5. Организация самостоятельной работы
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой отрабатывают полученные умения. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Хотели бы вы ознакомиться с другими иностранными народными песнями? - Тогда предлагаю вам прослушать американскую народную песню «Бульдог по кличке Дог». (организую прослушивание песни) - Ребята, понравилась ли вам данная песня? Какое настроение она у вас вызывает? - Какие персонажи есть в песне? Чем отличаются или похожи персонажи? Как бульдог помогал своей хозяйке? - Как вы считаете, чем похожи и чем отличаются две прослушанные нами песенки? - Хотели бы, чтобы у вас тоже был такой бульдог? - Предлагаю вам в вашем читательском дневнике сделать рисунок бульдога и под стрелочками подписать, в чём бы вам помогал такой умный бульдог, или чем бы вы с ним занимались вместе. (на доске рисую пример схемы со стрелочками) - …, чем бы ты занимался вместе со своим бульдогом? В чём он бы тебе помогал? (ответы детей) - Скажите, все ли задачи урока мы выполнили? Обратите внимание на слайд – все пункты плана отмечены перчаткой. Мы молодцы! |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник, страница 132, выразительное чтение песни «Перчатки», иллюстрация к песне в читательском дневнике. - Ребята, что вам поможет дома выразительно прочитать текст? (те пометки, которые мы расставили карандашом в учебнике) - Какую иллюстрацию вы можете составить? (ответы детей) |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? Что мы изучали сегодня? - Как вы думаете, где нам пригодятся полученные знания? - Кому мы можем рассказать о том, что узнали? - Считаете ли вы, что нам важно изучать песни разных народов? Почему это важно? (чтобы знать и понимать культуру других народов и свою) - Предлагаю вам показать, насколько наш урок был вам интересен и полезен. Поднимите руку вверх и оттопырьте 5 пальцев. Теперь поочереди загибайте пальцы, если вам было интересно, вы вспомнили что-то, что уже знали, узнали что-то новое, вам понравились те произведения, которые мы изучали, и согните последний палец, если вы можете поделиться с кем-то тем, что сегодня узнали. (последовательно загибают пальцы) - У кого получился кулачок? Кто согнул не все пальцы? Почему? - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.