Конструкт урока по литературному чтению
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 12.05.2022
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Английская народная песня «Храбрецы». Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: развитие познавательных УУД (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы) в процессе формирования умения пользоваться политической картой.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста).
· Образовательные: формировать умение читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «Английская народная песня «Храбрецы», интерактивное упражнение, аудиоматериал.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс.
4. Учебник Литературное чтение 2 класс, Климанова, Горецкий, часть 2, УМК «Школа России».
5. Интерактивное упражнение на платформе Lerning Apps. URL: https://learningapps.org/view25392583
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Первичное закрепление.
5. Физминутка.
6. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваш урок литературного чтения проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Ребята, вспомните, что врачи рекомендуют делать каждое утро, чтобы оставаться здоровым? (зарядку) - Ребята, на самом деле существует зарядка не только для нашего тела, но и для эмоций. Предлагаю вам поучаствовать в ней. - Отлично, я надеюсь, что ваше настроение благодаря зарядке поднялось. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Вспомните, что такое фольклор? - Какие песни мы изучали? - Получилось ли у вас дома выразительно прочитать песню «Перчатки» и сделать к ней рисунок? Предлагаю вам представить рисунок, который у вас получился. - Сегодня на уроке мы продолжаем изучать песни разных народов. Чтобы узнать, с какой народной песней мы познакомимся, предлагаю вам поработать в парах. Сейчас все, кто сидят на втором варианте, закроют глаза и повернутся спиной к тем, кто сидит на первом варианте. - Сейчас те, кто сидят на первом варианте, будут пальцами рисовать на спине второго варианта буквы, которые я буду показывать на слайде, а ребята со второго варианта должны будут угадать, что это за буква. Чтобы наша игра проходила честно, все мы должны молчать и не подсказывать друг другу. Вам понятно задание? (на слайде поочерёдно демонстрирую буквы) - Второй вариант, какое слово у вас получилось? (храбрецы) - Верно, это название английской народной песни, которую мы сегодня изучим. - Как вы думаете, как звучит тема урока? (Английская народная песня «Храбрецы») |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл. |
3. Решение проблемы.
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Для того, чтобы познакомиться предлагаю вам сделать новую запись в читательском дневнике. - Откройте новую страницу, и по середине первой строки запишите сегодняшнюю дату и слова «Классная работа», как у меня на доске. - Запишите название песни «Храбрецы». В следующей строке по середине «Английская народная песня». Помните, что в конце каждой строчки д.б. точка. - Как вы думаете, о чём будет данная песня? - Обратите внимание, сколько вариантов перевода предложено нам в учебнике? (два) - Кто делал перевод этой песни? (Чуковский и Маршак) - Ребята, вспомните, на прошлом уроке мы уже говорили о Маршаке. А что вы можете вспомнить о Чуковском. Кто это? Какие его произведения вы можете вспомнить? - Предлагаю вам прослушать чтение текста песни «Храбрецы» в переводе Чуковского. (организую слушание чтения диктора) - О ком текст песни? Ребята, а кто такие портные? - Давайте запишем определение этого слова в ваш читательский дневник. - Ребята, как вы думаете, в шутку или всерьёз автор назвал портных храбрецами? Почему? - Предлагаю вам попробовать прочитать название песни с разной интонацией. …, прочитай название песни с чувством гордости поступком портных / с удивлением / с насмешкой / с осуждением. - Ребята, как вы считаете, какая интонация будет самой подходящей в этом случае? - Предлагаю вам сделать следующую запись в читательском дневнике. Возьмите в руки линейку и измерьте, на какой отметке у вас середина страницы. Поставьте там точку карандашом, затем через эту точку проведите прямую вниз на 10 клеток так, чтобы она разделила страницу пополам. - В первом столбце запишите «Перевод К. Чуковского», а в правом «Перевод С. Маршака», как у меня на доске. - В первую колонку запишите, как вели себя, и что делали портные в начале песни и в конце песни. …, что ты выписал? (говорили, что не боятся; испугались, разбежались) |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл. |
Физминутка
Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, мы довольно активно поработали головой, а теперь поработаем мышцами тела. Предлагаю вам всем подняться со своих мест. - Ребята, кто из вас знает игру «Глухой телефон»? …, расскажи её правила. - Сейчас встаньте боком друг к другу так, чтобы ваши плечи соприкасались. Сейчас я назову первому человеку слово, а он должен будет шёпотом, так, чтобы было слышно только его соседу, передать это слово дальше. До последнего человека должно дойти это же слово. - Отлично поиграли, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
4.Первичное закрепление
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Ребята, вновь вернёмся к теме нашего урока. Теперь прослушаем второй вариант перевода песни «Храбрецы». (организую слушание чтения) - Ребята, этот перевод песенки отличается от первого? Чем? - А смысл остался тем же? - Предлагаю вам во второй колонке таблице также записать, как вели себя, и что делали портные в начале песни и в конце песни. …, что ты выписал? (вступили в бой; еле ноги унесли, спасаясь от врага) - Ребята, какой перевод песни вам понравился больше? Почему? - Предлагаю вам прослушать следующую песню. Это французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Как вы думаете, о чём будет эта песенка? (организую прослушивание) - О чём эта песня? - Ребята, как вы думаете, почему Сюзон не захотела кружиться с мотыльком? Почему вместо этого она пошла в школу? - Как вы думаете, чему учит эта песня? - Прослушаем ещё одну песню. Это немецкая народная песня «Знают мамы, знают дети». (организую прослушивание) - Ребята, о чём данная песенка? Каков её основной смысл? - Попробуйте к этой песенке подобрать пословицы о труде. - Ребята, мы с вами уже познакомились с большим количеством иностранных песен. Давайте сделаем вывод – для чего создавались такие песни? Только для развлечения, или они могли чему-то научить слушателей?
|
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение читать ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
5. Организация самостоятельной работы
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой отрабатывают полученные умения. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Предлагаю вам поучаствовать в викторине на проверку полученных нами знаний. Сейчас на слайде по очереди будут появляться вопросы и варианты ответа. Я буду читать вам вопрос, и вы будете записывать номер вопроса и номер выбранного вами ответа в читательский дневник. (показать, как это выглядит, с помощью доски) После чего мы будем сверять. Если выбранный вами ответ окажется не верным, не огорчайтесь и не исправляйте себя, ведь есть другие вопросы, где вы сможете показать свои знания. - Итак, первый вопрос. (читаю вопрос) Запишите свой вариант ответа. - Какой вариант ответа ты выбрал? Давайте проверим. Если у вас получилось также, поставьте себе плюс, если у вас другой вариант – поставьте минус. (аналогично с другими вопросами) - Посчитайте, на сколько вопросов викторины у вас получилось ответить верно? - Молодцы, ребята. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений. |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: выразительное чтение одного перевода песни «Храбрецы» на выбор, рисунок к песне в читательском дневнике. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? Что мы изучали сегодня? Что мы научились делать? - Ребята, предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На слайде вам представлены три изображения – портняжки-«храбреца», бульдога по кличке Дог и девочки Сюзон. Кто помнит, чем выделялись эти персонажи в своих песнях? - Сейчас встаньте, если сегодня вам показались трудными задания и вам хотелось убежать от них как портняжке-«храбрецу». Встаньте, если вы помогали товарищам, как бульдог по кличке Дог помогал старушке Фогг. Встаньте, если сегодня вы предпочли всем остальным делам усердно трудиться на уроке и получать знания, как девочка Сюзон. - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность первоначальных представлений об основах экологической культуры – принятие ценности природного мира), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.