Конструкт №4
Тема урока: Текст. Части текста.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности
Цель урока: развитие познавательных УУД (умение воспринимать информацию на слух; умение осмысленно читать текст; умение выделять существенную информацию из текста; осуществлять синтез как составление целого из частей) в процессе изучения темы урока «Текст. Части текста».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками, символами; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правописании безударных гласных в корне, словарных словах, том, что такое текст, из каких частей он состоит (начало, основная часть, конец), главная мысль и тема текста, умения восстанавливать последовательность частей текста, озаглавливать текст.
Задачи:
Воспитательная: формировать навыки проявления настойчивости, ценностного отношение к учебе.
Развивающая: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками, символами; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательная: актуализировать знания о правописании безударных гласных в корне, словарных словах, закрепить знания о том, что такое текст, из каких частей он состоит (начало, основная часть, конец) главная мысль и тема текста, умения восстанавливать последовательность частей текста, озаглавливать текст.
Принципы обучения и воспитания:
- Принцип гуманизма
- Принцип связи воспитания с жизнью и трудом
- Принцип культуросообразности
- Принцип деятельности
- Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания:
- Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.
- Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.
- Методы стимулирования: поощрение.
- По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.
- Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
- Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийная презентация
Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.
Информационные источники:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.
5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации.
4. Физминутка.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога) |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат (с учетом формируемых УУД) |
||||||||||||||||
1. Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. |
• Беседа • Формирование готовности к восприятию |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики. - Скажите, как ученики 2 класса, какими нужно быть на уроке? - Совершенно верно. На уроке нужно быть активными, внимательными, стараться изо всех сил, помогать товарищам. - Скажите, для чего мы изучаем русский язык? - Верно, мы изучаем русский язык, потому что это наш родной язык. На нем говорят наши друзья, близкие. На уроках русского языка мы учимся правильно писать, читать, говорить. - Сегодня мы вспомним очень важную тему. Я желаю вам успехов! |
Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
||||||||||||||||
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока. |
• Беседа • повторение • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль
Прием «Закодированное слово» Прием «Классифицируй» |
- Обратите внимание на слайд. На слайде записаны слова: С…нтябрь, з…ма, пр…щай, д…ревья, в…робей, л…са. - Ваша задача – прочитать слово и назвать пропущенную букву. - На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударные гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно запомнить) - Какие слова мы запоминали? (сентябрь, прощай, воробей) - Вспомните, какие ещё словарные слова вы знаете. (называют слова, которые учили раннее) - Какими словами проверяли остальные слова? (зима – зимы, деревья – дерево, лиса – лисы) - Молодцы! - Ребята, послушайте предложения. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. Скоро у неё появился крошечный щенок. Глазки блестят, как круглые пуговки. Нам подарили собаку Жучку. На голове торчат два остреньких уха. - Скажите, можно ли это высказывание назвать текстом? - Конечно нет. А почему? (В тексте предложения связаны по смыслу) - Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. В данном случае смысловая связь нарушена. Чтобы это исправить, нужно изменить порядок предложений. Сравните: Нам подарили собаку Жучку. Скоро у неё появился крошечный щенок. На голове торчат два остреньких уха. Глазки блестят, как круглые пуговки. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. - В этом тексте описывается щенок. Текст состоит из пяти предложений, которые связаны между собой по смыслу. К нему можно подобрать заголовок. Например, Щенок. -Запомните! Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. - Ребята, сейчас я буду читать текст, ваша задача – внимательно послушать и определить его тему и основную мысль. Жила-была гусеница. Целыми днями она медленно ползала по веткам дерева. И вот однажды она стала вить кокон. Прошло некоторое время, и кокон лопнул. Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку. - О чем говорится в тексте? (О гусенице) - Значит, это и есть тема текста. - Что хотел рассказать нам автор о гусенице? (Как гусеница превращается в бабочку) - Верно, это – главная мысль. - А кто знает, как озаглавить текст? На что должно указывать заглавие? (На самое важное содержание текста) - Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста. Как тогда мы можем его озаглавить? (ответы детей) - Вы совершенно правы, можно текст озаглавить «Гусеница». Не ошиблись и те, кто выбрал заголовок «Превращение гусеницы» или «Появление бабочки». - Ребята, а кто-нибудь из вас уже догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Ответы детей) - Для того чтобы узнать тему урока, предлагаю выполнить задание №1 на карточке. - Вам необходимо расшифровать тему урока:
* - Т « - Е № - К ? – С % -Ч ( - А ) - И - Кто уже разгадал шифр и может назвать тему урока? - Тема: Текст. Части текста. - Давайте поставим цель на урок. Мы уже знаем, из каких частей состоит текст? (Да) - Значит мы будем что-то новое узнавать или вспоминать? (Вспоминать, закреплять) - Цель: закрепить знания о частях текста. |
Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность; пользоваться символами; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правописании безударных гласных в корне, словарных словах, том, что такое текст, главная мысль и тема текста, умения озаглавливать текст. |
||||||||||||||||
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Задача: выявить пути решения проблемы. |
• Беседа • Упражнения • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • беседа
Прием «Составь текст |
- На ваших партах лежат 3 карточки с частями текста, придвиньте их к себе. - Текст рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы получился текст.
- Какую часть поставите первой? (Однажды у меня на окне появилась птица.) - Почему? (Рассказывает, с чего история началась.) - Какая часть вторая? (Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у неё карие, грудка серая – снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы чёрные.) - Почему? (Рассказывается сама история.) - Почему оставшуюся часть поставили последней? (Подводит итог, заканчивает рассказ.) - Итак, у каждой части своё назначение. - Для того чтобы потренироваться выделять части текста, предлагаю послушать текст. (на слайде) Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья. Вдруг треснула ветка сосны. Это белочки затеяли игру. - Скажите, сколько в нём предложений? (4) - Посмотрите на запись и скажите, как обозначены границы предложений в письменной речи? (Знаками препинания – точкой) - Запишите текст в тетрадь, дав ему заголовок. Каждое предложение пишите с большой буквы, в конце ставьте точку. - В мире все предметы, явления, события связаны между собой. Надо уметь разбираться в этих связях, уметь выстраивать цепь причин и следствий. Нужно уметь устанавливать связь между предложениями: что было сначала, что было потом. - *Имя*, как ты озаглавила текст? А ты? - Спасибо за ваши ответы. Сейчас мы выполним еще одно задание для отработки умения составлять текст. - Ваша задача – составить текст и записать его. Важно распределить предложения так, чтобы события происходили последовательно. - Всем понятно? Тогда приступайте. Они падали золотым дождём. Деревья затряслись, задрожали. Подул сильный ветер. Полетели разноцветные листья. - *Имя*, выйди пожалуйста к интерактивной доске и выполни это упражнение в сервисе LearningApps. - Напоминаю, что при работе со смарт-доской вы должны соблюдать технику безопасности. Работаем только с разрешения учителя, чистыми руками, аккуратно. - Ребята, давайте проверим. - *Имя*, прочитай текст, который у тебя получился. Подул сильный ветер. Деревья затряслись, задрожали. Полетели разноцветные листья. Они падали золотым дождём. - *Имя*, прочитай начало текста. И объясни, почему ты выделил именно эту часть текста. (Начало текста готовит читателя к чтению) - Прочитай основную часть текста. И объясни, почему ты выделил именно эту часть текста (В основной части говорится о том главном, о чем хотел сказать автор) - Назови концовку. И объясни, почему ты выделил именно эту часть текста (Концовка завершает текс) - Как отделить части текста на письме? (Писать каждую часть с красной строки) - Ребята, просигнализируйте сигнальной карточкой зеленого цвета, у кого получилось также? Молодцы! - Как ты озаглавил текст? А ты? - Отлично, ребята, я вижу, что вы успешно справляетесь. Для того чтобы выполнять задания дальше, нам нужно открыть замочек к ним. |
Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; пользоваться знаками; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания из каких частей состоит текст (начало, основная часть, конец), умения восстанавливать последовательность частей текста, озаглавливать текст. |
||||||||||||||||
4. Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. |
• Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль |
- Предлагаю встать со своих мест. Подготовим руки и постараемся открыть замок. На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”) Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед) Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу) Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки) - Ребята, мы так активно выполняли упражнение, что замочек открылся и мы можем продолжить нашу работу. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
||||||||||||||||
5. Обобщение и систематизация знаний. Задача: закрепить полученные знания. |
• Упражнения • создание ситуации успеха • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль |
- Для того чтобы закрепить знания, предлагаю выполнить работу на карточке. Придвиньте ее к себе.
- Вам нужно: Прочитать текст, озаглавить его. Подчеркнуть зелёным карандашом начало. Красным карандашом подчеркнуть основную часть. Синим карандашом подчеркнуть концовку. - Всем понятно? Кому непонятно, поднимите руку, я подойду. - Я вижу, что вы уже закончили выполнять задание. Предлагаю проверить. - Обратите внимание на слайд. У кого получилось также, покажите зеленый сигналик, у кого есть ошибки – исправьте. - Здорово! Я вижу, что все ребята успешно справились! |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания из каких частей состоит текст (начало, основная часть, конец), умения озаглавливать текст. |
||||||||||||||||
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течение урока. |
• Предъявление педагогических требований • рефлексия и самопознание |
- Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги урока. - Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? (Закрепить знания о частях текста.) - Мы её выполнили? (да) - Что мы для этого сделали? - Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? - Спасибо за ваши ответы. - Сейчас, я предлагаю завершить наш урок с помощью цветка самооценки. - Вам необходимо выбрать один лепесток и продолжить фразу на нем. 1 лепесток: я узнал (а).. 2 лепесток: я научился(лась)… 3 лепесток: у меня были трудности … 4 лепесток: я бы хотел больше узнать о …. 5 лепесток: мне было интересно … - Хочу отметить сегодня на уроке *Имя* за правильные и четкие ответы на уроке, *Имя* за умение видеть ошибки и исправлять их и *Имя* за работу у доски. - Спасибо за урок, до свидания. |
Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.